Встречи

   Говорят, что встречи не бывают случайными. Они даются нам для чего-то, но порой мы не понимаем - зачем. Через некоторое время может прийти осознание этих встреч. А  может получиться и так, что человек будет вспоминать о них, так и не поняв в них смысла.
   Однажды мне предложили на работе съездить в Чимкент (сейчас Шымкент) и пройти  курсы повышения квалификации, которые длились целый месяц.В Казахстане, в Ташкенте я уже была когда-то, причем, почти сразу после известного, мощного, землетрясения. Город был тогда весь в развалинах, особенно это было видно на окраинах. Деревья вывернуты с корнем, дома в глубоких трещинах от крыши до основания, а земля... Она была перемолота, как мукА. Ступаешь на эту "землю-мукУ", а она разлетается в разные стороны. и все это зрелище не из приятных.
   Ташкент тогда начали восстанавливать всем миром, где-то уже стояли новые дома и были разбиты парки. Особенно поразил один арык - небольшой канал, заполненный голубой водой, а дно его было выложено цветной мозаикой с казахским орнаментом. Это было очень красиво.
   Поэтому, снова съездить в Казахстан, через несколько лет после первого посещения Ташкента,можно было только мечтать - а тут командировка, да еще и на месяц.
   Моя поездка начиналась со Свердловска (теперь Екатеринбург) из аэропорта "Кольцово" рейсом Свердловск - Ташкент. От железно-дорожного вокзала до аэропорта ходил рейсовый автобус, который мне пришлось ждать сначала на вокзале, а потом я вышла на остановку на привокзальную площадь.

Встреча 1.
 
 Было уже темно, Народу на улице мало, и я оказалась на остановке с одним
парнем только вдвоем. Он подошел ко мне поближе и завел разговор. По тому, как он говорил, я поняла, что ничего хорошего мне эта встреча не принесет. Он употреблял тюремный жаргон, когда рассказывал о себе, сказал, что, когда он в первый раз попал в тюрьму еще подростком, мать плакала. Когда угодил за решетку во второй раз - ругалась. А когда в третий раз - сказала, чтобы оттуда не возвращался. Он все это рассказывал, а я стояла рядом с ним и думала только об одном: как мне собрать все свои силы и не показать, что я его боюсь. А бояться было чего - он достал из кармана нож, повертел им передо мной и сказал, что убить человека ему ничего не стОит. Как с ним разговаривать я не знала, старалась молчать, боялась сказать неосторожное слово. На остановку стали приходить другие люди. К нам подошел, к моему счастью, мужчина. Этот парень переключился на него, но тут пришел автобус, и мы все в него зашли. Я боялась, что он сядет рядом со мной и села рядом с мужчиной, а он уселся на переднее сидение и всю дорогу что-то выкрикивал, размахивая ножиком. Наконец, вышел на какой-то остановке, не доехав до аэропорта. Все вздохнули с облегчением.
   В "Кольцово" мне пришлось просидеть двое суток из-за не вылета самолета по  погодным условиям. Рейс откладывали каждые два часа - никуда не уехать и не уйти.
Потом все же объявили посадку, я прошла регистрацию и улетела в Ташкент.
   
Встреча 2.

   В Ташкент я прилетела почти ночью, а нужно было еще добраться в Чимкент. Рейсовые автобусы уже не ходили, доехать туда можно только на такси. Я так устала
от ожидания рейса  в аэропорту, что решилась поехать с незнакомыми попутчиками на такси и села четвертым пассажиром в машину. Договорились об оплате и поехали. Один человек вышел, не доехав до Чимкента, второй - на окраине города, а я и еще один пассажир поехали дальше. Тот, который сидел рядом с водителем, оказался его знакомым. Оба они были казахи, но по-русски говорили хорошо, спросили, куда мне надо доехать, и я назвала адрес гостиницы. Шофер сказал, что к гостинице мы не сможем проехать из-за ремонта дороги. Была уже ночь, я уже ругала себя за такую неосторожность. Довезли они меня до проходной целлюлозно-бумажного комбината, там должен был пойти дежурный автобус, который увозил людей после смены. Тот автобус мог ближе меня подвести к гостинице. Денег с меня запросили больше, чем мы договаривались, но спорить с ними я не стала и заплатила ту сумму, которую запросили. Я вошла в проходную комбината, охранник сказал мне, что автобус, действительно, скоро придет. Это был уже пожилой казах, говорил он тоже прилично по-русски, постоянно вздыхал, что я так бесстрашно решилась ночью поехать на такси с незнакомыми людьми. Сказал, что тут такие страшные  истории происходят. Объяснила ему, что я в пути уже почти трое суток и очень устала. Но он все вздыхал, и говорил, чтобы я была более осторожной. Здесь повезло мне на доброго человека.
 
Встреча 3.

    Пришел автобус, люди после рабочей смены сели в него, вошла и я со своим огромным чемоданом. Кондуктор - женщина средних лет, внешне и по говору похожая на украинку, спросила у меня куда я еду. Когда я объяснила, что мне нужно доехать до гостиницы и назвала адрес, она пошла к шоферу автобуса и спросила, как туда можно добраться. Он ответил, что дорога туда закрыта из-за ремонта. Он может довести меня только до пешеходного моста через канал, гостиница находится на другом берегу. Украинка стала спрашивать меня, как же я решилась ночью так добираться, и тоже, как тот охранник-казах, вздыхала, думала, как мне помочь, но другого выхода не было - надо идти через канал по этому мосту. Говорила, чтобы я была очень осторожна, тут столько преступлений всяких совершается даже днем. Неделю назад в куче кирпичей возле разрушенного дома нашли тело молодой учительницы. Женщина пугала меня еще больше, она "квохтала" надо мной, как курица-наседка, повторяла только, чтобы я была осторожной. Доехали до моста, она поохав и пожелав мне удачи, простилась со мной и выпустила из автобуса.

Встреча 4.

   Этот мост мне показался таким длинным, а еще с чемоданом надо по нему идти. И я пошла. Слышу сзади чьи-то шаги. Ну - думаю- лежать тебе на дне канала. Тут уж точно никто никогда не найдет. Мужчина догнал меня и поздоровался. По акценту поняла, что он белорус. "Что Вы, девушка, так поздно по мостам гуляете? - спросил он - Может чем-то помочь? Давайте Ваш чемодан!" Взял он мой чемодан, посмеялся, что чемодан мой такой большой и тяжелый, про кирпичи в чемодане говорил. Спросил, куда я путь держу, я ответила, что иду в гостиницу, назвала адрес. Оказалось, что он живет совсем рядом. Пока мы шли по мосту, он рассказал, что служил в армии в наших краях, хорошо знает Свердловск, бывал и в моем городе. Сам он из Белоруссии, но уже несколько лет живет в Чимкенте со своей семьей. А зовут его Алексей. Дошли мы до гостиницы, Алексей указал на дом напротив и сказал, что это его дом, а окна квартиры смотрят на гостиницу. Дверь гостиницы была закрыта. Мы стали стучать, но никто не открывал. Алексей сказал, что не уйдет домой, пока меня не устроит. И стал устраивать, громко стучать в дверь. На стук вышла заспанная женщина -администратор.  Она, недовольная тем, что потревожили ее сон, стала оформлять мои документы. Алексей, высказал ей, все, что думает и попросил дать мне дополнительное одеяло, в гостинице холодно - стоял февраль. Удостоверившись, что она выполнила его просьбу, он распрощался и ушел домой. Мы с ним виделись еще раз случайно, он спросил, как я устроилась, мы немного еще поговорили, я поблагодарила его за помощь , и мы расстались. Прошло много лет с того времени, но благодарность осталась в моем сердце.
   
   Оказалось, что в то время жизнь в том городе была не безопасной. Люди рассказывали разные криминальные истории, предупреждали, чтобы мы были осторожны и по одному никуда не ходили, особенно на городской рынок. А как же без рынка? Приехать на юг и не поесть фруктов-овощей? На рынок мы конечно ходили, и не раз, собирались человек по пять и отправлялись за лепешками, фруктами, овощами, хачапури и чебуреки первый раз там попробовали. У нас их тогда еще не делали.
   На курсах нам предлагали развлекательную программу в виде разных экскурсий. Это были две поездки на экскурсионном автобусе в Ташкент и на гору Чимган.
   В Ташкент нужно было выезжать рано утром в воскресенье, а возвращаться в тот же день поздно вечером. В программу входила экскурсия по городу, посещение художественного и национального музеев и посещение американской выставки "Техника и жилище в США". Она находилась на улице Навои, там были выстроены временные павильоны. Время было весеннее, мы шли по грязи и глине, а когда подошли к павильону, увидели у входа зеленую траву. Это был искусственный ковер, а под ним били маленькие фонтанчики воды,, вся грязь моментально смывалась с обуви, и люди уже в чистой обуви входили в помещение. Для нас тогда это было удивительным. Много удивительного было и на самой выставке. Особенно поразила в то время кухонная техника с контактными плитами - рукой трогаешь конфорку, она холодная, а кастрюлю поставишь - кипит вода. Это сейчас уже не чудо, а тогда... У нас такой техники не было. Поездка эта всем очень понравилась. Да и тепло было, солнышко вышло, стало даже жарко. Поснимали там мы все свои шубы.

Встреча 5.

   А на гору Чимган тоже выехали рано утром в следующее воскресенье. Дорога на гору шла в виде серпантина, была узкой - с одной стороны горная скала, с другой - обрыв. В то утро подморозило, и все дороги стали скользкими из-за льда. Автобусы двигались по той дороге друг за другом, многие хотели на Чимгане побывать. На одном из поворотов, занесло наш автобус, и задние колеса заскользили в сторону обрыва. Одно колесо повисло над ущельем. Люди в автобусе стали вскакивать со своих мест, но опытный нам шофер попался, гаркнул:"Всем сесть!" - и стал выруливать автобус. Наступила тишина, все молчали, а шофер сосредоточенно делал свое дело - спасал он всех нас от верной гибели! И ему это удалось! Времени прошло не так много, а казалось - целая вечность! Дорогу на Чимган временно перекрыли, остановили все автобусы, идущие туда. Стали ждать, когда выглянет солнце и растопит ледяную корку. Когда было получено разрешение двигаться дальше, автобусы вереницей поползли вверх. Наверху горы Чимган в то время только начали строить Спортивный горно-лыжный комплекс. Построек было еще мало, а народу много. Было тепло, кто знал, прихватил купальник и загорал на снегу. Кто-то в шубе,(как я), а кто-то в купальнике - такая вот разношерстная публика. Шуба там конечно оказалась лишней, так тепло там было рядом с солнышком.

Встреча 6.

   Запомнилась еще одна встреча. На горЕ было много разных мест, где можно было перекусить. В одном готовили казахский плов в огромном казане, в другом - шашлыки. Такого вкусного шашлыка, как там, я больше нигде не пробовала. Подошла покупать шашлык, беру одну порцию - один шампур, а мне говорят: "Бери еще, очень вкусный! Не возьмешь, еще придешь!" И правда, второй раз пришлось идти. Посмеялся надо мной по-доброму повар тот, и выдал новую порцию. Видно, с любовью готовил он свое блюдо, съеден был шашлык с аппетитом.
   Спускались мы с Чимгана с осторожностью, все завершилось благополучно. Но память хранит те ощущения опасности до сих пор.
 
Встреча 7.

   Пришла пора прощаться с Чимкентом, курсы закончились. Снова  аэропорт в Ташкенте, а из него  рейс Ташкент - Свердловск. Провожать меня вызвался один из моих сокурсников - по возрасту он мне в отцы годился, у него тоже дочь была, только ей в то время было четырнадцать лет. Он все время меня опекал, самой молодой я в группе была. И тут сказал, что пока меня не посадит в самолет, домой не уедет, а жил он в Ташкенте, потому и не очень торопился - он-то уже дома. Он даже попутчика мне отыскал, услышал, что этот человек на мой рейс регистрируется, подошел к нему попросил, чтобы он за мной присматривал во время перелета. Так я познакомилась с Алимом.  Он летел тоже в Свердловск, а потом еще поездом в другой город нашей области в командировку. Перед самым вылетом Алим куда-то отлучился. Появился с белым цветком в руке. Подарил этот цветок мне, извинившись, что в аэропорту ничего лучшего не нашел. Это была белая калла. Так с этим цветком я и зашла на борт самолета. В самолете он попросил стюардессу устроить нас рядом, чтобы мы могли разговаривать. Она устроила нас и предложила поставить цветок в воду. Полет прошел благополучно, мы с Алимом за четыре часа успели о многом поговорить, а когда вышли из самолета и получили багаж, поехали на железно-дорожный вокзал. Купили там билеты каждый по своему направлению. До моей электрички оставалось еще три часа, а до его поезда - четыре. Алим пригласил меня в ресторан, заказал шампанское и закуски, попросил поставить цветок в воду. Мы посидели в ресторане, потом он проводил меня  до электрички и распрощались мы навсегда... Он выполнил свое обещание - опекать меня в дороге, а я составила ему кампанию в пути.
   Цветок белой каллы я привезла домой, поставила его в воду, и он еще долго напоминал мне эту случайную встречу, которая оставила в душе теплые воспоминания.
   Вот такой выдалась моя поездка в Чимкент ( Шымкент ) много лет назад.Разные встречи были на этом моем пути. Поняла я тогда - добрых людей больше на нашей Планете. Пишу об этом с благодарностью к тем, кого я повстречала в этой поездке. Даже к тому парню, который размахивал ножичком передо мной и говорил, что ему ничего не стоит убить человека. Не убил же!
   Все познается в сравнении - не увидев зла, не оценишь добра.

 

   


Рецензии
Вероника!
Читая Ваши рассказы понял, что Вы много за свою жизнь поездили...
Много чего повидали...
Согласен с Вами, что хороших людей больше чем плохих.
Хорошо всё излагаете!
Счастья Вам и хороших, запоминающихся встреч.

Игорь Злобин   09.02.2017 14:58     Заявить о нарушении
Вы правы, Игорь! Где я только не была! Во времена СССР поездила по всему Советскому Союзу, не была только в Армении и Грузии. По турпутёвкам была в Болгарии, Румынии, Турции, Испании, Греции и в Арабских Эмиратах. Впечатлений много остаётся после поездок. Если бы обо всём написать!
А вот в Севастополе, Киеве, Одессе, к сожалению, побывать не довелось. Одесса - вообще какой-то особенный город. Раньше не получилось, а сейчас это трудно сделать.
Тепла и радости Вам, Игорь! Вероника.

Вероника Сухоцкая   10.02.2017 04:24   Заявить о нарушении