Вторая жизнь валерия

или взгляд на себя со стороны

Болезнь без приглашения придёт,
Несчастье тоже – в дверь стучать не станет...
Дай Бог, чтоб оказался рядом тот,
Кто вытянет... поддержит... не оставит...

Несмотря, что Валерию на Покров Святой Богородицы (14 октября) исполнилось 66 лет, ему этот возраст с первого взгляда и не дашь. Мужчина, как мужчина, с белой от седины головой. Родные, всё ещё, называют его Валериком, друзья юности, из–за роста (185см) с юморком,-Длинный, а кто–то и Валерий Александрович. Как к нему не наведайся, он сидит на своём диване и что–то всё время делает: пишет маслом прекрасные пейзажи, натюрморты и портреты с фотографии; пишет рассказы, повести, очерки по краеведению; сотрудничает с рядом газет и журналом. Участвует в краеведческих викторинах и конкурсах, в том числе литературных конкурсах (номинация «Проза»), как результат большое количество грамот и дипломов. А вышедшая в 2010 году книга? О нём можно говорить бесконечно, но у Валерия есть одна особенность: он имеет первую группу инвалидности и уже тринадцать лет не выходит даже во двор. 
Жизнь проверяет человека, постоянно пробует его на излом. На то она и жизнь. Одни сносят её удары стойко, другие не выдерживают, ломаются... Ломанула судьба и Валерия. Беда пришла жарким июньским днём. Купаясь на речке Валерий нырнул и ударился головой в песчаное дно. Повезло, что вытащили на берег. В результате, диагноз, как приговор: компрессионный перелом позвоночника в шейном и грудном отделах с повреждением спинного мозга и полный паралич туловища. С такой травмой никто не мог гарантировать ему жизнь, ибо подобные пострадавшие умирали через неделю. Поэтому и Валерию была обозначено 6–7 дней, которые он пребывал в небытие. Но когда стало ясно, что организму всё же удалось выкарабкаться, жене врачи с осторожностью сообщили, что отныне его удел–лежать. И только. В лучшем случае инвалидная коляска–медицина здесь беспомощна. Опять приговор, который обжалованию не подлежал.
Вытяжка и все усилия врачей, постоянное сгибание и разгибание рук и ног женой, которая взяла отпуск за свой счёт, чтобы не просто сидеть возле Валерия, а хоть чем–то помогать, и массаж улучшили его состояние. В конце концов восстановились чувствительность тела и кое–какие движения. В голову Валерия лезли разные мысли. Нехорошие посещали больше. Одно спасало – знание, что он не первый. Было много примеров, когда людей сковывала проклятая недвижимость. Часто в пример приводили Павку Корчагина из «Как закалялась сталь» Николая Островского и прославленного на весь мир силой духа лётчика Алексея Маресьева, лишившегося в годы войны обеих ног, но вернувшегося в небо и заслужившего звание Героя Советского Союза. Только сидеть и рассуждать возле больного здоровому человеку это–одно, а выслушивать лежащему с травмированным позвоночником совсем другое. Словом, помощи ждать неоткуда. Чудес не бывает. Но подняться надо, ибо жить хочется. Ох как хочется жить, когда у тебя вся вся жизнь впереди, а ты неподвижен
Как говорится, не отходя от кассы, прямо в больничной палате комиссия назначила Валерию первую группу инвалидности пожизненно, с которой он был обречён прожить остаток жизни. Остаток жизни, когда тебе в той же палате исполнилось 30 лет! С этим багажом, после тяжелейших пяти месяцев нахождения в больничной палате, Валерия выписали домой, куда потом на «скорой» завезли в лежачем положении, а со «скорой», на носилках, занесли прямо на диван. Впереди была неизвестность и большая работа, чтобы встать на ноги.
Главной его задачей было не заглядывать в туманную даль будущего, а действовать сейчас. Будущее в настоящем... Нет завтра. День спасения сегодня. Жить так трудно, но можно, если рядом такие помощники, как двое сыновей и жена. Мозг, воля и все силы души не только противились недугу, но и творили, мостили путь к возрождению. Так узник замка Иф выскребал пальцами подкоп, так строил утлый чёлн Робинзон. В мыслях искалась та соломинка, за которую во что бы то не стоило надо было уцепиться. Уцепиться, как угодно,-пальцами, мозгом, зубами, всем своим существом.
Через шесть месяцев и пятнадцать дней после травмы Валерий пошёл, опровергнув все прогнозы врачей. Встал с дивана и пошёл один, без чьей либо помощи, без поддержки, даже без страховки, ибо это произошло ранним утром,когда сыновья ещё спали, а жена была на кухне. К ней то он в первую очередь и пошёл, которая от увиденного была очень шокирована. Он ходил по квартире от окна к окну, опираясь на самодельную трость, не обращая внимания на непослушание левой ноги, которую полностью не отпустило. Впервые, подойдя к зеркалу трюмо, рассмотрел следы от страшных пролежней, которые пошли на третий день нахождения на больничной койке. А чтобы не принести телу увечия при падении, приходилось учиться падать. Главное–было начало в его возрождении. Но чего это стоило, ведомо только сыновьям, жене, Валерию и Богу.
Нет несчастья, с которым нельзя было бы жить. И всё, что кажется с первого взгляда тяжёлым, становится лёгким впоследствии. Огорчившись сначала от участи, выпавшей на его долю, Валерий, наконец, решил подчиниться необходимости прожить оставшуюся жизнь по принципу: «Жалей не том, что Бог не дал, а радуйся тому, что Он не отнял!».
Мужское достоинство оставаться добытчиком для семьи Валерия не покидало. Он не забывал, что семью надо кормить, одевать и обувать. Поэтому, кроме назначенной пенсии, ремонтировал обувь, плёл гробовую бахрому и подписывал похоронные ленты... Но пришлось поискать в себе более необходимые в жизни способности, найти Божью искру, правильно определить свои задатки и целенаправленно их развивать. А искра в нём присустсвовала. И она не только сохранилась и проявилась, помогла выжить в сложившихся жизненных обстоятельствах, стала неотъемлемой частью жизни Валерия.
Его живописные пейзажи Глусчины притягивают своей натуральностью, от которых веет родным и знакомым, как будто это уже где–то видел. Именно так отзываются о его работах земляки, которые помнят места где родились, но которых уже нет. Его красочные натюрморты не оставляют равнодушными любителей этого стиля. Пишет Валерий и портреты по фотографии. Их было много, в том числе портрет хирурга райбольницы Тисиневича Владимира Александровича. Валерий–художник–самоучка. Но многие почитатели живописи видят в нём настоящего художника, поэтому делают заказы на написание своего замысла. Многие его работы ушли «в люди», прижились в домах и квартирах Москвы (даже есть в музее капитал–шоу «Поле чудес») и Петербурга, Новосибирска и Минска, Витебска и Могилёва, Гомеля и Бобруйска, и ещё во многих населённых пунктах России и Беларуси. Они есть в Италии и Испании, США и Германии. Дарственные работы имеются не только у друзей–товарищей, но и в районных библиотеке и больнице, Центре социальной защиты населения и Весновском доме–интернате, в Свято–Богоявленской церкви. Их можно увидеть в Интернете.
За 23 года из под кистей Валерия вышло  более 800 работ с разной тематикой. С 2004 года в райбиблиотеке организована выставка–продажа его работ, которая постоянно пополняется новыми работами. Он же отзывается о себе скромно: мол, не претендует на место среди художников и себя таковым не считает. Рисует и пиишет, как умеет. Не скрывает, что его живопись людям нравится. И, что пока жив, это занятие не забросит. Хочет, чтобы люди глядя на его работы испытывали различные эмоции, может быть даже такие, которых раньше у них не было. Чтобы они задумывались о своей жизни и меняли её в лучшую сторону. Пока это удаётся.
А ещё Валерий активно сотрудничает с прессой–районной, областной и республиканской. Он–потенциальный журналист, имеющий чуть ли не полувековой опыт общения с изданиями различного ранга, а ведь всё началось с «Пионерской правды» и «Зорьки». Он пишет просто и доходчиво, избегая литературных и словесных витьеватостей, которые порой затрудняют понимание смысла сказанного. Любимые темы у Валерия военно–патриотическая и краеведческая. Всё основано на документалистике. Жизнь героев своих публикаций он знает хорошо и часто удивляет совсем неизвестными фактами из их биографии, а человек, о котором, казалось бы, ты многое уже знал, как бы поварачивается к тебе своей новой гранью.
Безусловно, всё это не прошло незамеченным и принесло Валерию какую–то из-вестность, к которой он относится как к утренней чашке чая. «Ни о какой звёздности не может идти речи,-говорит он,-ибо в нужное время во мне проснулся дар Божий. И за это, как и за всё, я благодарю Создателя нашего».
Борис Пастернак говорил: «Талантливый человек обязан каторожно работать каж-дый день. Потому что за «божественный поцелуй» надо расплачиваться. Талантливые люди ответственны за полученный талант, и они должны отдавать по максимуму». Поэтому все эти годы Валерий что–то пробует и чему–то учится, ибо человек без дела, как часы без стрелок. Внутри тикает, а толка никакого. А когда человек работает, у него есть время на всё. Нужность человека не должна уходить. Пока человек нужен, он живёт.
Во весь опор, словно породистые рысаки, промчались годы жизни. Но, как говорит Валерий, это он мгновенно пролетел в непрерывном космическом потоке. И последние 35 лет, когда нырец разделил жизнь на две части–до и после, он живёт по собственному рецепту, ибо бышему каменщику, монтажнику и мастеру–строителю пришлось координально менять свои жизненные позиции. Что–то не получилось, с чем–то пришлось смириться. Но никогда не учил и не учит кого–то жизни, так как не любит, когда это пытаются сделать по отношению к нему. Хотя после выхода в свет его автобиографической книги «Исповедь человека в инвалидной коляске», многие, кто её читал, а это люди разного возраста и социального положения в обществе, Валерием восхищаются. Они книгу перечитывают. Книга стала своего рода пособием по выживанию в жизненных ситуациях.
Да, жизнь у каждого своя, и он волен ею распоряжаться так, как этого требуют обстоятельства. Тем более, что характер тоже не лечится, линии жизни с ладони не стираются, а судьбу конём не объедешь. Мы многого желаем, а судьба ведёт свою ниточку. Когда знакомые Валерию говорят: «Ты счастливый, тебе в жизни особая звезда светила!», он всегда отвечает: «Светила и светит живым светом, эта звезда - Валентина, моя любимая жена, мой ангел–хранитель, перед которым я в неоплатном долгу, благодаря которому я выжил и живу».
Сорок четыре года вместе. Если первые десять лет их супружества в общих целях и заботах, то после травмы Валерия они стали жить как бы в другой плоскости, когда Валентине пришлось сделать выбор–оставаться с инвалидом или расстаться. Ёе никакое богатство, кроме сыновей, не держало. Делить было нечего. Могла бы уйти... Но осталась. Возможно, всё сложилось бы иначе, окажись в то тяжёлое время с Валерием кто–то другой, а не Валентина. Это она все пять месяцев, пока он лежал в плену неподвижности, была ему и сиделкой, и матерью, и медсестрой, и тренером. Она не хотела мириться с обречённостью мужа и боролась с ней, как могла, изо дня в день. Оказавшись «крепким орешком», Валентина добилась своего.
Ей бы, гипертонику по жизни, надо было бы жить в спокойствии. Но в жизни есть много горестей, которые постоянно оставляют свои рубцы на сердце. Несчастье с Валерием, потом трагическая смерть младшего 26–летнего сына, когда, казалось, беду Валентина выдержала, у неё случился второй инсульт. Она не опускала руки и всячески боролась с болезнью, помня о муже, что его жизнь во многом, если не полностью зависит от неё, что только рядом с ней он будет жить. Никто и никогда не будет учить человека жить и любить. Эти науки каждый должен изучить самостоятельно. Валентина сумела постичь глубину этих понятий.
В одной из газет о Валерии было написано: «Подвигом принято считать нечто ге-роическое, неординарное. Подвиги, как правило, совершаются на войне. А разве жизнь В. А. Василевского не подвиг? Это живой пример тому, что сильный духом всегда выстоит «всем смертям назло», в назидание тем, кто, благоденствуя во здравии, ноет и жалуется, что жизнь плоха и трудна. Таких, незаметных, неизвестных героев, единицы. Но достойный урок они приподносят миллионам». Да. Валерий большой ценой поплатился за свою самонадеянность в нырянии. Но он не «раскис», не опустил руки, не сдался своему положению. Хотя изначально понимал трагичность случившегося. И сегодня очевидно, что им самим воздвигнут пьедестал победителя.
Есть такое образное выражение: «Человек рождается с ключом, а где–то есть дверь». Задача человека найти эту дверь. Твоё место в жизни никем не занято, оно не продаётся ни за какие деньги. Вот и ищи своё место, найди и займи его! Твоя дверь открывается только твоим ключом. Можно взломать чужую дверь, но счастья и радости не будет. Надо искать свою. Даже если сразу не нашёл, ничего страшного–ищи и обязательно найдёшь! Валерий с этой задачей справился. Он создал счастье по своему рецепту. Но для этого надо было постараться, многое перепробовать, быть открытым миру и ничего не бояться. Уметь радоваться, уметь ловить каждый момент–здесь и сейчас, потому что он уникален и больше не повторится. Нужно помнить, что живёшь один раз и другого шанса быть самим собой у тебя просто не будет. Никогда.
Надо жить по максимуму, а не половинчатостью: как бы люблю, как бы живу, всё как бы, как бы... Ведь жизнь на то и дана, чтобы пройти её путь. Путь падений, разочарований, радости, улыбок. Пройти и пережить. Так устроен белый свет, что есть в нём вечное страдание, где и рождается личность. Но страдать–не значит погружаться в уныние. Главное, оставаться самим собой. Быть самим собой. И если ты веришь в Создателя и его мудрость, то логично верить и в то, что тебе дан шанс не профукать свою жизнь. Используй его по полной, уважай то, что дано, а потом уступи место другому. Всегда знай: жизнь проходит очень быстро и наступает время, когда надо задуматься, а главное, понять, что ты оставил после себя на земле. Как сказал один поэт: «Душа обязана трудиться, и день и ночь, и день и ночь!», что с Валерием и происходит постоянно.
У самолёта есть минимально допустимая скорость. Если пилот вздумает пролететь медленнее этой скорости, то самолёт рухнет камнем на землю. Так и у человека должна быть минимально допустимая скорость. Если они сбавятся, случится трагедия. Нечто подобное случилось с Валерием.
Как уже выяснилось, Валерий – талант во всём, за что бы не взялся. В нём сохранились и присутствуют бойцовские качества с добавкой хулиганства и так называемой ненормативной лексики, которая сопровождает его по жизни. Иногда имеет место быть и даже помогает. Короче, за словом в карман не лезет. Его непросто вывести из себя, но лучше этого не делать, ибо результат может оказаться не из приятных. Он вспыльчив, но быстро отходит. Он никогда ничего не доказывает, исходя из того, что дурак не поймёт, а умному это делать не стоит. Но Валерий человек мнительный и ранимый. Любые неприятности переживает молча, когда в груди всё горит огнём, не обращая внимания ни на головные боли, температуру и давление.
В один из дней ему стало плохо, появилась апатия, отвращение на всё, что для его было жизнью. Валерий лёг на диван, чего за все годы не бывало, тем более днём, сложил на груди руки и представил себя покойником лежащим в гробу в окружении родных и близких людей. По этому поводу в голове роились своеобразные мысли. И вдруг его осенило: мол, траур трауром, но ведь это торжество перехода из земной жизни в вечную, тогда  почему не слышно траурной музыки, которая должна негромко звучать в помещении. Особенно запомнился похоронный марш «Увявший цветок», без которого раньше не проходили ни одни похороны. Сегодня же похороны проходят с присутствием священника, ибо музыка стала дорогим удовольствием.
Валерий поднялся и включил компьютер. Имея навыки поиска, быстро отыскал нужный ему похоронный марш. Прослушал и скачал в папку, где хранится огромная фонотека. Похоронный марш «Увявший цветок» Федерик Шопен написал в 1837 году, как третью часть сюиты для фортепьяно номер два си–бемоль мажор. Он у всех на слуху–он исполнялся практически на всех похоронах. Прекрасное, трагическое, возвышенное воплощение скорби! Эта музыка заставляет сердце плакать, призывает осознать, что–это прощание навсегда. От неё какое – то умиление сжимает горло, и почти сладкие слёзы выступают из глаз. Этот марш занял особое, исключительное место не только в музыкальной литературе, но и в жизни человечества. «Теперь всё будет как надо, а приедет сын, введу в курс дела», - подумал Валерий.
Ночь прошла неспокойно. Валерий часто просыпался и долго не мог уснуть. В ушах выли трубы музыкантов, звенели медью тарелки, а местный лабух Гришка–«козёл», Царство ему Небесное,  ударяя колотушкой в барабан, смотрел на Валерия с ухмылкой и говорил: «Земле шкварка, а людям чарка. Каб яшчэ, каб яшчэ...».
После всего ночного кошмара, Валерий стал читать молитву, с которой начинается каждое его утро: «Господи, Отче наш, войди в мой дом и удали из него все болезни и беспокойства из сердца моего. Прошу защити и сохрани мою семью. Аминь.». Трижды перекрестившись , включил компьютер и удалил файл с похоронным маршем. Удалил и понял, что сделал правильно, ибо, как сказал тот же Гришка: «Мы будем играть, но ты музыки слышать не будешь». Так зачем же эта преждевременная суета, когда всему своё время. А пока надо жить и радоваться каждому новому дню.
Валерий вернулся в свою колею. И ему от всего чем занимается–хорошо, ибо этим живёт. Остановись мгновение, ты прекрасно! И не надо чего–то большего желать, так ведь из–за жадности можно всё испортить. Как сказал великий, не понятый и не оцененный современниками при жизни писатель Франц Кафка: «Жадность–один из вернейших признаков того, что человек глубоко несчастен». Одно Валерий просит Бога, чтобы Он не забрал от него Валентину, ибо это уже будет не жизнь.
Валерием написано материалов на 2–3 книги. Но, перефразируя слова  писателя Константина Симонова, беда в том, что это только рукописи–всего только рукописи, которым пришло время стать книгами. Пока это его голубая мечта, которую, может, кто-нибудь услышит, и она сбудется.
И напоследок любимая фраза Валерия: «Feci guod potii, feciunt meliore potentes» - «Я сделал, что мог, кто может сделать лучше–пусть сделает"







 


Рецензии