О вечном

Смерть – штука вполне себе очевидная, но не вполне понятная. У взрослых-то куча вопросов на эту тему остается без ответа, чего уж говорить о детских представлениях…
Моему младшему сыну Тихону почти 5 лет. Отец поехал в деревню на поминки к родственнику и взял его с собой. Моим единственным напутствием было: «Не насобирайте клещей! Проверь его потом хорошенечко». Приземленная я женщина.
Вернувшись домой, ребенок был задумчив. Помимо, собственно поминок, они побывали на кладбище. Мы и раньше с ним заезжали на могилки родственников, но, видимо, он тогда был мал, и впечатлений особых не оставалось, а тут…
– Мам, а когда мы поедем откапывать моих бабушку и дедушку?
«Подняв челюсть» с пола, я ответила первое, что пришло на ум: «А зачем, Тихон, мы их будем откапывать?»
– Я их никогда не видел. Давай посмотрим.
Как могла я постаралась объяснить маленькому сыну конечность земного бытия, всего сущего и традиции с этим связанные. Рассказала, попутно отвечая на его же вопросы, зачем нужны памятники и фотографии на них, зачем нужны кладбища, и почему необходимо порой туда приезжать. Но тема продолжала оставаться в топе.
– Мам, а почему бабушка умерла?
– Заболела и умерла, Тиш. Так бывает. Не смогли вылечить.
– А что у нее болело?
– Животик.
Спустя примерно час, ребенок тихо прилег на диване. На него ситуация крайне непохожая.
– Тиша, ты чего полеживаешь?
– У меня болит живот.
Откуда ветер – понятно без объяснений. Села рядом, говорю: «Знаешь, ведь бабушка была старенькая, потому ее животик и не смогли врачи вылечить. Если у тебя действительно что-то болит, давай будем вызывать врача. Пусть осматривает и назначает лечение. Только в этом случае мы, к сожалению, завтра не сможем с тобой пойти в гости, как планировали. Вызываем?»
– Нет, мам. Я пошутил. У меня ничего не болит.
С одной стороны, подобный шантаж, наверное, не очень удачный вариант выхода из положения, но на некоторое время тему все же он помог закрыть. Лишь уже улегшись в постель, я услышала тихие всхлипывания своего пупсика.
– Малыш, что не так? Что случилось?
– Я очень скучаю по своей бабушке, которую никогда не видел. И по дедушке… Почему у него остановилось сердечко? Мам, а ты не заболеешь? Твое сердечко пока не устало работать?
Естественно, тут уж и я сама прослезилась… Как глубоко, оказывается, могут переживать наши дети, столкнувшись в своей маленькой, только начинающейся жизни с такими впечатлениями. Насколько они трогательны и искренни, стараясь понять то, что и не каждому взрослому под силу. Просто хочется обнять и защитить от всего на свете. Научить ничего не страшиться и думать лишь о хорошем.
– Тишенька, все люди умирают, когда становятся старенькими. Так мир устроен, и ничего с этим не поделаешь, но ждать этого и бояться – вовсе ни к чему… Не переживай, мы обязательно будем жить долго-долго. У нас же еще столько дел впереди: тебя нужно вырастить, Катю нашу выучить и замуж выдать, потом, возможно, и ты когда-нибудь решишь жениться. У меня будет куча внуков, и я буду очень смешной бабушкой. Не надо грустить, тех, кого нет, – их просто нужно помнить. А сейчас давай спать и смотреть самые красивые сны. Спокойной ночи…

NB 07/08 2015


Рецензии