Цена улыбки
ЦЕНА УЛЫБКИ
Вы помните, что с вами было 23 февраля 2003 года? А он помнит, помнит хорошо, потому что в тот день его жизнь и его смерть играли с ним в «орлянку»: ему неполные семнадцать лет, он несется со своим напарником по ледяному желобу санно-бобслейной трассы с высоты 750 метров со скоростью 100 километров в час. Борьба за сотые и даже тысячные доли секунды. В этом спорте в основе победы – скорость и точность. Впереди тренировки и соревнования – вираж за виражом, чемпионаты и олимпийские игры – снова вираж. Триумф и восхождение на пьедестал… Об этом думает каждый спортсмен.
На очередном профильном вираже их прибивает к борту, выбрасывает вверх, они пробивают деревянный козырек. Санки с напарником, раскручиваясь, вылетают за трассу, а он снова падает в желоб. Его тело бросает из стороны в сторону. Он стремительно катится вниз, ломая кости и разрывая внутренние органы... После нескольких секунд катастрофы растянутых и замедленных на всю длину прожитой жизни, его тело лежит неподвижно.
И больше ничего – только бесконечный адский холод.
ПОЦЕЛОВАНЫЙ БОГОМ
Это был Иван Гончаров, таким был его день.
В одном из двенадцати ледяных виражей красноярской санной трассы, разбросав поломанные ноги в полушпагате, с вывернутым на 90;левым коленом, с переломанным тазом, осколки которого порвали мочевой пузырь и кишечник, умирающий спортсмен в сознании, лежит и успокаивает своего тренера:
- Елена Владимировна, да вы не волнуйтесь. Все будет нормально.
Нет, нормально не было. Проходит больше получаса, а скорая помощь все не приезжает. Так бывает. Его боятся тронуть с места до приезда врачей. Сергей Архипов, врач Олимпийского комитета России, говорит так:
- Санный спорт – это очень экстремальный спорт, где цена вопроса может быть не просто сломанная рука или нога, а цена вопроса может быть жизнь.
Прошло сорок минут. Скорая помощь не приехала. Другого выхода нет – спортсмена доставляют в больницу на местном УАЗике, положив носилки прямо на пол. Водитель гонит в больницу прямо по трамвайным путям, чтобы не упустить драгоценные минуты. Спортсмен теряет сознание, артериальное давление падает до 40. Прошел почти час.
И снова задержка. В центральной больнице Красноярска Гончарова не хотят принимать, потому что ему нет восемнадцати – везите в детскую. Прошло больше часа. И вот врач реаниматолог, случайно оказавшаяся рядом, только взглянув на Ивана тут же командует: «Быстро в операционную!»
После пяти дней в реанимации Гончаров пришел в себя – весь в трубках жизнеобеспечения и без ноги. Ваня об этом говорит спокойно, он всегда о себе говорит спокойно и с улыбкой, которая уходит в глубину его строгих глаз:
- Помню, нога была; правой ногой пальцами шевелю, а левая вроде есть, а не могу пошевелить. Медсестренке: «- А что у меня с ногой-то?» У нее испуг на лице: « – Я врача позову»,– выпорхнула. Приходит врач – женщина, как раз, которая дала команду – меня в операционную. За руку взяла и говорит:
- Мы не смогли тебе ногу спасти.
Я такой:
- Отрезали что ли?
Она…, ну там началось:
- У нас сейчас протезы хорошие…
Думаю, кранты. Слезы накатились на глаза. Потом думаю – ну что, ну нет, ну и ладно, как бы… Вот так вот.
Он замолкает, прокручивая в голове то свое состояние и состояние свое сейчас. Он опускает, глаза, чтобы никого не пугать их строгостью. Поджимает губы, но снова просветлев, продолжает:
- У нас на кухне телевизор вверху висит. Я сижу на кухне и носки надеваю: беру носок и на левую ногу, пытаясь надеть, что такое не пойму. Тьфу ты – и надеваю на правую. То есть, в голове привычки все равно. Сколько там – семнадцать лет. Это было долго – ногу чувствовал еще, наверное, месяца три, как минимум.
Иван начал шутить уже тогда, когда его жизнь зависела на 80% от аппаратов, от трубок и капельниц. Сестра Валя вспоминает:
- Не знаю, откуда у меня взялись силы, чтобы не упасть в обморок при виде Вани. Нет ноги. Когда его переложили на каталку, у человека было нарушено все. И физиологические потребности. То есть, тут трубки. Тут на животе пакет. Там мешки болтаются. Человек потерял очень много крови. Очень много в весе потерял. Было очень страшно. Когда он сказал, что прокачусь все равно в санях еще раз. Я, конечно, ответила – только через мой труп. Когда человек в спорте получил такие тяжелейшие травмы, которые были не совместимы с жизнью и не переставал думать о спорте. Я считаю, что это он поцелованный богом, наверное.
Врачи понимали, если Гончаров выживет, ему придется делать десятки сложнейших операций, впереди у него годы физических страданий в лучшем случае.
А Иван лучше врачей знает, что такое случай. Гончаров еще там больнице готовится жить на полную катушку и дарит окружающим свою загадочную улыбку, может быть, потому что у него две жизни.
ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ
Ивана Гончарова погрузили в обычный рейсовый самолет Красноярск - Москва. Разложили три кресла и положили его на носилках. Весь полет у него была температура 40;. Он, конечно, говорил что все нормально. В Московской больнице врачи развели руками – Ваню привезли изможденного, бледного в инвалидном кресле, с множественными свищами. Специалисты собирают консилиум за консилиумом, но что делать с этим пациентом никому не понятно. Иван так и говорит:
- Не могли понять с чего начать, потому что не живут с такими травмами. И не выживают.
Каждый раз, выходя из больницы, сестра Валя рыдала. Пять месяцев врачи готовились к операции. В России попросту не было ни оборудования, ни инструментов, ни шовных материалов. Все пришлось заказывать заграницей.
И вот доктор медицинских наук, профессор Олег Лоран проводит уникальную операцию, создавая из ткани кишечника мочевой пузырь. Операция длится пять часов. Но даже врачи не верят в благополучный исход.
- В той же самой шестьдесят седьмой больнице врач анестезиолог был. Я уже выписался. Не окончательно. Там на месяц, допустим, и опять в больницу. Приезжаю, и он идет. Мимо проходит: « – Гончаров ты, что ли? – обнял меня, – честно сказать, я не надеялся увидеть тебя живым». Я думаю, ну нормально: ходили ко мне, подбадривали постоянно и вдруг выясняется, не надеялись увидеть меня живым.
Еще год Ивану не удается встать с постели, но в перерывах между операциями он начинает тренировать руки и легкие. Только год спустя он делает первые шаги с металлическими штырями в тазобедренных костях:
Врач заходит, говорит:
- Гончаров, ты что лежишь?
За эти железки меня как чемодан приподнял:
- Все нормально, можешь подниматься потихоньку.
- Встаю… комната закрутилась. Подержался, постоял. Комната остановилась – все нормально. Прошелся до двери, помню. С каждым разом все дальше-дальше. Когда-то, вообще сил не было. Встаешь и понимаешь, что сил идти нет. Садишься, ложишься, потом полежишь и опять заставляешь себя встать.
Сначала он ходил по палате, потом по больничным коридорам и вот вышел на улицу. Врачи не верили своим глазам. Профессор Лоран вспоминает:
- Мы были поражены, что молодой мальчик, ему, по-моему, тогда девятнадцать лет было. Молодой мальчик… вот так настроен по-боевому. Понимаете. Не хныкал, не жаловался.
Выписка из больницы была победой. Спустя год Иван снова дома. Здесь все по-прежнему, почти все. Он сидит на диване, а глаза его наполнены не радостью, а ужасом – что дальше? Так и сидеть дома на этом диване день за днем, месяц за месяцем… Сестра Валя говорит о его растерянности:
- Понимаете, когда человек ни дня не сидел дома. Он на сборах, он там, он сям. Он занимался до санок всевозможными видами спорта. Он везде бегал, везде носился. И потом человека ты привозишь – он просто мумия. Белый весь. Сидит без ноги. Безнадежный.
Иван провел на операционном столе более 100 часов. Ему сделали 20 операций. У него искусственный мочевой пузырь и железки вместо тазобедренных костей. Он инвалид первой группы. И вопрос «как жить дальше?», может решить только он сам. Уйти в депрессию, раскиснуть или двигаться вперед.
МОМЕНТ ИСТИНЫ
Иван Гончаров с одной ногой и трубками в животе начинает учиться водить машину, а заодно заново учится ездить на велосипеде:
- Желание было огромное не лежать, а какие-то движения делать. Пусть это больно. Пусть это, как-то не очень приятно. Но надо!
А еще у него есть цель вернуться в большой спорт. Три года назад Иван Гончаров был лучший в юниорской команде по санному спорту. А сегодня нужно начинать все сначала. Иван серьезно тренируется на базе паралимпийской сборной. Зимой лыжи и биатлон. Летом легкая атлетика на спортивных колясках:
- Агрегат такой трехколесный. Мы их называем болидами. Я думаю, ну что – с ребятами в футбол играю, пятнадцать раз подтягиваюсь – вообще без проблем. Посадили меня на коляску спортивную. Все пацаны – вперед, а я пим-пим-пим… Мне казалось, что я такой сильный. Ага! Все кружатся, а я один круг и все. У меня и бедро, и ногу сведет. Отдохнул и на второй круг. Так с каждым днем по кружочку.
Больше половины спортсменов с более легкими травмами приходят сюда и не выдерживают, уходят, потому что тяжело. Но Ивана это не останавливало. Он тренировался с полной самоотдачей. Зарядка, лыжи, тренаж с винтовкой. Здесь тренировки каждый день по пять часов. И каждый день на лыжне Иван прибавлял по километру. Через два года его допускают к соревнованиям. Через шесть лет после трагедии Иван Гончаров едет на Олимпиаду в Ванкувере. Именно там, на тренировочном заезде 12 февраля 2010 года на скорости 140 километров переворачивается и погибает грузинский спортсмен-саночник Нодар Кумариташвили. И снова февраль – рефрен катастрофы и напоминание о личной трагедии:
- У меня было дикое возмущение, во-первых. И еще негодование, наверное. Так как я через это прошел. Только человек умер, а я пострадал… Какой бы спортсмен не был – смертельные случаи на трассе должны быть исключены на 100% . Должна быть стопроцентная безопасность. Хоть и говорили потом, что спортсмен был не очень опытный. Какой бы он ни был – смертельных случаев не должно быть! И это обязаны обеспечить организаторы, строители. Уже при закладывании фундамента трассы должно все учитываться.
В Ванкувере Иван Гончаров был не саночником, он выступал, как лыжник и занял девятнадцатое место. Это была победа над собой, конечно. Он снова улыбается:
- Девятнадцатое место для меня – вполне.
А вот тут, судьба приоткрывает карты. Он не все договаривает. Иван бежал гонку 14 марта. Это день рождения его возлюбленной, и ей исполнилось 19 лет. Как тут не прийти девятнадцатым? Иван позвонил Рите и, в свойственной ему манере, спросил, почему она не родилась первого числа, почему ей не годик? Он очень добрый. Там не найдешь озлобленности. Только преодоление.
В 2011 году на чемпионате мира по лыжным гонкам и биатлону в Ханты-Мансийске Иван Гончаров завоевывает бронзу в пасьют биатлоне, а в последний день соревнований в длинном биатлоне на 12, 5 километров с четырьмя огневыми рубежами вырывает серебро.
Таков вектор направленности у этого человека – только вперед!
Доктор медицинских наук, профессор Олег Лоран так говорит об Иване:
- Это человек, который совершил подвиг, я считаю. Самый настоящий подвиг, как в свое время Мересьев. Без ног, лишившись ног, все-таки вернулся в строй. Это была война, а здесь в мирное время. Мальчик молодой…
КОГДА ЛЮДИ СМЕЮТСЯ
Пока мы говорим с Иваном, а говорим мы по skype, я слышу, как кто-то за кадром стучит ложкой по тарелке, а вот вроде бы уже вилкой и ножом. Это Рита? Кто же еще это может быть?
В Сочи в 2014 году Иван Гончаров занял четвертое место:
- Там было четвертое, шестое, пятое места. И так выступил совсем неплохо. В призы не попал, но я в принципе доволен выступлением, но ужасно хотел попасть в призы. То есть, я, прям, очень сильно хотел.
Непросто стать первым, очень непросто. В соревнованиях на зимних Паралимпийских играх 2014 года приняли участие 547 спортсменов из 45 стран. Много факторов, много людей:
- В принципе критерием своих выступлений я считаю, это доволен я, как провел гонку или нет. Если я выложился, отстрелялся хорошо, то уже в независимости от того какое место я занял шестое или двенадцатое, меня это устраивает, потому что я все по максимуму сделал.
Кроме собственно спорта Иван закончил Мосспортакадемию, он адаптивный тренер для спортсменов с ограниченными способностями. При такой нагрузке невольно хочется задать вопрос: хватает ли времени и сил на все остальное? Хватает, потому что слышу, как смеется Маргарита. Они познакомились на сборах в Адлере весной 2007-го года:
- Я ее увидел: девчоночка такая хорошенькая. Она мне сразу понравилась. Где-то ближе к вечеру подошел – привет, как дела? Сам представился. Слово за слово. Гуляли сначала. Потом поняли, что это переросло во что-то большее. Уже не я без нее не мог, ни она без меня.
Рита тоже прекрасно помнит, как это произошло. Ей было всего семнадцать:
- Видно, что он ко мне шел. Я очень стеснялась. Думаю, сейчас подойдет, скажет что-нибудь. Он сам начал разговаривать – привет-привет. Он мне сразу понравился – с тех пор мы вместе. Мне хватает его улыбки – я все… я только начинаю грустить расстраиваться. Он улыбается – все – настроение поднято.
Сказать, что у Риты ДЦП, но она спортсменка, что ей 25 лет и она поменяла фамилию Коптилова на Гончарова – это не сказать ничего. Больше чем ничего: Маргарита Гончарова выступает на беговых дистанциях 100 и 200 метров, а также прыжках в длину. Она двукратная бронзовая медалистка Чемпионата Мира 2006 года. Двукратный бронзовый призер Паралимпийских игр в Пекине (2008). Чемпионка Мира 2011 года в Новой Зеландии на дистанции 200 метров, и двукратная серебряная медалистка в эстафете 4х100, и беге на 100 метров. В 2012 году в Лондоне на летних Паралимпийских играх Рита взяла золото за прыжки в длину, золото в беге на 100 метров, золото в эстафете 4х100 метров и серебро в беге на 200 метров. Вот такая стеснительная, а еще очень симпатичная девушка. Маргарита Гончарова награждена Орденом Дружбы – за большой вклад в развитие физической культуры и спорта, высокие спортивные достижения на ХIV Паралимпийских летних играх 2012 года в Лондоне и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени – за большой вклад в развитие физической культуры и спорта, высокие спортивные достижения на ХIII Паралимпийских играх 2008 года в Пекине.
А еще в Пекине Рите дали призовые деньги, и они с Иваном купили на них однокомнатную квартиру в Подольске, чтобы жить вместе. Но спортивные сборы, их разлучают:
- Я же «зимник», а она – «летник». Но сейчас будем пересекаться, потому что и я летними видами спорта пытаюсь заниматься. Кроме того Рита за Москву выступает, у нас совместные сборы.
Передо мной лежал список вопросов, который мне казался скучным и неуместным, но я спросил у Ивана, чего бы он никогда не сделал в жизни? Риту, этот вопрос порадовал, она хихикнула и начала чистить банан, а Ваня призадумался:
- Капец, вообще. Ну, никогда не говори – никогда. Не знаю, наверное, не убил бы собаку. Вот так вот собственноручно. Или животное, какое-нибудь. Про человека не буду говорить. Могут быть разные обстоятельства. Война, например. Но животное – никогда.
Откусывая банан, Рита задала резонный вопрос:
- А если животное будет на тебя нападать? Или, что хуже на меня?
- Ну, если медведь, то пришлось бы. Хотя, как я заметил, Рита, ты очень быстро бегаешь. Вообще, я очень хорошо отношусь к животным. Собак люблю. У нас есть старенький пес Морис. Он уже плохо видит, мало зубов осталось, но живет.
Иван рассказал, какой он прочитал последний роман – это был «Граф Монте-Кристо». А Рита предпочитает любовные романы.
Ваня считает, что к жизни и к себе нельзя относиться слишком серьезно:
- Я стараюсь на все смотреть с улыбкой. Без лишнего, так скажем, внутреннего напряга. Даже если в моей жизни происходит, что-то неприятное, я могу разозлиться, поворчать, но потом беру себя в руки и говорю – Вань все.
Вообще, рассказал, Иван – спортсмены-паралимпийцы любят и умеют шутить. Я попросил рассказать анекдот:
- Мои любимые анекдоты все пошлые, по-моему. Ладно, давайте по теме – Пациент сидит перед доктором и спрашивает: «Доктор, извините, а я ногу не потеряю?». Доктор отрывается от истории болезни, смотрит на пациента из-под очков и отвечает: «Ну, все зависит, голубчик, от того где вы ее будете хранить».
Посмеялись.
А ЕЩЕ
А еще мы поговорили с Иваном о нашем стартапе «Простое Добро» и благотворительности без пожертвований. О том, что можно сделать для того, чтобы инвалидам жилось легче. Иван говорит так:
- Нельзя замыкаться в себе. Сидеть в четырех стенах. Нужно общаться с людьми. И главное человеку самому понять, что ему интересно. Чем бы ему хотелось заниматься. Я, допустим, с ног до головы пропитан спортом. Кому-то нравится рисование, кто-то любит вырезать по дереву, кто-то любит автомобили. Все равно какие-то увлечения у человека есть и ему что-то нравится. Он должен найти себя и реализовывать себя в этом.
Еще Иван не любит слово «жалость», не понимает его функцию, но согласен с тем, что всякому нормальному человеку, а может и животному присуще сострадание. Я вспомнил историю: У моей сестры была собака по кличке Герта. Прямо за МКАД начиналось поле засеянное житом, где собака любила гонять зайцев, пытаясь поймать. Однажды, Герта наткнулась на визжащего зайчика, который сидел в некошеном клочке и не убегал – животному жаткой отрезало задние лапы. Собака сидела и зализывала ему раны.
Мы должны знать, что в России 12 миллионов инвалидов – это почти 10% процентов населения страны. Общество обязано испытывать не только сострадание, но и помогать на деле. Будь то пожертвование или благотворительность без пожертвования.
Вообще, Ваня считает, что человек вершит свою судьбу сам на 90%, а вот в нее уже вклинивается везение и невезение. И если, что-то хочешь поменять в жизни, всегда есть точка выбора. Вот такой он Иван Гончаров. Ездит на велосипеде и на машине. Занимается тренерской работой. Читает книги и выгуливает Мориса. Любит сестру и братьев. Обожает Риту. Улыбается и смеется. Выступает на соревнованиях по всему миру, делая для своей страны больше чем многие из нас. Тренер Елена Поросова говорит о нем:
- Он, конечно, сильнее всех нас. Потому что победил такой недуг, ему просто можно дать флаг в руки и сказать, что он победитель. Я горжусь, что у меня был и есть такой спортсмен.
А еще Иван рассказал о своей мечте:
- Мечта, это, все-таки, завоевать золотую медаль на паралимпийских играх. Для спортсмена это, наверное, главный результат его труда, то к чему он стремится. А еще завести маленького или двух детёнышей.
Я не удержался и спросил, работают ли они над этим вопросом. Сказали, что работают. Серьезные ребята.
Ну что же, ждем результатов. Спасибо, Ваня и Рита за то, что вы есть.
Свидетельство о публикации №216040600694