Задуйте грусть, играйте музыканты

                И вас не упрекаю в бессердечье.
                Я царств вам не дарил, не звал детьми,
                Ничем не обязал. Так да свершится
                Вся ваша злая воля надо мной!
                В. Шекспир, «Король Лир»


        Во многих российских семьях хранятся письменные, но чаще устные архивы. Устные чаще потому, что их легче было скрыть, о них умолчать в стране бесконечных жизненных угроз, пережившей только в 20 веке две мировые войны, две революции, голод, раскулачивание, репрессии, государственную ксенофобию.  В этих устных архивах - семейные предания, легенды, документальные свидетельства о событиях прошлого, впечатлениях, встречах. С пониманием ценности человеческой жизни к нам приходит понимание ценности индивидуального человеческого опыта, его исторического значения. Этому невольно способствует и манипулирование историей в угоду политической конъюнктуре. Истории, хранящиеся в семье, если о них не умалчивают, как правило не лгут. Они объективны и тем ценны. Одну из таких семейных историй я сегодня и рассказываю с помощью ее героини. Обширные сноски даны для тех, кому описываемые события и их участники мало известны или неизвестны вовсе, что не удивительно, так как многие годы они были похоронены за умолчанием о них. Сейчас, когда вновь подымают голову поклонники сталинизма, свидетельства о страшной сути сталинского режима от тех, кто тогда жил, кто пострадал особенно важны.

     Недалеко от дома где жили мы с женой проживала ее родственница Эдя Готтфрид (в девичестве Готсбан). Она родилась в г. Витебске. Скромная, тихая, добрая, отзывчивая, доверчивая, интеллигентная женщина, работала начальником цеха очистки воды на пензенской ТЭЦ-2. Как справлялась она с этой весьма неженской работой одному богу известно, но обладала она одной весьма спасительной способностью - Эдя словно не видела все плохое, грязное в окружающей жизни, будто вытесняла его из своего сознания. В молодости, живя в Москве, она встречалась с выдающимся шахматистом, Михаилом Талем (1), но что-то там у них не срослось.  Она достаточно поздно, в 42 года, выла замуж за Владимира Готтфрида, рабочего-строителя, который еще мальчиком сумел бежать из оккупированной фашистами Польши, переплыв Буг под немецкими пулями, в СССР, тем самым избежав уничтожения. Общих детей у них не было. Эдя часто бывала у нас в гостях. С женой они, нередко, ходили кататься на коньках, искренне, по детски радуясь этому занятию. Мы часто общались на разные темы. С особенным удовольствием Эдя говорила о событиях культурной жизни. И никогда не рассказывала о своей жизни. И вот однажды, в 1998г., мы узнали, что она выступила (после длительных уговоров организаторов) со своими воспоминаниями на вечере посвященном 50-летию со дня смерти Соломона Михоэлса, в доме-музее Всеволода Меерхольда в Пензе, первого февраля 1998г. Мы с женой высказали Эде упрек. Почему она нас не пригласила? Ответ был в ее духе: «Я стеснялась». Привожу текст этого выступления:


      «Соломон Михайлович Михоэлс (2) сыграл огромную роль в моей судьбе. Я окончила 1ый курс физико-математического факультета Пермского университета.
 
     В это время ГОСЕТ (3) вернулся в Москву из Ташкента, где был в эвакуации. Мамины родные братья, мои дяди, работавшие в еврейском театре, хотели, чтобы я училась в Москве и прислали мне вызов из Еврейского театрального училища. В это время попасть в Москву можно было только по вызову учебного заведения. Из университета в Перми меня долго не отпускали, и удалось приехать в Москву только в самом конце лета, когда набор студентов был, в основном, закончен.
 
     У меня был отличный аттестат с которым можно было поступать без экзаменов (если бы приехала вовремя). Я хотела поступить на физмат в МГУ. Но прием был закончен, и Михоэлс мне посоветовал поступать в престижный тогда вуз МЭИ. Через своего знакомого, он помог моему зачислению в Московский энергетический институт и я стала энергетиком. Проработала в этой профессии 33 года. 
    ...Незадолго до гибели Михоэлс и Перец Маркиш (4) были в гостях у моего дяди Якова Исааковича Нея, директора ГОСЕТа, в квартире которого на улице Немировича-Данченко жила и я. Я тогда была на 4ом курсе. Занималась в своей комнате. Они позвали меня, и Соломон Михайлович долго смотрел мне в глаза и произнес напутственные слова...

     В Еврейский театр на Малой Бронной рвались люди, даже не знающие идиша, – они шли посмотреть игру «Великого Соломона». Английский режиссер Гордон Крэг, создатель «символического» театра ХХ века, который вывел на первый план игру актеров, а не достоверность внешних атрибутов постановки, вспоминал о своем потрясении от «Короля Лира»: «…Какие бы похвалы ни были сформулированы по адресу актера Михоэлса, это не будет преувеличением. Теперь мне ясно, почему в Англии нет настоящего Шекспира на театре. Потому что там нет такого актера, как Михоэлс».  Александр Тышлер, оформлявший «Короля Лира», писал, что Михоэлс напоминал ему набросок, или, точнее, незаконченный слепок, талантливого скульптора. Вот почему на сцене ему «не шли хорошо скроенные и сшитые костюмы. Он был в них не выражен, то есть костюм был на нем не органичен. И, наоборот, любая свободная ткань, накинутая на него, даже рваная, делала его значительным и выразительным». Соломон Михоэлс был невысок ростом и очень некрасив. Еще его преподаватель в студии сказал ему когда-то: «Все есть, но с такой внешностью и с таким ростом – на сцену?!» Михоэлс и сам повторял, что с удовольствием сдал бы свою внешность в ломбард и потерял квитанцию. Особенно досаждала резко выступающая вперед нижняя губа. Но как ярился он, когда ретушировали его фотографии или пытались гримом исправить недостаток. «Может, у меня вся сила в ней! – гремел тогда его не знающий «среднего регистра» могучий голос. – Как у Самсона – в волосах! У кого где!». Я с восторгом наблюдала в театре игру Михоэлса, Зускина и других актеров. После смерти имя Михоэлса находилось под тенью запрета. Масштабы его творчества, высоко оцененные современниками при жизни (им восхищались Маршак и Эренбург, Козловский и Москвин, Немирович-Данченко и Шагал, Завадский и Эйнштейн, Поль Робсон и Чарли Чаплин, Уланова и Образцов), казалось, канули в небытие. Его общественная деятельность намеренно умалчивались.

      При распределении на работу после окончания института мне сказали, что предоставляется место только в Темиртау на Карагандинскую ГРЭС, где находились в ссылке многие политические деятели. Почему? - спросила я (Мне хотелось остаться в Москве, и была для меня работа). Мне ответили: «Ваш дядя арестован по делу Михоэлса, а вы с ним были знакомы».
 
      Моего дядю Якова Исааковича Нея, (в прошлом директора ГОСЕТа, а потом зам. директора Еврейского Театрального Училища), арестовали по делу Михоэлса» у меня на глазах 19 апреля 1949 года, в четверг.
 
      Запечатали его комнату, а меня оставили временно жить в этой квартире. Через полгода сотрудники КГБ «попросили» меня переехать в общежитие, а квартиру превратили в явочную для сотрудников КГБ (как потом говорили соседи).   Другого дядю, актера театра Моисея Исааковича арестовали позже по «делу ЕАК» (5).

       Живя в Москве, я часто посещала ВТО (6) и ЦДРИ (7). Помню вечер, посвященный Дню Победы в 1945 г. Была там. Слушала выступления многих артистов. Выступали фронтовые поэты, среди них Евгений Долматовский. Очень интересно говорил Сергей Образцов, но когда выступил Михоэлс, все замерли, такой он был блестящий оратор, превосходно владел русским.   

     «Только что свершилось! Только что оно родилось и стало быть! Всего минуты, как произнесено слово, которого ждали народы, страны мира, человек. Его ждали в жестокой войне годами, его добывали в мужественнейших испытаниях, его высекали огнем, его добивались жертвой, отвагой, геройством, которых не знала история. Оно приобретено великим подвижничеством людей-героев и запечатлено, записано кровью навеки.

    Война в Европе окончена. Германия побеждена, разбита. Германия, пораженная, побежденная, лежит распростертая в собственном фашистском позоре, лежит распластанная у ног победителей.

    Победители — это великая коалиция демократических свободолюбивых народов Советского Союза, Соединенных Штатов Америки, Великобритании.

    Победа! Небывалая победа! Небывалая не только количественно. Небывалая не только по своему размаху, по обширности территорий, на полях которых она завоевывалась, в городах и селах которых она утверждена!
Не только в этом ее великий исторический смысл!

    Великий исторический смысл этой победы в том, что она одержана над фашистской Германией. Побеждена идеология насилия, идеология агрессии, побеждена гитлеровская Германия-народоубийца, Германия-рабовладелец, Германия нацизма, антиславянизма, антисемитизма, Германия «арийской» спеси.
Именно эта Германия, задушившая собственный народ, поверившая своему «фюреру», будто она освобождена от груза «предрассудков» вроде совести, этики, морали, — именно эта Германия раздавлена нашей победой.

     Победила в первую очередь Армия. Победа наметилась, обозначилась, определилась уже под Москвой, под бессмертным Сталинградом, уже тогда, когда еще лишь подготавливался второй фронт.

      Могущественная, мужественная армия героев, Красная Армия доказала всеми миру на деле, что победа над озверевшим, вооруженным до зубов врагом возможна. Красная Армия развеяла миф о непобедимости фашистской Германии.
Вместе с армиями победили те, против кого было направлено дуло фашизма.
Победила культура! Не разжечь фашистам больше костров, на которых сжигались бы Гейне, Гюго и Толстой!

      Не опоганить больше гитлеровскому сапогу ни Лувра, ни Ясной Поляны, ни домика Чайковского в Клину.

      Победил человек! Победил обыкновенный человек с его верой в справедливость, с его чувством преданности отцу и матери, с его отцовской любовью к детям, с его совестью и моралью, с его чувством красоты и правды. Человек победил фашистского «сверхчеловека».

       Победили свободолюбивые народы. Они победили народоубийцу и поработителя народов, создателя Освенцима, Майданека, газовых бань и душегубок, крематориев и виселиц.

       Победила наука, гуманная наука, служащая человеку. Ученый-гуманист победил фашиста-профессора, мастера кастрации, стерилизации, методов удобрения полей костным пеплом человека и нашедшего практическое применение волосам женщин, изнасилованных и убитых фашистом-солдатом.
Победила женщина, победила мать, победили святость и величие любви и весны. Победила молодость — молодые люди — мужчины и женщины, герои, боровшиеся за свободу.

       Победили право и справедливость!

       Сердца людей взволнованны. Знайте — сегодня победили те, чьи сердца полны счастья и радости!

       Есть другие, сердца которых сегодня исполнены страха и боязни. Это побежденные, фашистские, звериные сердца. Их судьба сегодня — грозное предзнаменование любому фашистскому зверю, где бы он ни находился.
Победили мы! Люди! Победил человек!»
                (Цитировала по книге «С. Михоэлс. Статьи, беседы, речи»).

       ...В своем выступлении он не упомянул Сталина, хотя предыдущие выступающие его восхваляли...
 
       ... В день гибели Михоэлса, а это стало известно в Москве сразу, меня из института встречал другой мой дядя, актер ГОСЕТа Моисей Исаакович Ней, и с ужасом он сообщил, что Михоэлса убили. Он понимал, чем это грозит театру. Убили тогда двоих: Михоэлса и сопровождавшего его театроведа Голубова (свидетеля тоже убрали). А газеты тут же сообщили об «автомобильной катастрофе». Это была официальная версия. Так велел Сталин. Об этом писала в своих воспоминаниях Светлана Аллилуева. Перед отъездом в Минск у Михоэлса были плохие предчувствия. Он посетил многих знакомых, обошел все гримерные и пожал руку каждому актеру в отдельности. Об этом мне рассказал дядя Моисей Исаакович, актер театра. 
 
       В морозное утро 15 января на белорусском вокзале тысячи людей встречали Михоэлса. Уже в гробу. Тело отвезли к профессору Збарскому (8), который положил грим на лицо Михоэлса, насколько возможно заретушировав сильную ссадину на правом виске. Гроб привезли в театр. Начали пускать народ. На похоронах присутствовала жена Молотова Полина Жемчужина. Она была другом Михоэлса и частым посетителем Еврейского театра. Н. Крикун, театральный критик, принимавший участие в панихиде, впоследствии вспоминал: «..На похоронах Михоэлса, гроб с телом которого стоял на сцене, обращала на себя внимание изуродованная, в кровоподтеках голова...».
 
      На крыше маленького дома, напротив театра, старый еврей играл на скрипке Кол нидрей (9). В театре висели зарисовки портретов Михоэлса, выполненные знаменитыми художниками Тышлером, Фальком, Рабиновичем.
16 января была гражданская панихида в театре. На углу ул. Малой Бронной, где находился театр, стояли милиционеры, пропускали в театр по удостоверениям. Я прошла в театр с дядей Яковом. Театр был переполнен. На сцене стоял гроб с телом Михоэлса. Без конца сменялся почетный караул. Не помню, кто ко мне подошел и попросил постоять в почетном карауле. Помню, стояла с актрисой Малого театра Евдокией Дмитриевной Турчаниновой (10). Я видела, что правый висок у Михоэлса загримирован.

      Выступали многие актеры московских театров, Председатель Комитета искусств... Помню выступление Александра Фадеева. Он говорил о своей дружбе с Михоэлсом, о том, какой он был замечательный рассказчик. Пел Козловский, играл Гилельс...  Из воспоминаний Натальи Вовси – Михоэлс, дочери Михоэлса: «Время остановилось. Нас кто-то уводит за кулисы. Они переполнены актерами всех театров Москвы. Слышатся приглушенные рыдания. Тарханов целует нас и восклицает: «Звонкий был человек!». Поток людей не прекращается. За сценой оркестранты играют отрывки из спектаклей. Невыносимо».

       «… Под этот струнный звон к созвездьям взвейся ввысь! Пусть череп царственный убийцей продырявлен, Пускай лицо твое разбито — не стыдись! Не завершен твой грим, но он в веках прославлен».

       В ночь с пятнадцатого на шестнадцатое театр не закрывали. Трудно сказать, какое количество людей так и не легли спать, чтобы простоять несколько часов на лютом морозе, попасть, наконец, в театр и попрощаться с гробом Михоэлса».

        Зускин (11), сам того не ведая, произнес тогда печально пророческие слова: «Страшная потеря, невозвратимая потеря, но мы знаем в какой стране мы живем, в какое время мы живем...» После Михоэлса Зускин возглавил театр, но ненадолго. Его арестовали через несколько месяцев, а 12 августа 1952 года он был расстрелян. 

        Когда везли гроб Михоэлса в крематорий было столько машин с венками и с людьми, что милиция вынуждена была дать зеленый свет, чтобы процессия могла двигаться без остановки. А на мостовой стояли тысячи людей на всем протяжении от театра до крематория. Все это я видела. Я была в крематории. Там Иван Семенович Козловский объявил, что устраивает поминки по Михоэлсу. Сказал, что у евреев не положено устраивать поминки, но Михоэлс -  его близкий друг, и он хочет его помянуть. Пригласил желающих.

         Прах Михоэлса похоронили в земле на территории крематория Донского монастыря. Была на его могиле. В помещении крематория стоят урны с прахом моих дядей.

        Через месяц после гибели Михоэлса в ВТО устроили грандиозный вечер его памяти. Я была на этом вечере. Были там и выступали ведущие деятели искусств. Помню, выступал Илья Эренбург.

         А потом начались аресты, закрыли театр...

        ...Почему-то сейчас мало пишут о Пульвере Льве Михайловиче. (12) А он был талантливым композитором, писавшим музыку ко всем спектаклям ГОСЕТа. Спектакли были музыкальные.

         Перед войной Пульвер приезжал в Витебск, где мы жили. В это время в Витебске гастролировал Минский Еврейский Театр. Пульвер был у нас в гостях, и весь вечер бабушка пела ему еврейские песни, а он записывал мелодии. Потом многое использовал при написании музыки к спектаклям.
 
        ...Много спектаклей я смотрела в ГОСЕТе: «Король Лир», «Тевье-молочник», «200000», «Колдунью», «Восстание в гетто» по пьесе Самуила Галкина (в этом спектакле исполняли песню на стихи Переца Маркиша «Не говори, что идешь в последний путь»), «В степях Украины» (о партизанах в Отечественную войну), «Блуждающие звезды» (по Шолом-Алейхему) с Этель Ковенской в роли Рейзеле Спивак, «Суламифь», «Фрейлехс» (зажигательный спектакль о еврейской свадьбе, необыкновенное музыкальное шоу).

       ... Закончу стихотворением Переца Маркиша, написанным 15 января 1948 г.

Разбитое лицо колючий снег занес,
От жадной тьмы укрыв бесчисленные шрамы.
Но вытекли глаза двумя ручьями слез,
В продавленной груди клокочет крик упрямый:
-   О, Вечность! Я на твой поруганный порог
Иду зарубленный, убитый,
                бездыханный.
Следы злодейства я, как мой народ,
                сберег,
Чтоб ты узнала нас, вглядевшись в эти
                раны...
Течет людской поток, и счета нет
                друзьям,
Скорбящим о тебе на траурных поминках.
Тебя почтить встают из рвов
                и смрадных ям
Шесть миллионов жертв, запытанных,
                невинных.
                Перевод А. Штейнберга

 
Маркиш все понял и все сказал. Маркиша забрали в первую годовщину гибели Михоэлса. 12 августа 1952 года он был расстрелян».
   
         «Времена не выбирают…». Трагическая история России XX века прошла катком по Эдиной жизни. Короткий послевоенный период счастливой и полной надежд молодости сменился практически ссылкой в край карагандинских урановых рудников. Там девочка, мечтавшвая о научной карьере, начала работу инженера-энергетика. Эту работу она смогла по-настоящему полюбить, и она стала делом ее жизни. После смерти Сталина и XX съезда Яков Ней был освобожден и реабилитирован. Он смог вернуться в Москву. А вот Эде в возвращении московской прописки отказали. В 1956 г. она переехала в Пензу, где жили ее родственники Абезгаузы.

        Эдя Зиновьевна Готсбан (Готтфрид) умерла в Пензе в 1999г.

        P.S. Во время гастролей Е. Евтушенко в Израиле племянник Эди Зиновьевны Евгений Кац подошел к поэту и показал фотографию, где Евтушенко широко шагает по ул. Московской – центральной улице Пензы во время своего давнего пребывания в городе. На что Евтушенко, всегда с симпатией относившийся к нашему городу, ответил с нотками сострадания в голосе: «Пенза? А Вы знаете, что там открыли музей Сталина?». Так, к сожалению, сейчас стала ассоциироваться у выдающегося поэта родина Лермонтова…


    В публикации использованы фотографии из личных архивов Е. Каца, М. Плотник, интернет-ресурсов. В названии использована реплика звучавшая в спектакле ГОСЕТа «Король Лир».

    Выражаю сердечную благодарность племянникам Э. Готсбан ныне проживающим в Израиле: профессору университета Бен Гурион Евгению Кацу, врачу стоматологу Марине Плотник, а так же моей жене Нине Архангородской за помощь в подготовке данного материала.
               
                М. Архангородский


          Сноски.
1. Михаил Нехемьевич Таль (Рига, 1936, – 1992, Москва) — советский шахматист, гроссмейстер (1957), восьмой чемпион мира по шахматам.
2. Михоэлс Соломон Михайлович (Шлиома Михелевич Вовси)
Родился 4 (16) марта 1890 года в Динабурге (в то время Витебская губерния, черта оседлости, ныне — Даугавпилс, Латвия), в патриархальной еврейской семье.
Советский еврейский театральный актёр и режиссёр, педагог, общественный и политический деятель.
Заслуженный артист Республики (2.02.1926). Народный артист РСФСР(5.03.1935). Народный артист СССР (31.03.1939).
Получил традиционное еврейское религиозное образование. В 1911 году поступил в Киевский коммерческий институт, был исключен за участие в студенческих волнениях. Прежде чем стать артистом, недолго учился в Киевском коммерческом институте и на юридическом факультете Петербургского университета (1915–1918).  В 1919 году поступил в Еврейскую театральную студию А.М. Грановского в Петрограде.  Играл в пьесах «Слепые» Метерлинка (постановка А. Грановского), «Амнон и Томор» Ш. Аша, «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, в собственной пьесе «Строитель». В 1920 году вместе со студией переехал в Москву. В 1925 году студия была преобразована в Московский государственный еврейский театр (Московский ГОСЕТ). В 1928 году гастролировал с ГОСЕТом в Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах и Австрии. После невозвращения А.М. Грановского из-за границы — с 1929 года — стал художественным руководителем и главным режиссёром этого театра.
Трагедийный талант актёра наиболее полно раскрылся в ролях Короля Лира ("Король Лир" Шекспира, 1935 год) и Тевье-молочника ("Тевье-молочник" Шолом Алейхема, 1938 г.). Лучшая режиссёрская работа — созданный по мотивам еврейского музыкального фольклора спектакль "Фрейлехс" (1945), отличавшийся остротой идейного замысла, импровизационной виртуозностью. В статьях и лекциях пропагандировал театр глубокой философской мысли, яркой и смелой образности.
Вёл преподавательскую работу в училище при Московском европейском театре (с 1941 года — профессор).  В годы войны в феврале 1942 года стал первым председателем Еврейского антифашистского комитета, созданного для "вовлечения в борьбу с фашизмом еврейских народных масс во всем мире". Привлек к работе комитета П.Л. Капицу, С.М. Эйзенштейна, С.Я. Маршака, И.Г. Эренбурга и т.д. В 1943 году от ЕАК ездил в США, Канаду, Мексику и Великобританию с пропагандистскими заданиями организации финансовой поддержки военных действий СССР. В феврале 1944 совместно с И. Фефером и Ш. Эпштейном написал письмо И. Сталину с просьбой об организации еврейской автономии в Крыму.
Был членом Президиума Всероссийского театрального общества и ЦК профсоюза работников искусств; членом Художественного совета Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР (с 1939 года). В 1948г. С.М. Михоэлс был убит Минске сотрудниками МГБ, получившими за данную операцию высшие государственные награды СССР: трое из офицеров были награждены орденом Отечественной войны первой степени, один — орденом Красной Звезды; непосредственный руководитель операции Лаврентий Фомич Цанава (глава МГБ Белоруссии) получил орден Красного Знамени. Убийство замаскировано под дорожное происшествие. В некрологе, опубликованном в газетах на следующий день, не было никаких сведений о причинах смерти. «Советский театр понёс большую утрату... Умер Соломон Михайлович Михоэлс. Смерть вырвала из наших рядов...». Под некрологом, однако, не было подписей каких-либо высших государственных и партийных работников. Во время дела врачей в начале 1953 года был арестован двоюродный брат Михоэлса военный врач М.С. Вовси, а сам Михоэлс посмертно объявлен в газете «Правда» участником заговора врачей-вредителей. Из аппарата ЦК поступило указание изъять из библиотек все книги и альбомы о Михоэлсе. Из-за последовавшей через месяц с небольшим смерти Сталина и освобождения арестованных по делу имя Михоэлса не удалось сделать запретным, но театр ГОСЕТ так и не был восстановлен. 6 апреля 1953 года, два дня спустя после сообщения МВД СССР о реабилитации по «делу врачей», «Правда» публикует передовую статью, в которой сообщается, что следствием по делу врачей руководил Рюмин, «ныне арестованный». В статье говорилось: «Презренные авантюристы типа Рюмина сфабрикованным ими следственным делом пытались разжечь в советском обществе, спаянном морально-политическим единством, идеями пролетарского интернационализма, глубоко чуждые социалистической идеологии чувства национальной вражды. В этих провокационных целях они не останавливались перед клеветой на советских людей. Тщательной проверкой установлено, что таким образом был оклеветан честный общественный деятель Народный артист СССР Михоэлс». Похоронен актёр на Донском кладбище в Москве. 12 февраля 1989 года в Москве был открыт Международный культурный центр имени Соломона Михоэлса. Его именем названы улицы в Тель-Авиве и Даугавпилсе. В 1990-е годы кинорежиссёр Марк Авербух снял фильм «Личный враг Сталина», посвящённый памяти Михоэлса. Аркадием и Георгием Вайнерами написан роман «Петля и камень в зелёной траве» по мотивам убийства Михоэлса. Был женат на Саре Львовне Кантор (умерла в 1932 году), позднее на Анастасии Павловне Потоцкой. От первого брака имел двух дочерей, Нину и Наталию (в 1970-х годах уехали в Израиль). Зять — композитор Моисей Самуилович Вайнберг (1919-1996).
Награды: Сталинская премия второй степени (1946) — за постановку спектакля «Фрейлехс» З. Шнеера. Оорден Ленина (31.03.1939). Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946).

3. Московский ГОСЕТ.  Московский. Государственный еврейский театр. Государственный       еврейский Камерный театр (ГОСЕКТ). Создан в 1919 в Петрограде на базе государственной еврейской театральной студии при ТЕО (Театральном отделе) Наркомпроса. В 1920 переведён в Москву (помещался сначала в Большом Чернышёвском переулке, а затем на Малой Бронной улице. До 1925 назывался Государственный еврейский Камерный театр (ГОСЕКТ). Организатором театра и до 1929 его художественным руководителем и режиссёром всех основных постановок был А.М. Грановский. Уже в первом спектакле, показанном в Москве в 1921 ("Вечер Шолом-Алейхема"), проявились дарования С.М.Михоэлса и В.Л.Зускина. Художниками в театре работали И.М.Рабинович, Р.Р.Фальк, А.Г.Тышлер и др. В первый период в репертуар театра входили в основном пьесы, воспроизводившие жизнь старых еврейских местечек; действующими лицами были местечковые святоши, лицемерные богачи и задавленные нуждой, но весёлые, мечтательные бедняки. Большое внимание уделялось ритму, интонации, жесту, движению; в спектаклях использовались стилизованные костюмы и декорации. Для постановок характерны гротеск, шарж, ирония. Среди лучших спектаклей этого периода: "Колдунья" по А. Гольдфадену (1922); "200 тысяч" (1923) и "Человек воздуха" (1927) по Шолом-Алейхему; "Три изюминки" (композиция из 3 театральных пародий, текст И.М. Добрушина и Н. Ойслендера, 1924), "Ночь на старом рынке" И.Л. Переца (1925), "Путешествие Вениамина III" по М. Мойхер-Сфориму (1927). Новый этап в жизни театра начался в 1929, когда его руководителем стал Михоэлс. Начиная со спектакля "Суд идёт" Добрушина (1929) на сцене Еврейского театра ставились пьесы на современные темы. В этот период поставлены "Глухой" Д. Бергельсона (1930), "Бар Кохба" С.З. Галкина (1938), "Суламифь" по Гольдфадену (1937) и др. Театр начал ставить произведения мировой классической драматургии, по-новому осмысливая и еврейскую классику ("Король Лир" У. Шекспира, 1935; "Блуждающие звезды" и "Тевье-молочник" по Шолом-Алейхему, 1941). После начала Великой Отечественной войны театр находился в эвакуации в Ташкенте (до 1943). Значительный спектакль послевоенного периода - "Фрейлехс" З. Шнеера (1945). В период так называемой борьбы с космополитизмом театр лишился двух своих лучших актёров: погиб в результате организованного покушения Михоэлс, был арестован и погиб в заключении Зускин. В 1949 театр был закрыт.

4. Перец Маркиш. Пе;рец Дави;дович Ма;ркиш (25 ноября (7 декабря) 1895, местечко Полонное — 12 августа 1952) — советский поэт и писатель, писавший на идише. В 1939 году стал единственным из советских еврейских писателей кавалером ордена Ленина. Его отец, Шимшн-Бер Маркиш, был портным, мать, Хая Маркиш, — занималась розничной торговлей сельдью. С трёх лет учился в хедере. Имея отличный слух и звонкий голос, десятилетний Перец пел в синагогальном хоре. Юному Перецу приходилось много работать, переезжая по разным городам юга России. Стихи стал писать рано, причём юношеские стихотворения написаны по-русски. После призыва на военную службу Маркиш попал на фронт разразившейся мировой войны. Рядовой царской армии Маркиш был ранен и Февральскую революцию встретил в госпитале. Революция повлияла на творчество молодого поэта, он пишет и впервые публикует свои стихи на еврейском языке. В Киеве Маркиш знакомится с талантливыми молодыми еврейскими поэтами — Давидом Гофштейном, Львом Квитко, Ошером Шварцманом. В 1918 году Перец Маркиш пишет поэму «Волынь», которая вместе со сборником стихов «Пороги» выдвинула его в первый ряд еврейских писателей. С 1921 по 1926 годы по польскому паспорту Маркиш живёт вдали от России — в Варшаве, Берлине, Париже, Лондоне, Риме, где много пишет и публикуется. Участник группы «Халястра». В 1926 году поэт вернулся в Россию, где полностью расцвёл его талант. Все события того времени — коллективизация, приход к власти в Германии нацистов, война в Испании оказали сильнейшее влияние на творчество поэта. Участник Евсекции СП СССР. В годы Великой Отечественной войны Маркиш пишет десятки стихотворений, наполняя их ненавистью к врагу, верой в победу. В послевоенные годы с новой силой проявляется лирический талант поэта, в последних своих стихах он особенно гуманистичен, жизнелюбив, по-юношески задорен. Для ГОСЕТа Перец Маркиш написал пьесы «Пир», «Семья Овадис», «Кол нидре». Маркиш входил в руководство Союза писателей СССР, был избран руководителем Еврейской секции Союза писателей, в 1939 году был награждён Орденом Ленина; с 1942 года состоял в ВКП(б). Имел особую позицию по вопросу о еврейской автономии, предлагал использовать для нее территорию бывшей АССР Немцев Поволжья. В ночь с 27 на 28 января 1949 года он был арестован как член президиума Еврейского Антифашистского комитета. После пыток, истязаний и тайного суда 12 августа 1952 года он был расстрелян. Посмертно реабилитирован. Место захоронения скрыто советской властью. Автор книг «Брат», «Война», «Чертополох», «Из века в век», «Михоэлс» (монография).

5. ЕАК – Еврейский антифашистский комитет. комитет еврейских  общественных деятелей и деятелей культуры в Советском Союзе  (1942–48). Еврейский антифашистский комитет был создан во  время Второй мировой войны с целью организовать всемерную  поддержку СССР со стороны евреев демократических стран в войне  против нацистской Германии. После нападения Германии на СССР советские правительственные органы создали ряд антифашистских  комитетов (славянский, женский, юношеский), которые должны  были способствовать формированию мирового общественного мнения  и оказанию помощи Советскому Союзу. В 1943г. Михоэлс и Ицик Фефер в качестве официальных представителей советских евреев посетили и предприняли семимесячное турне по США, Мексике, Канаде и Великобритании. Для советских вооруженных сил ЕАК собрал 16 миллионов долларов в США, 15 миллионов — в Англии и Канаде, 1 миллион — в Мексике, 750 тысяч — в британской Палестине, а также внёс другую помощь: машины, медицинское оборудование, санитарные машины, одежда. 16 июля 1943 «Правда» сообщила: «Соломон Михоэлс и Ицик Фефер получили сообщение из Чикаго, что специальная конференция Джойнт начала кампанию, чтобы финансировать тысячу санитарных машин для потребностей Красной Армии». Деятельность ЕАК способствовала открытию Второго фронта. В январе 1949г. советские средства массовой информации начали пропагандистскую кампанию против «космополитов», явно нацеленную против евреев СССР. Маркиш написал: «Гитлер хотел разрушить нас физически Сталин  хочет сделать это духовно». Было возбуждено уголовное дело и арестовано все руководство ЕАК. 12 августа 1952г. тринадцать членов ЕАК были расстреляны.

6. Имеется ввиду Дом Актера в системе Всероссийского Театрального Общества.

7. Центральный Дом работников искусств в Москве.

8. Збарский Борис Ильич.  Родился в еврейской семье. В гимназические годы участвовал в организации социал-революционеров. В 1911 году окончил физико-математический факультет Женевского университета. В Женеве защитил докторскую диссертацию. В 1912 году вернулся в Россию, где экстерном сдал экзамены в Петербургском университете. Во время Первой мировой войны организовал производство формалина для нужд армии. В 1915 году впервые в России разработал и наладил заводской способ производства наркозного хлороформа. В 1920 Збарский участвовал в организации Биохимического института Наркомздрава РСФСР. После смерти В.И. Ленина занимался бальзамированием его тела (совместно с Владимиром Воробьёвым). Именно Збарскому принадлежала идея применять для бальзамирования антисептический препарат бактерицид. Учёным удалось составить «бальзамическую жидкость», которая предупреждает процессы высыхания тканей и изменения кожи. В 1934 созванная комиссия признала, что «результаты сохранения тела В. И. Ленина представляют собой научное достижение мирового значения». Несколько лет он руководил лабораторией при мавзолее. С 1945 года учёный также руководил лабораторией биохимии рака Академии медицинских наук СССР. В 1952 Збарский был арестован. В вину ему вменялось несколько пунктов, сводившихся к тому, что написанная учёным брошюра «Мавзолей Ленина» (впервые издана в 1944) является «политически вредной». В частности, эксперты посчитали, что Збарский не отразил роль Сталина в дни Октябрьской революции. Фактически же это было сделано в рамках преследования евреев под видом дела «врачей-убийц». После смерти Сталина Збарский просидел в тюрьме ещё несколько месяцев и был выпущен в декабре 1953 года. В последнее время работал профессором на кафедре биохимии 1-го Московского медицинского института. Умер 7 октября 1954 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

9. Кол нидрей» («Все обеты») — молитва, читаемая в синагоге в начале вечерней службы Йом  Кипур.. Провозглашение отказа от обетов, зароков и клятв, относящихся только к давшему их. Тема «Кол нидрей» легла в основу одноимённой пьесы для виолончели с оркестром Макса Бруха (1838—1920). Модернистской интерпретацией этой молитвы стала работа Арнольда  Шенберга (1874—1951), опус 39 для чтеца, хора и оркестра.

10. Турчанинова Евдокия Дмитриевна. Родилась 2 (14) марта 1870 года в Москве. Народная артистка СССР (7.11.1943). С 1891 года — артистка Малого театра (Москва). Выйдя из состава труппы в 1959 году, до 1961 года продолжала выступать как мастер художественного слова.

11. Зускин Вениамин Львович. Родился 28 апреля 1899 года в Поневеже (Паневежис, Литва).  Учился в хедере, в 1911 г. поступил в реальное училище.
В 1915-м при высылке евреев из Прибалтики попал в Пензу, где продолжал занятия в училище и играл в любительской театральной студии.  На школе в Пензе, где учился Зускин дважды устанавливалась мемориальная доска и оба раза они были уничтожены вандалами. В 1920 г. поступил в Свердловский (Екатеринбургский) горный институт, в 1921-м перевелся в Московский горный институт, в том же году был принят в студию Государственного еврейского камерного театра (с 1925 ГОСЕТ) и спустя три месяца зачислен в труппу. С 1921 года - актер студии Государственного еврейского Камерного театра (позже - ГОСЕТ). Вместе с С.Михоэлсом участвовал в первой постановке театра в Москве - «Вечер Шолом-Алейхема». В 1922 г. сыграл главную роль Бобэ-Яхнэ (Бабы-Яги) в «Колдунье» А.Гольдфадена. С 1948 года - художественный руководитель ГОСЕТа. В течение почти всей сценической деятельности был партнером С.М.Михоэлса.
Народный артист РСФСР (1939). Лауреат Сталинской премии (1946).
Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
В декабре 1948 года находившегося в больнице Зускина арестовали по делу Еврейского антифашистского комитета (ЕАК). Почти четыре года продолжалось «хождение по мукам» Вениамина Зускина на Лубянке: 18 июля 1952 года приговорен Военной коллегией Верховного суда к высшей мере наказания "за участие в "Еврейском антифашистском комитете"  Расстрелян 12 августа 1952 года. В своем последнем слове он сказал: «Как я могу. позволить сделать что-нибудь против той страны, которая сделала меня человеком! Кем я был, сын портного, которому отец мечтал дать образование и который имеет звание народного артиста РСФСР». Его реабилитировали в ноябре 1955 года.

12. Пульвер Лев (Лейб) Михайлович. 6 (18) декабря 1883 (Верхне-Днепровск, Украина) — 18 марта 1970 (Москва). Еврейский композитор.  Сын клезмера (исполнитель еврейской народной музыки), который был в прошлом так называемым николаевским солдатом.  Игре на скрипке на слух учился у отца, по нотам. С десяти лет играл в клезмерских «капеллах», а также выступал с исполнением концертов Ф Мендельсона и других классических произведений. В 1898–1901 годах был скрипачом в оркестре театральной труппы М.Кропивницкого, для которой сочинил, опираясь на украинский фольклор, музыку к спектаклю «Ой, не ходи, Грицю» по пьесе М.Старицкого. В 1902 году с русской театральной труппой приехал в Петербург, занимался у студента-скрипача, ученика Л. Ауэра и Д. Бертье. С 1922 года — профессор Киевской консерватории), поступил в консерваторию, которую (после перерыва в 1905–1907 гг., связанного с отчислением за участие в студенческих волнениях) окончил в 1908 году как скрипач (у Н.Галкина), а также как композитор (у А.Лядова и Н.Соколова). В 1909 году по конкурсу был принят скрипачом и в том же году — солистом-альтистом оркестра Большого театра в Москве (играл по 1923 год).  До 1918 года преподавал в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, вел классы скрипки, альта и квартета.  Был также альтистом в квартетах: дирижировал симфоническими оркестрами в Сестрорецке, Киеве, Харькове, Минске и других городах. В 1922–1949 гг. заведовал музыкальной частью и был дирижером оркестра в ГОСЕТе, написал музыку к 42 спектаклям театра, в том числе к важнейшим в истории театра: «200 000» (1923), «Путешествие Вениамина Третьего» (1927), «Глухой» (1930), «Король Лир» (1935), «Бар Кохба» (1938), «Фрейлехс» (1945). Пульверу принадлежит музыка к обозрению «Под куполом цирка» (1933; тексты И.Ильфа, Е.Петрова, В.Катаева), спектаклям «Тевье-молочник» (1940) в Харьковском украинском театре имени Т.Шевченко и «Уриэль Акоста» (1940, по К.Гуцкову) в Малом театре (Москва), кинофильмам «Еврейское счастье» (1925), «Белая смерть» (1932) и другим.  Сочинил оперетты «Гулливер» (1907), «Как ее зовут» (1938) и «Моряки» (1940), ряд песен (преимущественно на тексты еврейских поэтов).  Музыка Пульвера, основанная, главным образом, на интонациях еврейского фольклора, создавалась преимущественно в тесной связи со сценическим действием, дополняя, подчеркивая, а часто и обогащая замысел драматурга и режиссера, с которым композитор работал в непосредственном контакте. В воспоминаниях «Эпизоды моей жизни» («Советиш Геймланд», 1970, № 2) Пульвер отмечает особую чуткость к музыкальной ткани спектакля Ш. Михоэлса, с которым композитор сотрудничал много лет, и Б. Норда (1901–1964), режиссера украинской и русской сцены. Некоторые выразительные и запоминающиеся мелодии Пульвера легли в основу народных песен, а его обработки еврейского фольклора вошли в профессиональный концертный репертуар. Пульверу были присвоены звания заслуженного артиста РСФСР (1928), заслуженного деятеля искусств (1934) и народного артиста РСФСР (1938).  Большинство произведений Пульвера не издано, а местонахождение рукописей не установлено.


Рецензии