Подоконник - 1

                П О Д О К О Н Н И К
                Короткие зарисовки

Предисловие.
     Спроси любого и каждого человека: знает ли он, «что такое - подоконник»? Человек удивлённо посмотрит на тебя и кивнёт головой, дескать – знает. А так ли это?
     Подоконник – это часть жилого помещения, некая полочка перед окном и хозяин этого помещения использует её по своему усмотрению. И неважно, что этот подоконник в комнате, на кухне, на веранде, в подъезде, на чердаке, в сарае, на солнечной стороне или в подвальной клетушке. Это дом, построенный руками человека и для человека, в первую очередь, а потом уже для его хозяйских нужд. А раз так, то этот «лоскуток местообитания человека» может в некой мере рассказать о самом человеке, о его повседневной жизни, о его мировоззрении, о том, что он считает красивым и … наоборот, о его скромности и хозяйственности, открытости или замкнутости. Всего лишь надо обратить внимание на эту маленькую полочку перед окном, подумать о ней, объять мыслью то, что доверил сохранить, может быть даже незнакомый Вам человек. Ясно одно: в мире нет малозначащих предметов. Если подоконник человек придумал, сделал его и пользуется им, значит - он нужен ему, а раз так, то и не должен оставаться без внимания.

                ***
     Деревянное, свежевыкрашенное, с двойными рамами и широким подоконником окно, с чисто вымытыми стёклами. Ночь. Окно освещено светом уличных фонарей, видно редко пролетающие снежинки. А по эту сторону – однотонные шторы без рисунка, их цвет не разобрать, дремотно свисают, как заскучавшие часовые. На подоконнике белая покатая фарфоровая ваза с синими цветами, похожими на орнамент, который в былые времена рисовали на деревенских печах. Такая ваза хороша сама по себе, но хозяйке угодно было дополнить её несколько грубоватые формы большими белыми ромашками, на коротких стебельках. Некоторые цветы по самое «горлышко» утонули в просторной утробе вазы. Личики цветов направлены в сторону комнаты с еле узнаваемой тенью.
     На подоконнике лежит половинка лимона, на срезе которой прилипли свернувшиеся полукругом опавшие лепестки ромашки. По другую сторону вазы лежат два слегка увядших цветка с очень короткими стебельками, зато они очень хорошо освещены из окна и кажутся обиженными, брошенными родителями детками…
     И всё же окно притягивает к себе взор. В ночное время суток это и есть самое красивое место в комнате, особенно когда не спится на новом месте.

                ***
     Мастерская человека творческого, занимающегося резьбой по дереву. На полу мелкие завитушки стружек, пахнет древесиной и клеем. Полуподвальное помещение, узкое продольное окно под самым потолком, которое впускает солнечный свет прямоугольной формы, падающий на зашторенный стеллаж. В качестве шторы – обычная льняная простынь с двумя бледно-жёлтыми полосами по нижнему краю. На средней полке, где вырисовалось солнечное пятно, штора приподнята и как бы вдавлена во внутрь стеллажа, служа на полке подобием скатерти. Именно на это место и поставлен букет из полевых ромашек, васильков и высоких травяных метёлок. Букет вчерашний с несколько поскучневшими цветами и помутневшей водой в стеклянной банке. И всё же в этом полутёмном тесном помещении, где только над рабочим столом мастера горит настольная лампа, именно этот букет, на фоне белой шторы, вносит некую живинку, разбавляя скуку добровольного затворничества. Над чем корпит мастер, остаётся его тайной. В памяти зашедшего посетителя остаётся только этот букет и солнечный луч, пересекающий полутёмное пространство комнаты.

                ***
     Самое трудное для меня – это стоять на садовой автобусной остановке: времени потратишь много, но нет никакой уверенности в том, что этот автобус вообще подойдёт. Поэтому, когда остановилась машина, за рулём которой моя знакомая, я несказанно обрадовалась. Разговор у нас завязался о домашних заготовках, о садоводческом опыте и разных житейских хитростях. И, конечно же, прозвучали слова, дескать, «за день наломаешь спину на огороде, а вечером ещё нужно собранный урожай переработать: засолить или сварить», понятно, что нужно перебрать, вымыть, разложить по банкам…
     - Нет и нет! Я приношу сумки со всем, что насобирала и иду мыться. Весь вечер моим урожаем занимаются внуки.
     - Ничего не понимаю. Они ж у тебя ещё маленькие…
     - Вот именно, что маленькие. Погодки они у нас. Вике – восемь, а Вите – семь лет. Они сами вынимают всё из сумок и начинается…
     - Что «начинается»?..
     - А давай-ка я тебя вечером заберу из сада. Сама увидишь…
     За день я так умоталась, что напрочь забыла о своей знакомой. Только-только собрала сумки и пошла руки мыть, как возле калитки остановилась машина. Ладно. Приехала я к своей знакомой, села на её просторной кухне в старое кресло, попиваю чаёк и… молчу. Хозяйка и вовсе на кухню не заходит. Хлопочут возле сумок Вика и Витя. Сперва цветы и садовая земляника на длинных стебельках, перекочевали на широкий подоконник. Это, как я поняла, место творчества для Вики. Витя ползал на коленках прямо на полу, среди огурцов, зелёных и красных помидор, свеклы с необрезанной ботвой и морковки – ровненькой и с многими хвостиками. Зелёный лук, укроп и петрушка пока оставались нетронутыми. На полу началась грандиозная постройка овощной пирамиды, а на подоконнике вскоре появились, какие только были в доме, цветочные вазы. Орудуя ножницами, девочка формировала букеты, складывала в хрустальную вазу в виде корзинки ягодки без корешков. Постепенно подоконник преображался.
     Честно признаюсь, мне и самой хотелось броситься на помощь детишкам, но я сдерживала себя и даже… молчала. Это их праздник творчества. Пусть трудятся!
     Где-то, минут через сорок, на кухню пришли бабушка и дедушка. Стали у порога, скрестив руки на груди. Дети отошли в сторонку, давая возможность оценить их старания. На полу возвышалась устойчивая пирамида, многослойная, с распределениями цветов овощей и их размеров. А самую верхушку украшал хвостик свеклы, округлой, как маковка на церкви, листья, как соломенная крыша, равномерно прикрывали стенки пирамиды. И главное – пирамида стояла прочно. Гордый строитель сияющими глазами поглядывал в основном на дедушку.
     Бабушка пощёлкивала языком, глядя на подоконник. Там был идеальный порядок. Каждая ваза с цветами – это отдельная цветочная клумба со своим замыслом. Но мне больше всего понравился пузатенький стеклянный кувшинчик, в котором красовался букетик из садовой земляники. Стебельки с ягодками, зелёными и красными, и даже ещё с цветочками, были так расставлены, что не мешали и не затеняли друг друга. И я тогда подумала: «Дети – гениальные художники! Только надо им дать место и свободу для творчества. Пусть творят! А наши взрослые заботы подождут. Вся жизнь будет заполнена заботами, а детство уйдёт и больше не вернётся…»

                ***


Рецензии
Чудесные, душевные, теплые зарисовки у Вас получились!

Нел Знова   10.04.2016 16:15     Заявить о нарушении
СПАСИБО ОЛЕНЬКА!!!
Я пытаюсь рассмотреть мир, в котором живу я и до меня люди жили, пользовались этими вещами, но так привыкли к ним, что уже не замечаем. А ведь самое простое, если рассмотреть...
Спасибо Вам за то, что увидели мир моими глазами. Всего Вам самого доброго!!!

Анна Боднарук   10.04.2016 18:18   Заявить о нарушении