Как работают историки. Часть 7. Симбирск

В этом выпуске хочу на конкретном примере показать, как работают историки. Обычно историк большую часть времени тратит на создание информационной базы по избранной теме, ищет сведения о людях,  умерших 100-150 лет назад. В докомпьютерную эпоху всю собранную информацию приходилось расписывать на карточки, а потом раскладывать их по алфавиту. Количество карточек иногда доходило до сотен тысяч. Труд этот требует большой усидчивости. Сейчас это делать легче, да и места такая информация занимает немного.  Разумеется, исследователь не собирает информацию о нескольких тысячелетиях по всему земному шару, а ограничивается  определённой территорией (деревня, город, губерния, регион) и конкретным периодом (событие, эпоха). Например, «Купечество Симбирской губернии в 1850-1917 гг.». С чего начать? Некоторые думают, что надо сразу идти в архив, но это неправда. До 1917-го года издавалось огромное количество списков. Начнём с ежегодника «Адрес-календарь Симбирской губернии» на … год. Там есть именной указатель (не всегда). И тут возникают трудности. Качество печати в 1860-х было не очень хорошим,
типографская краска пачкала текст и некоторые фамилии прочитать трудно.
Они составлены в старой орфографии, поэтому не всегда расположены в алфавитном порядке.
Значительная часть указателей даёт только инициалы, причём сложно отличить буквы П, И, Н.
В некоторых «Адрес-календарях», скачанных из Интернета, немного срезано левое и правое поле. Если часть фамилии срезана, не всегда возможно её восстановить. Так, в «Адрес-календаре» Самары на 1908 год не удалось расшифровать записи:
                …кин К.Н.
           …сипов Пётр Антон.
   …ин Дмитрий Семён.
   …тэрмель Андр. Андр.
Некоторые фамилии имеются в тексте, а в указателе отсутствуют или в указателе есть, а на указанной странице нет.
Но это ещё ничего. Дело в том, что в этом указателе сначала в полном беспорядке идут фамилии на «Га», потом в таком же беспорядке – фамилии на «Ге». Выглядит это так:
Гагарин А.И.
Гафаров
Гаврилов
Гарской
Габейдуллов
Гартман
Гагарин А.Н. и т.д.
При такой структуре если вы ищете какого нибудь Казакова, вам придётся просмотреть 50 фамилий в разделе «Ка».
Казалось бы, фамилию Белов надо искать там, где Бе, но в старой орфографии была буква «ять», поэтому Белов находится после Быкова. Так что приходится сначала переписывать указатель с учётом новой орфографии и современного алфавита, а потом выяснять имя и отчество каждого человека. Вот указан Волков А.Б. Как его могли звать? Пытаемся угадать. Берём справочник А.В. Суперанской «Словарь русских личных имён». М. 1998. Там перечислено семь с половиной тысяч имён, которые встречаются в дореволюционных документах. Это может быть:
Абрам Бабаевич
Абросим Бабурович
Авдей Бажанович
Авксентий Басманович
Агапий Бекетович
Адам Белославович
Адольф Берендеевич
Акакий Бестужевич
Александр Благославович
Алексей Богданович и т.д.
Сколько же разных людей может скрываться под Белов А.Б.?
В справочнике А.В. Суперанской на буквы А-Б указано около 700 мужских имён, так что количество вариантов безгранично. Так что приходится каждую страницу «Адрес-календаря» сверять с отредактированным указателем и добавлять имена и отчества. Случается, записи входят в противоречие друг с другом. Со временем их можно «привести к общему знаменателю», но не всегда это удаётся.
Вот что можно узнать о конкретном человеке из «Адрес-календаря Симбирской губернии» на 1860 год:

Стволов Александр Степанович. Командир арестантской роты гражданского ведомства. Капитан. Ордена: Св. Анны 3 степ., знак отлич. беспорочной службы за 15 лет и серебр. медаль за спасение утопавших, Польский знак отличия за военное достоинство 5-ой степени и бронзовую медаль на Владимирской ленте в пам. войн 1853-1856 годов.

Ермолов Александр Иванович. Штаб-ротмистр. Губернский Предводитель Дворянства. Имеет знак отличия военного достоинства 4 степ. и серебрян. За взятие приступом г. Варшавы в 1831 г. медаль и тёмную бронзовую медаль в память войн 1853-1856 годов.
Дальше может быть два варианта: взять следующий «Адрес-календарь» и проделать ту же работу или заняться изучением того, что есть: искать годы жизни, родственные связи, чем занимались при жизни, где похоронены. Если выбираете 2-ой вариант, набираете в Интернете «Симбирский некрополь». Так мы попадаем на «Список погребённых на кладбище Симбирского Покровского мужского монастыря со времени его основания по 1925 год.». Кладбище уничтожено в 1937 году, теперь там сквер с единственным захоронением: «Илья Ульянов. 1831-1886. Отец В.И. Ленина».
Список на 1332 захоронения по архивным материалам составил священник А.В. Скала, который родился в 1961 году.
Дальнейшую информацию можно искать в провинциальных некрополях, ежегодниках, в журналах и газетах того времени.
Многие соотечественники оказались за рубежом. О них можно узнать из многотомного справочника «Незабытые могилы», в котором содержится информация о более чем 50 тысячах лиц, покинувших Россию в результате революции и гражданской войны, а также значительно позже.
Вот несколько записей из этого справочника:

Брандт Владимир Иванович, - 16.03.1956, Франкфурт-на-Майне.  Полковник советской армии. В окт. 1941 года под Вязьмой попал в плен. Служил в РОА. Активный деятель НТС.

Бродович  Алексей Чеславович, 1898 – 15.04.1971, Франция. График, дизайнер, фотограф. Бывший корнет 12-го гусарского Ахтырского полка.

Будернов Александр Сергеевич, 1901 – 24.06.1934, Харбин. Казак-забайкалец. В эмиграции служил сторожем в Харбинской гимназии. Убит неизвестными.

Сведения о российской эмиграции можно найти в книгах:
Российское зарубежье во Франции 1919-2000. Биографический словарь. М. Наука. 2008.
Скачков П.Е. Библиография Китая. М. 1960.
Список беженцев, разыскиваемых американскими переселенцами. М. 1916.
Список адресов беженцев. М. 1916.

Вот, кстати, о работе генетиков из повести Д. Гранина «Зубр». Там описана жизнь Н. Тимофеева-Ресовского (1900-1981) и его окружения.
«Как биолог его жена была безукоризненным исполнителем, умела ставить тонкий, долговременный эксперимент, обеспечивала успех там, где требовались терпение, точность, умение накопить тысячи повторных наблюдений. Могла отобрать, проанализировать сто двенадцать тысяч мух и найти среди них двенадцать светлоглазых, в другом опыте – получить потомство и отобрать из девяноста тысяч три красноглазых мухи.
Многие в 1920-е годы считали дипломы никому не нужной формалистикой, пережитком прошлого, бюрократической отрыжкой. Бумажка не имела силы, на неё не опирались в науке. Они занимались бы наукой и бесплатно, лишь бы их чем-то кормили.
Когда в 1925 году он уехал в Германию, там тоже никто не спрашивал дипломов, хватило рекомендательного письма Н.К. Кольцова (1872-1940). В 50-х годах, когда он вышел из тюрьмы, где сидел за отказ вернуться в СССР, спохватились что он никто. С трудом ему оформили жалованье старшего лаборанта. А во всём мире он был известен как один из основоположников популяционной и радиационной генетики.

Круг моих научных интересов указан на этом же сайте в статье "Записки библиографа". Там же указан мой электронный адрес. Пишите, отвечу.


Рецензии