Метро 2033 - Д. Глуховский

Метро 2033 - это маленькая сумрачная вселенная, обитающая в области фантастики, но упрямо претендующая на реальность. Вселенная, лишенная красок жизни, законсервированная в "кишечнике" мегаполиса.
Несмотря на ежестраничные попытки автора раскрасить подземный мир, цветовой лейтмотив всех двадцати глав – вездесущая тьма, что, впрочем, не вызывает никаких негативных эмоций. Сами же попытки несколько надоедают, в особенности, когда приходится добрых пол страницы вникать в гамму теней. Пожалуй, создание образов – одно из слабых мест книги. Так, черты лица главного героя, Артема, после беглого описания в начале, остаются размытыми на протяжении оставшейся части произведения. Касаемо остальных персонажей действует тот же принцип.
К середине книги повествование складывается в довольно прозрачную схему: новая станция – передряга – чудесное спасение. Не могу занести это в пассив, как и в актив, единственно, что хотелось бы отметить в данном случае – это недостаток скорости прокрутки схемы, описания которой подчас клонили в сон. Раз уж выбран жанр - наполовину приключение наполовину квест, будьте добры предоставить драйва, а быт пусть отойдет на второй план.
Субъективными достоинствами можно назвать диалоги, которые хотя и были иногда весьма длинные (из-за монологов некоторых персонажей), но эмоциональная их составляющая рождает уверенность в том, что говорят люди невымышленные; мне думается, это очень важно.
В целом, Метро 2033, книга, которую хотел бы написать каждый из нас, столь проста и оттого гениальна её задумка. Чтобы воплотить её на сто процентов, нужно было бы потратить неизмеримо много сил, и, можно с уверенностью утверждать, что идеала не случилось. Окончание долгого, жизненно важного путешествия Артема получилось скомканным, не прояснённым, оставляющим читателя с чувством задумчивого неудовольствия, а также бесцельности проделанного пути рядом с главным героем. Возможно, таков был замысел автора, показать сколь непоследовательной является наша жизнь, когда по достижении успеха в деле, поставленном во главе угла твоего существования, теряется всякий смысл последнего. В конечно итоге, остается только прах, и возможность стать «замазкой для пивной бочки»*.

P.S.      
Хочу отметить для критиков, толкующих в более жесткой манере, нежели я, и это очень важное замечание - устроение авторских «миров» подразумевает абсолютные права создателя. Поэтому, приступая к оценке творцов мини-вселенных, подобных Колферу, Роулинг, Уэллсу, Глуховскому, стоит учитывать, что оценивать вы будете «бога».

* Из пьесы "Гамлет" У. Шекспира


Рецензии