Россияне потомки евреев. О чём эта книга

  ПРОШУ ИЗВИНЕНИЯ ПЕРЕД ЧИТАТЕЛЯМИ.  НИ ОДНА ИЗ ГЛАВ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКОНЧЕННОЙ, ТАК, КАК Я ПИШУ ЭТУ КНИГУ НЕ С ЧЕРНОВИКА, А ПРЯМО НА ПРОЗА.РУ
   

   Книга "Роды еврейского происхождения и их потомки в России и в других странах бывшей Российской империи".

   Посвещаю мою книгу землям, вошедшим в состав Российской Империи, и народам, населявших их, даже если эти народы исчезли задолго до появления России.

               "Антиеврейская кадровая политика. Оголтелая антисионистская и
                антиизраильская пропаганда в партийной печати. И — странный,   
                молчаливый антисемитизм, никогда нигде до того не встречавшийся.
                Евреев окружили заговором молчания. Еврейская тема была абсолютно
                невозможна ни в печати, ни в устных публичных выступлениях. Само
                слово “еврей” было почти что непроизносимым. Евреи как бы не
                существовали. Ни в современности, ни в истории. Миф, дым, воздух.
                Ничто. Это было непереносимо".
                Наталья Васильевна Юхнева. Русская женщина, выдающийся 
                этнограф об СССР. Н.В. Юхнева. "Минувшее проходит предо
                мною", Нева, №4, 2006.
                http://magazines.russ.ru/neva/2006/4/uh11.html 
               


     "Меня всегда почти огорчала мысль, что у
насъ, на Руси, дети еще знаютъ о своихъ
отцахъ, знаютъ кое-что и внуки о своихъ дедахъ, но
правнуки о своихъ прад;дахъ, за весьма немногими
исключеніями, ничего не знаютъ; такъ что прошлое
и даже весьма недавнее громаднаго большинства
нашихъ фамилій покрыто для потомства непрони-
цаемою тьмою."
         
         Аполлон Павлович Кругликов, 1889.
   
      ЧЕРНОВИК.

      Оглавление книги.
   
      ПРЕДИСЛОВИЕ.

    1. О чём эта книга.
    2. Методология и источники исследования.
    3. Критерии создания галерей памятных личностей и терминология.
   
    1. О ЧЁМ ЭТА КНИГА.    

   Меня интересуют прежде всего межнациональные контакты, этнические и социальные процессы и увлекает  следить за людскими судьбами на протяжении поколений.  Что же касается знаменитостей, то их громкие имена привлекают внимание, они яркие свидетельства, но не более, чем свидетельства, этих процессов. Почему я выбрал евреев? Потому, что у родов еврейского происхождения, вернее, у их родоначальников, судьба гораздо необычнее, чем у любого другого народа, да и прослеживание потомков какого другого народа приведёт исследователя к такому разнообразию стран, эпох и народов. 

     В галереях представлены родословные сообщения и короткие словесные портреты  самых значительных из этих лиц и их потомков.  Список сообщений  до поры до времени будет постоянно расти. Я публикую свою работу не с черновика, а пишу её прямо на страницах проза.ру

   В то же время я не отделяю историю русских от истории других народов Российской империи, поэтому моя книга так же  посвящена потомкам евреев среди всех народов империи. Эта информация позволяет сравнить феномен потомков еврейских родов в России с подобными явлениеми у других народов.  В моё исследование я не включаю этническую Польшу (меньшую по размерам, чем территория Царства Польского) и Финляндию, потому, что эти земли стояли особняком в Российской империи, а так же ныне украинскую Галицию, принадлежавшую Австрии. Уроженцы этих стран отмечены лишь в случаях, когда у них были еврейские предки, переменившие религию, из земель Российской империи. В то же время в исследование включена Прибалтика ещё до её завоевания Россией.  В случае с потомками евреев, переменивших религию, информация о них неоганичиваеся хронологически февралём 1917 года или географически землями Российской империи. Ведь работа посвящена истории родов.

   В галереях так же  представлены  иностранцы-потомки родов из земель Российской империи. Это увлекательная страница истории российских родов. Не только Россия обогащалась за счёт талантов иностранцев, но и люди с корнями в России и в других народах империи внесли немалый вклад в историю и культуру стран, в которые их забросила судьба.

   Интересно проследить то, как часто роднились между собой русские роды с одинаковыми нерусскими предками. Это давало бы возможность увидеть насколько часто среди предков этнических русских были нерусские предки одного и того же этнического происхождения. Увы,  Россия не Западная Европа, канцелярии у нас велись небрежно, а документы хранились плохо или же вообще уничтожались. Тем не менее, некоторая информация сохранилась.
   
      МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
        Имена.

   Марк (Маркус) у евреев. Марк/ус использовалось как киннуй (бытовое имя) в пару к имени Мордехай (святое, не смотря на языческое происхождение, также как и Александр например). Другие примеры святое-бытовое: Иегуда-Лёве, Биньямин-Вольф, Нафтали-Хирш... Этим и можно объяснить широкое использование неевреского имени Марк среди евреев, от этого имени происходит ашкеназская фамилия Маркс, также Маркузе, Маркович (малорусский дворянский род происходящий от еврея-купца Марка Аврамовича, дочь которого вышла замуж за гетмана Скоропадского)...

   Род Канкриных.  Пример анализа распространённых утверждений о еврейском происхождении рода.

+++++
   КАНКРИНЫ. Русский дворянский род. Графы.


    Сельские священники и мастера горного дела в в деревнях или по другому маленьких городках, известных нам из Тургеневской "Аси" хотя в более позднем веке.

   Samuel Krebs. Пастор в Йесберге.В соответствии с модой того времени в 1636 латнизировал свою фамилию Krebs, по немецки "рак", на "рак" латыне Cancrinus.
   E. Н. Kneschke. Neues algemeines Deutsches Adels-Lexicon, Leipzig, Том 2, 1860, стр. 207-208/
   Его современник и  видимо родственник Eckhardt Cancrin был пастром в Фрицларе и в Касселе.

   Cancrinus, Christian  Воспитатель в аристократической семье. Затем пастор в деревне Zimmersrode.

   Cancrinus, Paul (1662-1734). Учитель в графской семье в городке Санкт-Гоарсхаузен на Рейне невдалеке от знаменитой скалы Лорелеи, затем  вернулся в Гессен пастором в Dоrnhagen под Касселем.

   Cancrinus, Johann Heinrich (1710-1768). Первый в семье выбравший карьеру в горнорудной промышленности и первый из них служивший в России. С 1741 Бергмейстер в Биебере. Горный инспектор Bergrat в Новгороде.
   "Cancrinus, Johann Heinrich", Hessian Biography.<http://www.lagis-hessen.de/pnd/135707692>; "Cancrin, Johann Heinrich von", Kаtalog Der Deutschen Nationalbibliotek,
   D 1786 получили диплом reichsadelsstand, чьё положение было равно статусу мелкопоместного дворянства. В Германии было приблизительно полторы тысячи таких родов. Во время французской революции разделились на две линии, одна эмигрировала в Россию, другая переселилась в Баден.
   Бергмейстеры в Германии были начальники рудников или мастера, чиновники-члены Горного суда. Эта должность существовала в каждом районе горнордной промышленности.
   Рудники Биебера работали с конца 15 в., добывались серебро, медь, свинец и (позднее) кобальт, никель, висмут и железо. Местная горнодобывающая и металлургическая промышленность достигла своего пика в XVIII веке под управлением семьи фон Канкрин. Geschichte der Gemeinde Biebergem;nd, http://www.biebergemuend.de/

   Рибопьер был краток. В своих воспоминаниях о с воём бывшем начальнике министре финансов Егоре Канкрине он написал"... говорят, что он был по происхождению Еврей". Записки графа Александра Ивановича Рибопьера, http://memoirs.ru/texts/ribaupierre_2.htm
 
   Вигель дал волю своей фантазии и запутал вопрос о происхождении Канкриных. Он объявил дедом Егора Канкрина по отцовской линиилитовского раввина, перешедшего в протестантизм с именем Людвиг и поселившегося в Германии. Вигель, Записки. Часть 6, 1892, стр. 60.  На самом деле деда егора Канкрина звали  Johann Heinrich, его отец и дед были протестантскими пасторами.Интернет. Hessian Biography : Index Search : LAGIS Hessen Смотреть Cancrinus, Johann Heinrich.

   В то же время попытки определить почему Канкринам приписали еврейское происхождение неубедительны. Звучащая как еврейская фамилия Cancrinus, принятая предком Канкриных лютеранским священником Самуилом Кребсом в 1636, библейское имя первого Канкрина "вероятно, дали начало легенде" среди русскихЮ неосведомленных о том, что среди лютеран были нередки библейские имена, которые обычно ассоциируются с евреями. Русские так же незнали, что у Канкриных ранее была другая фамилия. "Наконец, министр Егор Канкрин... возможно, подтверждал легенду о своём еврейском происхождении "из-за своей прочной дружбы со своим бывшим наставником ... Абрамом Перетцем, которому он был обязан своей карьерой".

   Слабость этой версии состоит в том, что легенда о еврейском происхождении Канкриных была принята не только русскими, но и немцами. Немцы знали, что протестанты употребляют библейские имена. В России уже первый русский автор, писавший о еврейском происхождении Канкриных, генеалог Пётр Долгоруков отмечал, что ранее фамилия рода была Кребс. Знание им изначальной фамилии рода, которой предки Егора Канкрина непользовались почти, что 140 лет до его рождения, даёт основания предполагать, что  слухи о еврейском присхождении Канкрина возникли не в России, а пришли из Германии. Самуил Кребс был пра-пра-прадедом Егора Канкрина.

   Если источник сведений о происхождении Канкриных Германия, то он этот источник гораздо более весомее, чем сообщения русских мемуаристов.  Немцы лучше знали происхождение своих земляков, но они немного писали о еврейском происхождении Канкриных. . "Берлинский еженедельник" в 1859 ни мало, ни много называл Франца Канкрина, отца министра, гессенским евреем. При склонности немцев и вообще не только в Германии называть евреями лиц даже с далёкими еврейскими предками этому  неследует удивлятся. Вопрос в том, отразила ли эта публикация память немцев о происхождении Канкринов или же это была информацию пришедшую в Германию извне. Она необязательно могла придти в Германию прямо из России. Евреем из Литвы называл Канкрина известный во всей Европе английский писатель и политик Бенджамин Дизраели в своём нашумевшем романе "Coningsby", вышедшем в 1844. Сам Дизраэли скорее всего получил инфрмацию о Егоре Канкрине  от англичан, побывавших в России, по тем или иным причинам вращавшихся в русском обществе.   

   Отсутствие в Германии уверенности в немецком происхождении Канкриных отразилось в широкоизвестном в Германии перед первой мировой войной антисемитском издании Семи-Гота (Semi-Gotha). Авторы этого обширного труда создали его по образцу Готского альманаха, посвящённого немецкому дворянству,  с тем отличием, что в Семи-Готе давалась информация о дворянских родах еврейского происхождения во всём мире. Сообщения Семи-Готы  о родах за пределами немецкоязычных стран полны грубейших ошибок, но, как отмечают современные исследователи немецкого антисемитизма, сообщения о немецких родах в основном достоверны. Издатели Семи-Готы стремились создать авторитетный труд. В тех случаях, когда они ошибались и представвители указанных ими как еврейских по происхождению родов оспаривали их информацию, приводя доказательство её ошибочности, в последующих изданиях было напечатано об этих ошибках. Источниками информации об еврейском происхождении Канкриных для авторов Семи-Готы был Долгоруков, а так же не имевшие никаких знаний немецкой генеалогии  всё тот же роман "Coningsby" и публицистика "патриарха немецкого антисемитизма" Теодора Фритша. 
Semigothaismen.Semigothaisches Genealogisches Taschenbuch aristokratisch-judischer heiraten. Второе издание. Munchen, 1913, стр. 172-174.

   При этом авторы Семи-Готы игнорировали хорошо известные немецкие публикации, одержащие сообщения о Канкриных в которых небыло и намёка на их еврейское происхождение. Исходили они из того, что подобная информация небудет опубликована.  E. Н. Kneschke. Neues algemeines Deutsches Adels-Lexicon, Leipzig, Том 2, 1860, стр. 207-208; W. von Gumbel. "Franz Ludwig von Cancrin", Allgemeine Deutsche Biographie Том 3. Leipzig. 1876, стр. 740–742.   
   
   Мнение об еврейском происхождении Канкриных настолько укоренилось в России, что его непоколебала биографии  Егора Канкрина, написанная Ростиславом Сементковским для популярной серии "Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова". Сементковский решительно опровергал мнение о еврейском происхождении Канкриных, приводя аргументы, часть которых приведена выше. Р. И. Сементковский. Е. Ф. Канкрин. Его жизнь и государственная деятельность: биографический очерк. СПб. 1893. Через два года после выхода в свет книги Сементковского в 1895 князь Алексей  Лобанов-Ростовский  упоминает сообщение Вигеля в своей известной "Русской родословной книге"- одним из главных трудов по русской генеалогии в дореволюционной России. Лобанов-Ростовский, том 1, стр. 232.

     Потомки Егора Канкрина непытались опровергать широко распространённое в России мнение об их еврейских корнях. Остаётся лишь догадыватся о причинах этого. В Германии, Несмотря на "авторитет" анти-семитской "классики" после прихода к власти нацистов внук Егора Канкрина известный духовный писатель  Герман фон Кайзерлинга согласно недавнему исследованию неиспытывал никаких неудобств от родства с Канкриными. Надо учитывать то, что даже от лиц, которые  претендовали на высокие  посты в партии и государстве, требовалось подтверждения арийского происхождения не ранее 1645 года. Если предок крестился до этого года его потомок считался чистокровным арийцем.  От дворян требовалось доказать отсутствие еврейских предков до 1800 года, так, что Канкрины не представляли никакой угрозы для Кайзерлинга. D. Gusejnova. European Elites and Ideas of Empire, 1917-1957. Cambridge. 2016, стр. 164-165.

   Еврейские выкресты и их потомки могли быть христианскими священниками в Германии. Исследования об этом нет, но есть отрывочные сведения об известных священниках, выходцев из крещённых евреев. Victorinus Christophorus Brinz (1596-) был крещён ребёнком  когда его родители перешли в христианство. Он служил пастором во многих церквях в Средней Франконии, но известен он прежде всего благодаря своему отцу-автору крайне гнусного памфлета против иудаизма.  C. A. H. Kalkar. Israel und die Kirche: geschichtlicher Ueberblick der Bekehrungen der Juden. Hamburg. 1869, стр. 93; Jahresbericht des Historischen Vereins fur Mittelfranken. Ansbach. 1854, стр. 96 

   Существовали целые династии протестантских пасторов. Выкрест Фридрих Альберт Аугусти (Friedrich Albrecht Augusti) (1691-1782) добровольно перешедший в лютеранство с большой помпой был крещён в день Рождества 1723 года в присутствии герцога Саксен-Кобург-Гота и его сановников. Изучал богословие в лютеранской семинарии в Готе, служил в этой семинарии помощником профессора в Школе Готы, в 1734 году был назначен пастором в Эшенбергене в Тюрингии, где служил  до конца жизни почти, что полвека до смерти. Его сын Эрнст Фридрих Антон Аугусти (Ernst Friedrich Anton Augusti (1738-1827) так же стал пастором, а его внук Иоганн Христиан Вильгельм Аугусти (1772-1841) известный теолог, был профессором теологии и ректором университетов в Бреслау и Бонне и выдвинулся в число главных руководителей немецкой лютеранской церкви- занимал высокий пост директора консистории, в подчинении которой находились церкви во всех рейнских провинциях Пруссии.  R. Gottheil, P. Wiernik. "August,Friedrich Albrecht",
   Были известные пасторы с еврейскими предками по материнской линии. Карл Иоганн Филипп Шпитта (1801-1859) один из известнейших поэтов-гимнографов протестантизма, был пастором и суперинтендантом-должность в протестантской церкви соответствующая посту епископа у католиков и православных.

   "Трудно сказать, в какой мере евреи восприняли протестантские представления и сколько евреев перешли в христианство в его протестантском варианте.22 Казалось бы, разочарование Лютера означает, что по этому пути пошли лишь немногие евреи, но из предостережения Хаима бен Бецалеля ясно, что атмосфера Реформации возбудила и евреев". О. Лимор. "Евреи и христиане: полемика и взаимовлияние  
   Несмотря на все  неточности авторов опровергающих еврейское происхождение Канкриных и аргументы в пользу того, что это было возможно, на данный момент  нет никаких более веских доказательств об еврейского происхождении Канкриных. 
 
   Долгоруков. Российский родословный сборник.
 
Berliner Revue. Social und Politicshew Wochenschrift Том 18, 1859, стр. 185. Статья о русской аристократии.   "Cancrine (Franz Cancrin, ein deutscher Jude aus Heffen, starb 1816, er war der Vater des Finanz-Ministers Grafen Georg Cancrin, der 1845 starb". Дословный перевод с французского из книги Долгорукова "Notices  sur le Principales familes de la Russie par le Prince P. Dolgorouky. Berlin, 1858, https://archive.org/stream/noticesurlespri02dolggoog/
noticesurlespri02dolggoog_djvu.txt

   Фамилия Canrinus неоригинальная. Однофомильцы известны в Голландии. Guarnerus Cancrinus был пастором в деревне  Wier, Friesland  1682-1695. "Guarnerus Cancrinus", genealogieonline, https://www.genealogieonline.nl/stamboom-vries/I20608.php. Много имён других однофамильцев на www.genealogieonline.nl  и в документах из голландских архивов. Open archieven,     П.А. СОРОКИН.ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И США.ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ (ФРАГМЕНТЫ ИЗ КНИГИ «РОССИЯ И
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ», 1944), стр.      G . Ripley, C. Anderson Dana, редакторы. The New American cyclopaedia: a popular dictionary of general  New York, London. Том 4. 1859, стр. 350.
   К. Мондэй. "Национальная идентичность и экономическая наука:
Е. Ф. Е. Ф. Канкрин в русском общественном сознании". Вестник Санкт-Петербургского Университета Серия  5. Вып. 3, 2014, стр. 87.

  Интернет. Hessian Biography : Index Search : LAGIS Hessen   

   J. Furst. Orient Leipzig: Berichte, Studien und Kritiken f;r j;dische Geschichte und Literatur, Volume 5 1844, стр. 112 Повторяет Долгорукова 
+++++
   ЗАГАДКА ЕВРЕЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. КТО ЕВРЕЙ?

   http://buecher.hagalil.com/2014/09/juedischer-adel/
   
   Пример того, как трудно определить даже в Германии кто еврей.

 

  Длинный список  "неевреев, которые считались евреями"  дан в книге Siegmund Kaznelson (Hg.), Juden im deutschen Kulturbereich. Ein Sammelwerk, 3. Ausgabe mit Erg;nzungen und Richtigstellungen, Berlin 1962, стр. 1043–1060. Насколько верен этот список? Многие лица из этого списка на самом деле были частично еврейского происхождения.   

   

Исследователь евреев, получивших  дворян в Германии и Австрии, Kai Drewes

выделил из этого списка дворян. Он отмети, что все они считались евреями потому, что были женаты на еврейках.  Пройдём по этому списку. Я даю комментарии с учётом иследований  последнего полувека после выхода книги 1962года. (Сегодня 6 мая 2017).
   Lou Andreas-Salom; [geb. von Salom;] (1861–1937). Старый род, предки которого были крестившиеся евреи.

Alfred Freiherr von Berger (1853–1912), Theaterdirektor

Lily Braun geb. von Kretschmann (1865–1916), Schriftstellerin [und Sozialistin und Feministin]

Max von Fischel (1850–[1929; 1907 nobilitiert], Admiral

Karl [Ritter] von Frisch (1886–[1982]), Prof. der Zoologie [in M;nchen]

Во время Третьего рейха было трудно сохранить свое место потому, что н имел еврейскую бабушку и не сотрудничал с нацистами.


Adolph (1826–1903), Bankier, und David von Hansemann (1858–1920), Mediziner

Thea von Harbou (1888–1954), Schriftstellerin

Ferdinand von Lamprecht (1790–1864), K;niglich preu;ischer Wirklicher Geheimrat

Baron Leitenberger, Philanthrop

Otto von Leitgeb (1860–1951), Schriftsteller

Franz von Liszt (1851–1919), Prof. jur. [Cousin des gleichnamigen Komponisten]

Sophie von L;wenthal geb. von Kleyle (1810–[1889]), Lenaus Freundin

Robert [1917–19 Edler von] Musil (1880–1942), Schriftsteller

Ernst von Possart (1841–1921), Schauspieler

Leopold von Sacher-Masoch (1836–1895), Schrifsteller

Emil G. C. von Sauer (1862–1942), Pianist und Komponist

August Varnhagen von Ense (1785–1858), Schriftsteller






      КРИТЕРИИ СОЗДАНИЯ ГАЛЕРЕЙ ПАМЯТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ И ТЕРМИНОЛОГИЯ.

   Пояснение к терминологии.

   В русской литературе термин "полководец" употребляется слишком широко. Сергей Штеменко, служивший начальником Генштаба ВС СССР, пишет, что изучая опыт Второй мировой войны, советский Генштаб задумался над вопросом, руководство какими по размеру военными частями требовало от военачальника умения полководца. Генштабисты пришли к выводу, что задачи полководца решали военоначальники, начиная с  командующих армиями. Несомненно, такой же подход можно применить к Первой мировой войне. Для войн 18-19 вв. полководцами квалифицируются командующие корпусами.
 
   Для командиров полков, бригад, дивизий и в 20 веке корпусов я употребляю термин боевой  командир. Эти термины применяются к соответствующим по размерам частей командиров военного флота и допетровской России.В то же время оценка каждого военоначальника основывается на изучении его боевой истории, а не тем, какого размера военной частью он командовал. В определённых условиях задачи полководца выполняли, например, командиры дивизий. Все три этих термина, употребляемые мною, отражают командирские способности героев галереи.
   С. Штеменко. Генеральный штаб в годы войны.
 
    Все отличившиеся  боевые командиры, как правило, были отважными  воинами-сами принимали участие в битвах, что невсегда типично для полководцев, особенно 20 века. Поэтому не пишу слово "воин", перечисляя сферы деятельности для лиц, бывших выдающимися  боевыми командирами, но отмечаю полковолцев, известных личной отвагой на поле боя.
 +++++
 

   Критерии  создания галерей.

   Единственный формальный критерий при составлении галереи великих россиян, это включение в неё всех воинов, получивших высшие боевые награды России и СССР: орден Святого Георгия 4-й степени, ордена гражданской войны Святителя Николая Чудотворца в армии белых и Красного Знамени у большевиков, кавалеры всех солдатских Георгиевских крестов или всех орденов Славы, Герои Советского Союза. Главное, при включении воинов в галерею великих россиян, это, чтобы награды, полученные ими, давались за равное проявление героизма. При этом учитывается были ли эти награды получены за боевые подвиги. Например, члены семьи Романовых нередко получали высшие награды лишь за присутствие на театре военных действий. Более того, включительно по 1870 год, абсолютное большинство  кавалеров ордена Святого Георгия 4-й степени получили его за выслугу лет-25 лет безупречной службы, причём до 1833 года не требовалось участие хотя бы в одном бою.

   Факт того, что воины, награжденные орденом Георгия 4-й степени проявили исключительную храбрость в сражениях  подчёркивается и тем, что орденами Георгия более высоких  2-й и 1-й степеней награждали военачальников не за личную храбрость, а за успешное командование крупными воинскими соединениями. Орден Георгия 2-й степени за выигранное сражение, орден Георгия 1-й степени за победу в войне. Орден Георгия 3-й степени давался гораздо реже, чем в СССР звание Героя СССР, потому, что им награждались лишь полковники и генералы. С званием Героя СССР так же сопоставимо и награждение золотым (георгиевским) оружием, потому, что в императорской армии за первый выдающийся подвиг воинов обычно награждали этим оружием, а недавали орден Георгия  4-й степени, в СССР звание Героя СССР можно было получить за первый подвиг в бою.
   
   В то же время, получение этих наград не является единственным критерием для включения воинов в галерею великих россиян. В императорской России до Первой мировой войны не практиковали посмертной присуждение наград за воинские подвиги. Посмертные награды в Российской армии неприсуждались. В крайне редких случаях награду могли получит лица, выжившие ненадолго после ранения и вкоре умершие от ран если до их смерти они были представлены к награде. До введения Екатериной Великой в 1769 году ордена Святого Георгия в России практически не было орденов за боевые заслуги.

   


Рецензии