Белохвост
Когда лесничий Заводоуспенского лесничества зашёл в кабинет подписывать июньский и одновременно квартальный отчёт, я заметил в его глазах какую-то хитринку, но не подал виду. Проверил и утвердил отчётные документы, возвратил их ему, и только тогда сказал – Давай выкладывай, что у тебя там такого, отчего ты как на иголках сидишь.
-- Вадим Кузьмич, я сам раньше не видел, да вот лесники рассказали, что в юго-восточной отноге нашего пруда, там, где впадает речка Катарла, второй год подряд видят просто огромную птицу. И если в прошлом году её видели всего несколько раз, то в этом году постоянно. Чаще сидит на высоких сухостойных соснах у кромки берега, но иногда подолгу кружит над прудом и лесом, причём довольно высоко. Я решил посмотреть, что это за птица такая. Вечером после работы уплыл туда на лодке. Птицу, сидящую на толстом сухом сучке сосны, наклонившейся над водой, увидел издалека. Но близко она меня не подпустила, слетела, и медленно взмахивая широченными крыльями, полетела над водой в самый конец пруда к устью речки. Я в птицах, честно говоря, разбираюсь не очень, но что это не ястреб и не канюк ручаюсь. Размеры впечатляют. Я знаю Ваш интерес к птицам, поэтому и решился доложить.
-- Правильно сделал. Спасибо! Давай договоримся так, звонка моего не жди, связь-то у нас никудышная, а жди меня послезавтра вечером, в пятницу значит. Покараулим птицу, а заодним и спиннинг побросаем. Лодка, удочки, бинокль у тебя есть, червей на всякий случай накопаешь, вдруг щука брать не будет. Переночуем, а утром ещё сплаваем. Ночи-то совсем короткие.
-- Понимаете ли – смущённо возразил он – бинокль у пожарных сторожей, на вышке, без него им никак нельзя.
-- Ладно, бинокль и спиннинг беру свои, остальное приготовишь. Всё! До пятницы!
Конец рабочего дня пятницы ожидал с нетерпением,
и вот я уже на месте, грузим рыболовные снасти, садимся в лодку и – вперёд!
-- Давай так Анкудиныч – предлагаю лесничему – я погребу, а ты бери бинокль и на нос. Вся надежда на тебя и на твои глаза. Нужно увидеть сидящую птицу издалека, причалить к берегу и берегом же подойти как можно ближе.
Едва мы повернули с большого плёса в отногу, как мой напарник махнул рукой и заявил, что видит птицу. Но сколько я ни вглядывался над водой и в окружающие пруд сосны никого не увидел, кроме чаек.
-- Не туда смотрите, вон где она – показал он вперёд и вверх, передавая мне бинокль. Высоко над прудом и лесом широкими кругами парила птица. Невооружённым глазам, она казалась величиной едва ли с ворону. Нашёл её в бинокль, настроил фокус. Совсем другое дело! Не очень чётко, но всё-таки хорошо видны очень широкие крылья с растопыренными на концах маховыми перьями. Крылья, как и тело, бурые. Шея и голова значительно светлее. Хвост относительно короткий и белый. Массивный клюв, светлый, скорее всего жёлтый. Лапы поджаты, и оперены только до цевки (главное отличие орлана от орла, лапы которого оперены до пальцев). Понятно, что вижу перед собой белохвостого орлана или орлана-белохвоста, как его ещё называют. В природе вижу в первый раз, хотя в зоопарках и музеях насмотрелся. Кстати, символом США является белоголовый орлан, а не орёл, как говорят многие, и даже очень умные политики.
Круги орлана постепенно смещались в противоположную сторону от той, в которую мы плыли, то есть к юго-западной отноге пруда.
-- Что же делать? – спросил я – ведь он может охотиться и там, может нам повернуть?
-- Не думаю. Там его ни разу не замечали сидящим.
Может быть потому, что открытой воды мало, верховья затянуты тростником. Покружит, покружит и возвращается к Катарле. Лучше там покараулить.
-- Что ж, хозяин-барин. Поплыли, а пока плывём, ты следи, а я постараюсь рассказать всё, что знаю об этих птицах, орланах-белохвостов. Мне понимаешь, интересно, что он здесь делает в гнездовой период. Как раз сейчас у них в гнезде должны быть птенцы. Может быть, это гнездо и не далеко.
Оставалось уже не далеко от устья речки, когда лесничий показал на сухую сосну с толстыми сучьями, наклонившуюся над водой.
-- Вот на этой сухаре я его и видел. Рядом есть проход в тростнике, где можно причалить к берегу.
Причалили, замаскировались в ивовых кустах. На наше счастье рыбаков на лодках в пределах видимости не наблюдалось. Ждать пришлось недолго. Уже вскоре послышался звонкий характерный крик «кри-кри-кри» и на сухую сосну уселась крупная птица. Но к моему сожалению, не на ту сосну, у которой мы его ждали, а на противоположном берегу. До него было около семидесяти метров и в бинокль его чётко удалось рассмотреть. Особенно поражал размерами массивный жёлтый
клюв, крупнее пожалуй, чем у беркута и ярко-жёлтые лапы с мощными крючковатыми когтями. Некоторое время он (а может она?) сидел неподвижно, затем опустил голову и слетел с дерева. В несколько взмахов достиг поверхности воды, вытянул вперёд лапы и запустил их в воду, как бы хватая что-то. То ли промахнулся, то ли рыба успела уйти в глубину, но бросок не удался. Неудачливый охотник (или рыбак?) с грубым хрипловатым криком «крак – крак» сделал полукруг над водой и взмыл на то же дерево.
Погода начала портиться, посвежел ветерок, показались тучки, пока небольшие. Я перестал надеяться, что увижу ещё что-либо интересное, как орлан повторил нападение, на не видимый объект в воде. На этот раз он поднялся тяжело, держа в обеих лапах неплохую щучку. Садиться на дерево не стал, а полетел к устью речки, а затем над лесом. Направление я засёк, но искать гнездо было бы только пустой потерей времени. Оно могло находиться в нескольких километрах от пруда.
Начал накрапывать не по-летнему мелкий дождь, мы погрузились в лодку, и не вспоминая про рыбалку, отправились в обратный путь. Все приметы указывали на затяжную моросящую непогодь, я ночевать не остался, и как в последствие убедился, поступил правильно: дороги к утру совсем раскисли. Орланов, вскоре уже двоих, видели до августа, а потом они исчезли и в последующие годы не появлялись.
Свидетельство о публикации №216040600041
Нина Измайлова 2 18.06.2016 23:16 Заявить о нарушении