К вопросу о воспитании гномов. Часть 2

Глава четвёртая

Пока господин  Дактиль пытался сформулировать "первый принцип воспитания гномов", его новый знакомый, сидевший под столом, решал не менее сложную проблему: убирать или не убирать? С одной стороны, он хорошо помнил то, чему его учила в детстве матушка. "Гномы, – говорила она, – отличаются от всех прочих, в первую очередь тем, что любят чистоту и порядок. Поэтому они всегда привлекательно выглядят и везде успевают". С другой стороны, он усвоил и другое, о чем говорила ему бабушка, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Не мог же он, только что появившись в доме, заводить там свои порядки. Но и смотреть спокойно на то, что творится вокруг, особенно под столом, гном тоже не мог.

Маленький человечек долго мучился, пытаясь найти выход, и все-таки его нашел: он решил, что убирать он будет, но понемножку и потихоньку, чтобы это не бросалось в глаза хозяину, который постепенно станет привыкать к переменам, не замечая их. Для начала гном собрал в пакет обрывки старых газет и журналов, лежавшие под столом, с тем чтобы переждать несколько дней, а потом, если хозяин о них не вспомнит, выбросить. После чего он тихонько вылез из-под стола, незаметно пробрался на кухню и вымыл одну вилку. План гнома удался: хозяин ничего не заметил – ни в тот день, ни после. Он был всецело поглощен гномоведением и видел свое истинное предназначение именно в этой области знания. В этой связи он даже отказался от написания начатого им ранее труда "О взаимодействии черепах и стрекоз в условиях вечной мерзлоты", который – до появления гнома – считал делом своей жизни.

Господин Дактиль совсем не был уверен в том, что кто-то кроме него сможет увидеть гномов, поэтому решил начать свой труд с подробного описания предмета исследования. В первой главе, которая называлась "Феноменология гнома", он писал: "Эти крошечные существа, очень похожие на человека, встречаются в природе крайне редко; еще реже они вступают в контакт с людьми. Внешнее сходство гномов с нами очень обманчиво, и было бы ошибочно сравнивать гномов и людей по каким бы то ни было параметрам. Между нами такая же пропасть, как между муравьем и жирафом".

Далее господин Дактиль подробно описывал характерологические особенности гнома: природную глупость, узость кругозора, отсутствие навыков общения, неадекватную реакцию, упрямство и нежелание принимать во внимание мудрые советы и следовать им.
"Но со всем этим приходится мириться человеку, взявшему на себя благородную задачу воспитания гномов, ибо человек, сознающий свое изначально данное от рождения превосходство, должен быть снисходительным  к несовершенству прочих явлений природы". Каждый, прочитавший эти строки, по мнению их автора, не мог не признать в нем истинного гуманиста.

Глава пятая

В то время как писатель был погружен в свои исследования, гном изучал содержимое большого шкафа в прихожей. Он задался целью постичь "принцип распределения вещей в пространстве шкафа", но никак не мог его уловить. Сначала ему казалось, что вещи делятся на чистые и грязные, но это оказалось не так; потом он подумал, что одежда делится на нижнюю и верхнюю, но тоже ошибся. Даже смелое предположение о том, что предметы распределяются по сезонам, было вскоре им отвергнуто, ибо на одной полке лежали: совершенно новые ботинки, полдюжины рваных носков разного цвета, пучок шелковых галстуков, связанных морским узлом, и целый ком сорочек без пуговиц. На другой полке мирно соседствовали две кофейные чашки, походный топорик, хрустальная ваза с отбитым краем и соломенная шляпа, изрядно помятая. Созерцая все это, гном почувствовал себя маленьким и ничтожным по сравнению с человеком, который не только смог столь удивительным  и непостижимым образом  разместить свои вещи, но, вероятно, мог найти любую из них в случае необходимости. Бедный гном не догадывался, что он явно переоценил возможности хозяина дома, который не только давно уже не подходил к шкафу, но и начисто забыл о вещах, которые там хранились. Чтобы как-то отвлечься от грустных мыслей, гном пошел на кухню и вымыл крышку от большой суповой кастрюли.

Глава шестая

Надо сказать, что в целом жизнь наших новых знакомцев складывалась совсем неплохо. Они постепенно привыкли друг к другу. Взаимная терпимость и доброжелательность вскоре принесли плоды: приятели стали находить друг в друге привлекательные и интересные черты. Писатель все больше проникался чувством ответственности за судьбу единственного представителя иного мира. Все свои наблюдения господин Дактиль постоянно записывал, намереваясь их потом соответствующим образом обработать и включить в свое исследование по гномоведению. Гном, в свою очередь, времени не терял и регулярно посылал письма на родину с подробным описанием своих впечатлений и выводов.

Теперь надо открыть читателю маленькую тайну: наш гном не был маленьким глупым человечком, случайно попавшим в город. Он был существом весьма образованным и числился ведущим научным сотрудником в Академии человековедения у себя на родине. Впрочем, это станет ясно, как только мы прочтем его записи.

Первое письмо гнома
«Многоуважаемый господин директор! Спешу сообщить Вам, что мое приземление в квадрате Р-72 прошло вполне успешно. То обстоятельство, что я прыгал с парашютом впервые, не отразилось на скорости полета и точности спуска. Наш почтовый голубь проявил чудеса находчивости и обнаружил меня сразу, как только я опустился на землю.
Поиски города М. не заняли у нас много времени. Первый попавшийся мне житель оказался писателем, что меня вполне устраивало, и я незамедлительно вошел с ним в межличностный контакт. Надеюсь, что мне удастся внести свой скромный вклад в наше общее дело.
Искренне преданный Вам…» (Далее следовала неразборчивая подпись)

Глава седьмая

Между тем господин Дактиль решил, что пора уже приобщать своего подопечного к правильной и целеустремленной деятельности, то есть научить его какому-нибудь делу. В то же время он не мог себе позволить отдать единственного представителя параллельного мира в чужие руки – неизвестно еще, чему они там могут научить несмышленого человечка. Немного подумав, он не нашел ничего лучше, как дать гному свою, наследственную профессию. Детей у господина писателя не было, и гном вполне бы мог стать ему приемным сыном. "Итак, я сделаю из него писателя, причем не просто какого-нибудь пошлого литератора, от нечего делать скрипящего пером, а настоящего мыслящего прозаика, сознающего свою ответственность и высокую миссию,  правильно понимающего то, о чем пишет", – так рассуждал, сидя за письменным столом в минуты отдохновения Дактиль.

Надо сказать, что думал об этом он теперь постоянно, так что минуты размышлений превращались в часы глубоких раздумий, а писать он почти совсем перестал. Иногда он хватался за перо, чтобы записать какую-то оригинальную мысль, пришедшую ему в голову, но она уходила быстрее, чем он успевал это сделать. Его фундаментальное исследование по гномоведению продвигалось медленно: он никак не мог сформулировать «первый принцип воспитания гномов», а переходить ко второму, уже вполне сложившемуся в его представлении, не решался, ибо это могло привести к нарушению стройности изложения. Постоянным отвлекающим моментом была его новая идея, которую он был намерен реализовать в самое ближайшее время, – он хотел провести научно-практическую конференцию " Гномоведение сегодня: задачи и перспективы".

Посудите сами: бедный Дактиль просто разрывался между собственными инициативами и начинаниями. И никто не мог помочь ему, ведь во всем городе не нашлось человека, который бы правильно понимал ситуацию. Да-да, не было и не могло быть! И приходилось все делать самому. Господин писатель, не привыкший откладывать дела в долгий ящик, как-то за вечерним чаем завел с гномом разговор о литературе. К его удивлению собеседник оказался весьма начитанным. Правда, читал он совсем не то, что подобает  культурному человеку, в том числе авторов, Дактилю совершенно не известных, а, следовательно,  внимания не достойных. "Надо определить круг его чтения", – заключил писатель и ненавязчиво, но настоятельно порекомендовал   гному прочесть "Письма Ивана Грозного Андрею Курбскому" – для начала.


Рецензии
Хочу попросить уважаемого гнома после господина Дактиля зайти навестить меня.
Предоставлю фронт работ на кухне, а по вечерам буду занимать беседами на литературные темы. Жду с нетерпением.

Елена Пацкина   08.04.2016 20:17     Заявить о нарушении
Гном готов! Встречайте в квадрате Л-614 в ближайшую пятницу.

Ирина Дмитриевна Кузнецова   11.04.2016 20:27   Заявить о нарушении