Темные монологи. Действие 1. Сцена 5

СЦЕНА ПЯТАЯ

                Темнота. Неуверенные шаги.

ГОЛОС  Одно успокаивает - не он. (Тихий кашель)

ЮНОШЕСКИЙ ГОЛОС  Вы кого-то ожидаете?

ГОЛОС  (смешок) Мне вообще некого и нечего ожидать. Незачем.

ЮН.ГОЛОС А почему, друг?

ГОЛОС  (раздраженно)  Кажись, я уже все повидал в этой дьявольской мистерии под названием "жизнь". Смерть уже мне не претит.

ЮН.ГОЛОС  И кажется вам привлекательнее...

ГОЛОС  Вот именно.

ЮН.ГОЛОС  В твоем голосе я слышу страдание. Я слышал подобные голоса лишь в парижских лечебницах...

ГОЛОС  (гневная усмешка)  С тобой и не такое бы случилось, если б с тебя живьем сдирали кожу, прокручивали твой мозг и вывертывали зубы.

ЮН.ГОЛОС  Но не только от этого. Скорее от сознания того, что лучше не будет.

                (Хриплый смех)

Сколько времени ты находишься в заточении?

ГОЛОС  (раздраженно)  Да, я тут не только что оказался.

ЮН.ГОЛОС  Но как ты выжил? От этих презренных стражников (которым, по сути, нечего сторожить) я знаю, что в подобных местах никогда никого не кормили! (С этого момента ноги, закованные в кандалы, более похожие на кости, чем на здоровую плоть, остаются освещенными белым светом до колен).

ГОЛОС  (усмешка) В бытность свою знавал я одного человека. Был он иностранцем - пилигримом или вроде того. Родом из какой-то чудной страны, где все люди узкоглазые, как нетопыри. Все низкорослые, желтокожие и мудрые страшно. Его звали Тэму, но чаще окликали его хромым, поскольку он и вправду ужасно хромал. Тэму, как бы не усмехались над ним, все это как бы безразлично было. Что ни говори, а именно он научил меня многому, в частности, методике питания собственной слюной.

ЮН.ГОЛОС  Да что ты говоришь?! Неужели...

ГОЛОС  Вот вот. Научил впадать в некое полусонное состояние, когда твое сознание преобладает над телом...

             Зажигается розовый свет над юношей.

ЮН.ГОЛОС  У меня не отобрали мою сумку, а в ней пожалуй есть кой-чего съестного. Вот сыр и кусок сушеного карпа. Возьми, съешь пожалуйста. Где ты там. (Улыбается)

ГОЛОС  Я... я здесь (видно как из темноты протягиваются худые руки, хватают еду и скрываются во тьме).

            Тишина прерывается громким звуком сглатывания.

ЮН.ГОЛОС  Ну как, есть можно, друг?

ГОЛОС   Да, да спасибо.

ЮН.ГОЛОС  Жаль, что дать запить тебе нечего.
   
ГОЛОС  Это ничего: голодающий да от жажды не умрет, желающий напиться - от голода не подохнет.

ЮН.ГОЛОС  Мне кажется, или тут действительно стало более влажно...

ГОЛОС  М?.. Ах, да! Пошел дождь - вот и питье. Вода будет стекать по стенам и можно будет ее слизать. Заодно почище станет - не так зловонно.

                Пауза в  5 секунд.

ЮН.ГОЛОС  Как звучит твое имя?

ГОЛОС  (почти злобно) Никак, зови меня пиявкой.

ЮН.ГОЛОС  (легкая усмешка)  Брось ты. У тебя английский выговор. Ты с Альбиона?

ГОЛОС  А ты сам кто?

ЮН.ГОЛОС  Зови меня Рено, друг. Скорее всего я парижанин. И еще я трубадур.

ГОЛОС  (встревоженно)  Трубадур?

ЮН.ГОЛОС  (смеется)  Ну разумеется. Всю свою жизнь я только и делал, что играл на свирели и сочинял песенки для своих подружек. Мне ничего не оставалось, кроме как примкнуть к бродячей труппе артистов и путешествовать по вольной Франции.

ГОЛОС  А в какой ты был труппе?

ЮН.ГОЛОС  Парижских весельчаков.

ГОЛОС  Well... Но почему ты здесь?

ЮН.ГОЛОС  Я точно до сих пор этого не понял. Впрочем, на то была воля кого-то повыше меня. Мы с нашей труппой шли по городу Лиону. На одной из улиц я случайно столкнулся с одним священослужителем. Тот возопил о моем облике, в котором он находил "что-то демоническое". Затем на меня кто-то набросился. Повсюду послышались проклятия и вопли. Я отчетливо слышал крики хозяина труппы в адрес того самого богослужки о том, что "подолгу глядя на настоящую юношескую красоту, легко сойти с ума, мол, не так ли?". На что служитель с неистовым гневом орал о преисподней, которая якобы произвела меня на свет. Потом кто-то огрел меня по голове и я потерял сознание, поняв лишь, что началась крупная потасовка. Очнулся я здесь, в башне. Я не знаю, чего мне ждать дальше.

ГОЛОС  Ждать!..  (усмешка) Тебе нечего тут ждать. Хотя...  As you like.

ЮН.ГОЛОС  Oh, that"s right, my friend. Но, в общем, неважно. Я ничего и никого не боюсь. И место, где я сейчас нахожусь, откровенно забавляет меня.

ГОЛОС  Как-как? Забавляет тебя?! Скажи еще, что тебе не страшно?

ЮН.ГОЛОС  (отчетливо звонкий смех)  Совсем не страшно мне!

ГОЛОС  Да ты или безумец или ребенок еще совсем! Ничего, видали таких!

ЮН.ГОЛОС  Чего мне бояться, странный ты человек. Жизнь прекрасна, даже если тебе и не дают жить как хочется. Зачем мне самому на себя нагонять страху?!

ГОЛОС  (Хриплый крик, во время которого становится видна половина иссохшего тела заключенного) Хотя бы того, что ты раб! Пешка! (кашель и плевок).

ЮН.ГОЛОС  Я и раб? Нет, дружище, - эти понятия несовместимы! Ко всему прочему, жизнь не спектакль и тем более не игра.

ГОЛОС  Как же ты ошибаешься! Сразу видно, что ты не имеешь понятия о жизни.

                (Воцаряется тишина)

Один сведущий человек - путешественник - поведал мне занятную историю. Дело было в далекой таинственной стране, где правителям служат диковинные звери величиной с бастион, имеющие хвосты вместо носа и рога, торчащие изо рта. В той стране почти повсюду девственные леса, скрывающие в своих недрах несметные сокровища, а животные, там обитающие, сильно смахивают на людей. Так вот, правитель этой страны (это было не так давно) как-то имел разговор со своим советником (называемым там визирем). Дело дошло до спора, поскольку темой было то, что мы называем судьбой.

ЮН.ГОЛОС  Продолжайте, пожалуйста.

ГОЛОС  Визирь утверждал, что судьба человека в его собственных руках... Шах (правитель, то есть) говорил, что судьба сама решает, какая доля выпадает человеку. От человека, мол, только и требуется выполнять все повеления судьбы. Свой спор шах и визирь решили уладить с помощью одной интересной игры, которая имитирует сражение двух армий. Причем каждую фигуру в войске имеют право двигать только в соответствии с определенными правилами. На огромном поле (которое делилось на клетки) выстроили армии фигур из живых людей. От шаха и визиря. Однако было одно "но". Шах решил полностью управлять (как и подобает в игре) своим войском, а визирь дал полную свободу решений каждой фигуре. Шах говорил: "Я и есть олицетворение судеб для солдат своих. И ты слишком превознес себя, друг мой". И что ты думаешь? Визирь выиграл. А на следующий день пропал. С тех пор его так нигде и не видели.
 
ЮН.ГОЛОС  Мне кажется, шах обыграл сам себя, ибо есть нечто гораздо высшее, чем желания одного человека. Есть бог, наконец.

ГОЛОС  Ложь. Нет ничего страшнее, чем судьба одного человека, сотворенная другим человеком. Но, тем паче, мы все в беспросветной тьме, поскольку у нас точно такая судьба.

ЮН.ГОЛОС   От твоих слов меня обдало холодом. Я понимаю тебя, друг. Но не так все безнадежно, как ты представляешь. Ведь еще светит Солнце - оно дарит нам тепло и радость.

ГОЛОС  Эх, быть бы мне таким же беспроблемным, как ты. Таким же сильным и здоровым... Я уверен, тебя выпустят на свет Божий быстрее, чем меня. И ты вновь сможешь оценить его буйные краски.

ЮН.ГОЛОС  (смеется)  Буйные краски? Что ты, друг, я же слепой! Я ничего не видел с того момента, как родился на свет!

                Молчание  6 секунд.

ГОЛОС    Сле-пой? Так вот оно что...

                Скрип решеток.

ПЕРВЫЙ  Ну-ну вставай, пойдем-ка, подышим свежим воздухом, красавчик. Насчет тебя у нас тут особое порученьице будет.

ГОЛОС  (сначала тихо) Постойте, постойте же! (кричит) Постойте (хрипит). Умоляю, оставьте его! Он (смолкает) не... виновен. Он не виновен, он... Единственное, что осталось у меня. От человека...

ПЕРВЫЙ  Ты посмотри-ка, Трент, он еще дышит!  И помирать, кажется, не собирается. Невероятно. Вот чудо-то!

ВТОРОЙ  Помолчи лучше. Давай, двигайся. Выводи его. Быстрее.

                Скрип решеток и дверей. Тишина.

               
                КОНЕЦ  1-го  ДЕЙСТВИЯ


2002 г.


Рецензии