Индейский мяч

                Индейский мяч.

                Баггатавей / Лакросс.
 
   Историки говорят, что каучуковый мяч для игры появился в Америке. Первый репортаж об этой «индейской затее» привез в Европу X. Колумб, путешественник, известный своими неудачными поисками Индии. Кое-что из давних игр досталось по наследству и нынешним обитателям Нового Света.
 
    Индейцы привыкали к играм с детства. В этом плане, они не сильно отличались от белых.
 Они делали плетеные плетки, играли в волчок, крутили обруч, играли в мяч, бросали метательные кольца. Было также множество домашних игр, способствовавших развитию умственных способностей и наблюдательности, в частности шашки и кости (их делали либо из дерева, либо из кости). Женщины также порой увлекались игрой в кости, что настораживало мужчин, поскольку, увлекаясь игрой, женщины забывали о работе по дому и в поле.
Некоторые виды спорта были вполне традиционными. Это соревнования по бегу, скачки на лошадях, соревнования по гребле на каноэ, а также по плаванию. Кстати, именно индейцы, ежедневно плававшие в водах великих американских рек, изобрели такой стиль плавания, как кроль (когда два американских индейца завоевали медали на олимпийских соревнованиях по плаванию вольным стилем в конце XIX в., применив кроль, их соперники открыто выражали свое негодование, считая, что индейские пловцы победили «нечестно»). Индейцы также очень любили состязания по стрельбе из лука.


Индейцы были убеждены, что их игра в мяч — баггатавей — благотворно действует на личность, при том условии, разумеется, если игрок сумеет отделаться незначительными физическими травмами. Об этом условии приходится помнить и игрокам лакросса  — родного брата баггатавея.
Среди многочисленных видов спорта эта игра коренных жителей Американского континента распространяется сегодня, чуть ли не быстрее всех. Причем в буквальном смысле: речь идет о самой быстрой командной игре - лакросс.

 
  Лакросс - это   игра, в которой игроки обеих команд пытаются забить друг другу резиновый мяч, пользуясь ногами и необычным орудием - «сачком», похожим одновременно на клюшку и ракетку. Считается, что это самый быстрый командный вид спорта, который распространился около XII века прериями Северной Америки среди различных племен индейцев - гуронов, ирокезов, могикан, оттава. В частности, придирчивые иезуиты сообщали в XVII в., что аборигены используют игру, известную как баггатавей, с целью подготовки воинов или мирного разрешения конфликтов между племенами. Старейшины индейцев были убеждены, что баггатавей, дословно «младший брат войны», влиял на характер и личность игроков, если он получит травмы, которые залечатся, пока свадьба случится. У «младшего брата» часто играли от ста до тысячи человек на поле длиной от 500 м. до 3 км. Продолжаться игра могла от восхода до захода солнца, а порой и несколько дней подряд, причем сторонние наблюдатели могли даже избить участников. Священик Жан де Бребеф был первым из европейцев, кто в 1637 году написал об игре, назвав ее la crosse, т.е «посох», "клюшка".

   Ярким примером остроумного применения лакросса стали события Семилетней войны (1756 - 1763 гг.). Индейцы во главе с  вождем племени Оттава Понтиаком, союзником французов, предложили англичанам провести показательный матч 4 июня 1763 года, на который бледнолицые согласились. Случайно мяч залетел за стены форта Мичилимакинак.  Комендант, войдя в азарт, приказал открыть ворота и достать мяч. Но едва стража отворила ворота, как индейцы похватали вместо ракеток томагавки  и перебили весь гарнизон.
Это заставило англичан отнестись к спортивным увлечениям индейцев с настороженностью.
   Вскоре баггатавей был запрещен. Лишь недавно видоизмененный баггатавей под именем лакросса вошел в реестр спортивных игр американского студенчества.


                Каррера.

   Вот другое индейское состязание — каррера — остается уделом только индейцев тараумара. Ни у кого больше оно не привилось. Да и не могло привиться. И не потому, что оно представляет очень уж большие сложности. Нет, как раз сложностей никаких. Судите сами — в каррере надо просто бежать, подбрасывая на бегу большим пальцем ноги деревянный шарик. Ни ворот, ни строгих правил. Просто беги себе. Только вот бежать надо не менее двух суток. Народ тараумара, живущий в мексиканских горах Сьерра-Мадре, славится неутомимостью в беге. В переводе их имя означает «летящие ноги». И достижения их здесь поистине феноменальны. Вот, например, данные, приведенные в «Шпортбюллетене», выходящем в Штутгарте: индеец тараумара по имени Хуан Масейра пробежал без остановки дистанцию в 265 километров. Согласитесь, что при такой прыти трудно найти соперников, желающих соревноваться в подкидывании деревянного шарика на бегу...

                Тлачтли.


   Ритуальная игра в мяч была распространена почти во всех регионах Мексики. Собственно, «тлачтли» на языке ацтеков и «пок-та-пок» на языке майя – не была игрой в нашем понимании, хотя и зрители, и болельщики на ней присутствовали. Игра в мяч была тесно связана с богами подземного царства, которые, согласно индейским сказаниям, сами были заядлыми игроками.
«Близнецы Хунахпу и Шбаланке мастерски умели обращаться с мячом и владели прекрасной экипировкой: кожаными наколенниками, перчатками и масками».
  Так начинается одна из частей мифологического эпоса «Пополь-Вух» – «индейской библии», скопированной в 1701 году испанским священником Франсиско Хименесом. Своими шумными забавами близнецы привлекли внимание демонов преисподней, которые вызвали их на поединок. Правда, до игры дело не дошло, поскольку братья не выдержали многочисленных испытаний по дороге на «стадион». Старшего обезглавили, а голову насадили на ветку тыквенного дерева, которе к изумлению всех расцвело. Поздее высохший череп Хунахпу исхитрился плюнуть на руку проходившей мимо девушки, дочери одного божества - та чудесным образом забеременела и родила новых близнецов. Более мастеровитые, чем их предшественники, полубоги подросли, организовали матч-реванш с демонами, выиграли его и вернулись на землю с останками Хунахпу и Шбаланке.
Миф засвидетельствовал невероятную популярность тлачтли. Испанские конкистадоры, высадившиеся на полуострове Юкатан, с изумлением наблюдали за забавами местного населения. Художник Кристоф Вейдиц, путешествовавший с Кортесом, так описывал увиденное: «У индейцев есть игра в надутый воздухом мяч. Они ударяют по нему задней частью своего тела, не отрывая рук от земли. Индейцы носят кожаные перчатки, а та часть тела, которой они ударяют по мячу, защищена кожаными повязками». Образцы игровых мячей даже отправили как диковины в Испанию, где все были поражены мастерством аборигенов, однако многие площадки во время усмирения индейцев разрушили. Тем не менее, до наших дней в Мексике сохранились около 1500 различных по площади и форме игровых полей.
   Цивилизация майя умела обрабатывать каучук, из которого и делались мячи для игры в тлачтли. Первоначально они были литыми, поэтому бить головой или босой ногой по мячу не рекомендовалось. В игре использовались плечи, бедра и голени. Площадка делилась на две половины, и игроки противоборствующих команд стремились как можно дольше удержать мяч в воздухе. На некоторых площадках имелись вертикально расположенные кольца, в которые надо было попасть мячом. А вокруг возвышались сложенные из отесанного камня трибуны.


 Точные правила этой игры до нашего времени не сохранились, к тому же, они менялись от региона к региону и время от времени. Неизменным оставалось то, что игра носила не развлекательный, а ритуальный характер и была напрямую связана с человеческими жертвоприношениями. В разное время в жертву приносились либо игроки побежденной команды, либо победившей, либо только их капитаны – в источниках нет единого мнения на этот счет. В любом случае, жертвоприношение участника являлось большой честью для него и для его семьи и воспринималось с гордостью. Большие стадионы для этой игры выстраивались только в крупных религиозных центрах. Кое-где сохранились каменные фризы с изображением игроков. Например, на фризе в Чичен-Итце показан капитан команды победителей, держащий в руках голову побежденного соперника.

 Уже сама игра могла стоить человеку жизни или сделать его калекой. Игра велась тяжелым каучуковым мячом, вес которого мог достигать 4 кг. Удар таким мячом при должном ускорении мог запросто убить человека. Поэтому игроки имели специальное снаряжение, надежно защищающее тело. Отбивать мяч можно было бедром, локтями или коленями, но ни в коем случае не ступней и не руками. Испанцы, впервые наблюдавшие эту игру, отмечали, что некоторые травмы, полученные игроками, были так серьезны, что им требовалась хирургическая помощь. Современная версия игры – «улама» – больше походит на волейбол. Каждая команда – от 2 до 5 человек – находится на своей части поля, игроки перебрасывают мяч друг другу до его падения на землю. Стадион представлял собой узкое поле, ограниченное двумя стенами, с большим или меньшим уклоном, от которых отскакивал мяч. На этих стенах укреплялись тяжелые каменные кольца, в которые нужно было попасть мячом. Сделать это было не так-то легко, т.к. диаметр кольца был лишь ненамного больше диаметра мяча, к тому же, висели они довольно высоко. Каждый неудачный бросок засчитывался как промах. Команда, первой забросившая мяч в кольцо, считалась победительницей. Экипировка игроков представляла собой набедренную повязку, с кожаной накладкой для защиты бедер, или же корсет. На поясе крепилось специальное приспособление в виде хомута, которое служило для сильного удара по мячу. Вес хомутов мог доходить до 30 кг, хотя считается, что такие тяжелые хомуты не использовались для игры, а надевались только в ритуальных целях. Иногда игроки использовали наколенники и перевязывали руку в локте. На отдельных изображениях можно видеть на головах игроков пышные головные уборы из перьев. Предположительно, назначение их тоже было ритуальным.

                Футбол Гуарани.

  В документальном фильме парагвайского режиссера Маркоса Ибаньеса утверждается, что футбол изобрели индейцы гуарани.
  Как заявил кинематографист журналистам, "нужно пересмотреть историю футбола, чтобы к следующему чемпионату мира, который пройдет в России, ФИФА могла иметь это в виду". По его словам, "с каждым разом эта теория набирает силу", как и то, что Америка в целом внесла большой вклад в эту игру.
Премьера первой части документального фильма, которая так и называется: "Гуарани изобрели футбол", уже состоялась в 2014 году. Во время съемок режиссер встречался с исследователями иезуитами, которые считают, что основы футбола были заложены в парагвайском городе Сан-Игнасио-Гуасу.

   Этот город с более чем 400-летней историей в свое время насчитывал около 30 миссионерских поселков - редукций, где проживали индейцы гуарани, обращенные в христианство иезуитами. Предположительно, уже в то время они играли резиновым мячом в игру, напоминающую футбол. Подтверждения этому есть в труде на латыни каталанского священника Хоакина Перамаса, датируемом 1793 годом.
Не случайно вторая часть документальной картины получит название "Сан-Игнасио-Гуасу - город футбола". В ней задействованы его жители, которые помогают реконструировать один из матчей игры в мяч, в которую играли их далекие предки.
   Кроме того, авторы фильма выступили с инициативой в парламенте принять закон, который бы объявил Сан-Игнасио-Гуасу колыбелью футбола.

http://www.youtube.com/watch?v=NtjJ-qXrqlQ









 


Рецензии