Письмо из будущего. Рецензии
«Письмо из будущего» - это фантастическая повесть,
действие которой развивается на фоне войны в Чечне. Герой влюбляется в свою одноклассницу, но не признается в своих чувствах. Проходит время, начинается война. В минуты опасности он обнаруживает в себе способность путешествовать во времени и решает попытаться изменить свое будущее.
Автор повести Аслан Шатаев - участник всех трех совещаний молодых писателей республик Северного Кавказа, десятого форума молодых писателей, который ежегодно проходит в подмосковных Липки.
Рассказы А. Шатаева - «Тьма», «Темные лица», «Полтергейст», «Два мира», «Трижды воскресший», повести «Метеорит», «На фоне заходящего солнца», «Заложник» и другие опубликованы в республиканском литературном журнале «Вайнах».
Вот что говорит об этом авторе в своей статье «Некоторые жанрово-эстетические особенности современной чеченской прозы о войне» известный литературный критик Лидия Довлеткиреева.
-Большинство произведений о войне в Чечне конца XX – начала XXI вв. чеченские писатели создали в рамках традиционной для военной тематики реалистической прозы, используя подходящие для решения своих творческих задач приемы и методы: психологизм, «поток сознания», экзистенциальный анализ, аллегоризм, натурализм, что мы наблюдаем, особенно ярко, в творчестве М. Ахмадова, М.Бексултанова, Э. Минкаилова, С. Мусаева,- отмечает Л. Довлеткиреева.
По словам литературного критика, «но существует также пласт произведений, которые с точки зрения эстетики и жанра не совсем характерны для данной проблематики. К ним относятся и повести и рассказы Аслана Шатаева».
Источник:
http://www.grozny-inform.ru/news/culture/28376/
Арслан Хасавов.
В «Издательстве Рунета» скромным тиражом в пятьсот экземпляров вышла дебютная книга тридцатилетнего прозаика из Чечни Аслана Шатаева.
Текст этот определён автором как «фантастическая повесть», что, на мой взгляд, несмотря на несомненное наличие фантастических эпизодов, не совсем верно. Скорее, стоило бы отнести её к жанру «фантастического реализма», то есть реализма с лёгкой примесью фантастики, которая не играет определяющей роли в нити повествования.
Действие повести развивается на фоне двух чеченских кампаний, с естественными отсылками к ещё более далёкому прошлому – детским воспоминаниям лирического героя по имени Беслан. Со временем тут, к слову, не всё просто. Об этом кричит и название повести, да и эпиграфом вынесено известное изречение Аристотеля о том, что «никто не знает, что такое время и как им управлять».
Однако, вопреки этому утверждению, лирическому герою Шатаева удалось не просто узнать, что такое время, но и сначала случайно, а потом уже и намеренно манипулировать им, искажать, и, конечно же, путешествовать, то «отматывая» плёнку уже прожитых дней назад, то, наоборот, удаляясь в пусть недалёкое, но всё же будущее…
Я бы разделил книгу на две условные части. Первая, безусловно ценная – автобиографический опыт автора о жизни на войне, со всеми её сложностями и недомолвками. Здесь тёплое, радушное описание ещё мирного Грозного с открытыми кафе и игрой в пинг-понг мгновенно сменяется историями о зачистках, бомбоубежищах и бесконечных переездах беженцев в соседние регионы.
Конечно, описывая известные события, автору не удалось (или не захотелось) обойти стороной важные для чеченского общества исторические события и фигуры.
Достаётся, в общем-то, всем.
«За один день город словно пропустили через мясорубку, – пишет Шатаев о начале боевых действий, а через абзац переходит к газетному стилю, – я не мог понять, почему в российских СМИ это называли наведением конституционного порядка? Это была даже не война, а самое настоящее искоренение чеченского народа. Мирные жители разве террористы?» – и так далее.
«Немало было случаев, когда выпившие военные творили беспредел, а когда на них пытались пожаловаться, они просто-напросто устраняли проблемного человека. Если же каким-то образом кому-то удавалось докричаться до суда, военного оправдывали и даже награждали орденом героя. Вот так-то! Справедливость российских законов не знает границ!» – с горечью отмечает автор.
Не оглядываясь на текущие политические реалии, Шатаев находит в себе смелость так написать о гибели Дудаева: «Это был настоящий траур для нас. Да что уж скрывать – почти для всей Чечни. Пусть он и развязал войну, но это был самый смелый и отважный человек. Удивительно, как один человек может вселять в целый народ уверенность, а после его смерти люди начинают терять всякую надежду».
Вторая условная часть книги – это фантастическая составляющая. Главный герой находит в себе способность к путешествиям во времени. На фоне описанных скитаний он возвращается в прошлое, чтобы исправить некоторые из своих ошибок. Основным мотивом к подобным «путешествиям», кроме естественного любопытства, было желание построить-таки отношения с девушкой по имени Седа, которая в отправной точке путешествий уже была замужем.
Вся эта затея описана довольно сумбурно – какая-то тропа, течение воды, временные помутнения рассудка. Здорово сбивает и не совсем удавшееся решение касательно переселения души – «меня-из-настоящего», «в меня-из-прошлого». Если возвращаться к этим словам спустя какое-то время и размышлять об этом, то, конечно, можно понять, о чём была речь, но по ходу чтения этот фантастический замес не срабатывает – понятно, что человек путешествует, а каким конкретным способом он этого добивается, представить оказывается проблематичным.
Естественно, что обнаружив подобные способности и возможность изменять прошлое, герой берётся за благородную цель избавления Чечни от всяких войн.
Тут и находит своё объяснение название повести. Лирический герой, вернувшись в прошлое, пишет письмо, письмо из будущего, сперва Джохару Дудаеву, затем, когда первый план проваливается, то Зелимхану Яндарбиеву, где подробно описывает трагедию, которая должна постигнуть в зависимости от их политических решений эту республику. Для того, чтобы заставить поверить в правдивость написанного, он «предсказывает» некоторые исторические события, свидетелем которых он стал в будущем.
В общем, задумка серьёзная, идеей своего сюжета напоминающая голливудский фильм, перенесённый в отечественные, уже – республиканские реалии. Там много всего ещё происходит – лирический герой становится вдруг боевиком и попадает в плен (эту главу, к слову, можно отнести к удаче автора), затем в дело «путешествий во времени» вмешиваются таинственные спецслужбы, занимающиеся «торговлей временем», Чечня разделяется на Северную Чечению и Южную, но в конечном итоге всё возвращается на круги своя.
Сложно сказать, справился ли Аслан с сверхзадачей произведения, похоже, что не совсем, но сам факт выхода в свет подобной повести вселяет уверенность в возможности большого литературного будущего автора.
Шатаев Аслан. Письмо из будущего: Фантастическая повесть. – М.: «Издательство Рунета», 2011.
Источник:
http://www.litrossia.ru/archive/item/5350-oldarchive
Свидетельство о публикации №216040601691