Варварская лира, 1975

***

На пир труда сзывает варварская лира –
На пир достойного и честного труда!
Зажжется новая зовущая звезда
Во мраке ханжеского, горестного мира!
               
Я песни пел в ночи диковинные, злые.
Все отошло. Я ныне строю Божий храм!..
Он круглым куполом взнесется к небесам,
Сияя добродушьем в ангельской улыбке.
               
Наш тяжкий путь пролег в неистовых проклятьях,
Измены страшные чредой томили нас!
Светильник разума славянского погас,
Обетованного мы не сыскали счастья.
               
Потомству дерзкому сей посвящаю стих я:
Пускай достигнет светлых, праведных высот
И в славе доблестной века переживет,
А мы сойдем на нет, как буйная стихия!

1975

СКИФЫ

Я грубый гунн; мои зверины ласки!
Моих желаний всуе не избыть!
Не ярмарочный шут, не принц из сказки,–
Я не умею нежно-льстивым быть!

Мой человечий облик – только ширма,
Я сердцем весь в кровавых временах.
Люблю я бой! и грохот в клубах дыма,
И ужас, и врагов безумный страх!

Ручища тяжелы, грубы, как лапы,
Ногою попираю ветхий храм,
Когда глава убитого сатрапа
К моим катится грязным сапогам.

Завоеватель мира и Вселенной,
Достиг всего, что можно на земле!
Не раз встречался я со смертью бренной –
Была она всех тише и милей.

На ложе страсти с гордою судьбою
Постыдный торг бесчестья не веду…
Стою, как царь, пред бездной роковою
И оказаться не боюсь в аду!..

Пусть имя мое эры возвеличат
Средь славы и сжигающих вестей,
А женщина – желанная добыча,
Как злата горсть, победный мой трофей!

1975

ЛЮБИМЫЕ ГЛАЗА

Пусть плещет летняя гроза!
Я не смогу забыть все дни
Твои влюбленные глаза,
В ночи спасли меня они.
Я счастье светлое постиг,
Забыв про пасмурную грусть,
И стал безумным каждый миг:
Ты ждешь, ты веришь – я вернусь!
В чужом краю я не нашел
Того, что долго так искал,–
В груди жила святая боль,
Ты в вещих снах была близка!
Среди ненастных бед манил
Взор ласковый родных небес!..
И не осталось больше сил
В израненной глухой судьбе!

1975

КРОВЬ И ВИНО

Сердце опьянит весна,
Зазывая и маня!
Никому ты не нужна
В этом мире, как и я.
Злых страстей водоворот,
Безрассудная, не тронь,–
За собой нас увлечет
В полыхающий огонь!

Мы столкнемся дико в ночь –
Как два зверя на тропе.
Жалкие моленья прочь,
Голос твой и звал и пел!..
Наши чувства – русла рек,
Пересохшие в жару.
Редкий гибели избег,
Кто вступил в любви игру.

Позабылись все слова.
Мрак пугает тишиной.
Ты поляжешь, как трава,
Перед ненасытным мной!..
Так сойдутся жизнь и смерть,
Умножая миражи,
И не страшно – умереть,
И не надо больше – жить!

1975

БЛАГОДАРНОСТЬ ВСЕВЫШНЕМУ

Я проклят!– Боже, как я счастлив! 
Мне прославлять Тебя не лень.
Померкли блещущие дали,
Укрыли тучи светлый день.

Мне в церкви не стоять со свечкой,
Где за поклоном бьют поклон,–
Не стану кроткою овечкой,
Я для иного был рожден.

Когда б я лживым был кумиром,
Кому стяжанье не избыть,
Отдал бы все богатства мира,
Чтобы страдание купить!

Не ведаю в судьбе отныне,
Где преклоню главу мою;
Благодарю тебя, Всевышний,
И восхваленья песнь пою!

1975

СМЕРТЕЛЬНАЯ СХВАТКА

Годы мои пролетели стрелой
И не вернутся назад!
Про то, что случилось в жизни со мной,
Мне нелегко рассказать.

Я к людям выйти сразу не мог,
Сгорая в незримой борьбе!
Жил во мне зверь и жил во мне бог,
Кто их распознал сам в себе?
               
Был я дерзок и яростно-смел –
И не жалею о том,
Слишком во многом я сбыться хотел –
Осуществиться во всем!

На перепутье стою двух дорог,
Мало правды и много лжи.
Живет во мне зверь и живет во мне бог,
Кому из них мне служить?
               
Белый снег утром с неба валит,
Заметая келью мою…
Быть может, я затеряюсь вдали –
Я мир всем сердцем люблю!

От вечной схватки в ночи продрог,
Погасла моя звезда!..
Кровавый зверь и радостный бог
Соперничать будут всегда!

1975

СТИХОТВОРЦУ

Скажи, зачем, друг милый,
Ты звал и бунтовал,
Будя иные силы,
Могилы разрывал!

Пред явью тощей, хмурой
Что пыжиться всерьез?
Бредешь сквозь ночь понуро
В венке кровавых роз. 

Любитель звонких песен,
Клад ищешь жгучих слов –
Стал мир неинтересен,
Но сам душой каков?

И злая тьма и звезды
Дарованы судьбе.
Бегут незримо годы,
Кто молится тебе?

Ты сам не понимаешь
Закона красоты:
Чем более страдаешь,
Тем ближе к Богу ты!

1975

ПОХВАЛА ЖЕНСКОЙ МЕСТИ

Тобою проклят я теперь!
Что ж, я к проклятиям привык.
Мечусь, как раненый я зверь,–
Не избежать в судьбе потерь,
Любви блаженный минул миг!
Богиня гневной красоты,
Как жаль, не можешь тотчас ты
Мой вырвать дьявольский язык!

Обманчивое сердце пьет
Холодной мести жгучий яд;
Былое счастие не в счет,
Среди нахлынувших невзгод
Во всех грехах я виноват!..
Тебя я искренне любил,
Но вот остался я без сил,–
Мне сделала больней в сто крат!

1975

СМЕРТЕЛЬНЫЙ БОЙ

О кто ты, кто ты, человек?
Вглядись в себя, вглядись скорее!
Прославил ты жестокий век,
Кровавых казней не избег,
Сердечной добротой мелея.

Все больше ты ужасный зверь –
И многим чудищам дашь фору.
В грядущее закрыта дверь,
И кем предстанешь ты теперь,
Наследник мрачного позора?

Готов весь мир на склоне дня
Сгубить тотчас за звон богатства!
Не сострадая, не любя,
Природу тихую губя,
Стремишься вдаль на бой кровавый!

Но с кем? Не видно никого.
Вокруг лишь тьма и свисты ветра,
Да звезды, да вершины гор…
Себя узнал ли самого?
Тебя спасет святая вера!

1975

К МОЕЙ ЛЮБВИ

К чужой беде не безучастна,
Врага разила ты в упор,–
Быть может, как Святая Жанна,
Взойдешь на гибели костер!
Забудь про славу и про отдых,
Иди на бой, сражайся вновь!..
В мученьях страшных и жестоких
Прозрела ты, моя любовь!

1975


Рецензии