Фильм О счастливчик режиссёра Линдсея Андерсона

Второй фильм трилогии («Если», «О, счастливчик» и «Госпиталь Британия») этого режиссёра о Майкле Трэвисе, которого вновь сыграл актёр Малькольм Макдауэлл.
   Немного о сюжете. В начале картины в сатирическом виде показывается фрагмент государственного устройства, понятие вины и последующее наказание за это в колонии.  Затем начинается основная линия фильма, в которой появляется главный герой, представляющий собой менеджера по продаже кофе в регионах Англии, которому в связи с непредвиденным происшествием в одном из регионах продаж кофе, предоставляется шанс себя проявить, заменив бывшего работника этого предприятия. Он охотно соглашается, заранее просчитав сумму денег, которая за этим последует. Далее начинается его «весёлая» жизнь. После пребывания в одном регионе (северо-восток Англии), его направляют на следующий объект, находящийся в Шотландии. Сбиваясь с пути, он попадает на секретный объект, где его пытают, но ввиду того что он «счастливчик»,  воспользовавшийся суматохой, вызванной аварией, он сбегает с этого объекта. После этого начинаются приключения Мика – сначала в больнице, где сумасшедший врач делает опыты по скрещиванию людей с животными, узнав это Трэвис сбегает и оттуда, попадая к группе музыкантов Алана Прайса (в фильме он играет самого себя, также он сочинил весь саундтрек фильму, выпустив одноимённый музыкальный альбом), позже он узнаёт что отец девушки, которая ему встретилась вместе с музыкальным коллективом – крупный бизнесмен и жажда наживы, подогреваемая желанием обогатиться втягивает Трэвиса в криминальный мир, где его ничего не подозревающего, подставляют и в итоге приговаривают к пяти годам лишения свободы. В итоге после тюрьмы он меняется, начинает более философски относится к жизни, возможно даже более настороженно и осторожно, и лёгкая улыбка, которая давалась вначале ему очень хорошо, сейчас требует повода и усилий над собой.
По сути главный персонаж вначале фильма – это явный оптимист, карьерист, который соглашается на разные дела для того чтобы извлечь выгоду для себя. Он позволяет жизни пускать себя по её течению, зная, что скорее всего она его приведёт к богатству и славе. Несмотря на то, что он хочет казаться приветливым романтиком, на самом деле в душе он циничный прагматик, так как даже в начале фильма показано, что перед тем как приветливо улыбнуться психологу по работе с менеджерами, он подсчитывает свой годовой гонорар. Позже, в той же больнице ему было всё равно на врачей, опыты и договор – он всё согласился сделать тоже за определённую сумму денег, и только ночная встреча с «подопытным» заставила его пересмотреть свои взгляды. В дружбе с Патрицией (девушка из группы Алана Прайса) ему был важен выход на её отца-магната, существование этой девушки ему было нужно всего лишь как повод более близкого подхода и крепких отношениях на перспективу с самим магнатом. Но ввиду своей наивности, Мик не просчитал дальнейшее развитие событий, возможно положение секретаря магната ослепило его бдительность, он посчитал что всего добился, но бесплатный сыр снова в мышеловке оказался – магнат его сам же и предал в конце, отдав на растерзание коррумпированной полиции. В итоге его цинизм, алчность и стремление жить богато, оказалось разбито о скалы криминальных реалий. Хотя в ситуации тем же секретным объектом и последующим из него побегом и пребыванием в Церкви возможно и нет вины Мика, но уже после этого он сделал неправильный выбор – вместо того что бы поехать обратно в Лондон и отчитаться за форс-мажорные ситуации в пути, он решил посвятить себя медицине за «приличное» вознаграждение. Скорее всего на это решение повлиял страх перед увольнением и его жадность, выраженная в скором получении денег. Но лёгкие деньги подозрительны, Мика ослепила скорость их получения и отсутствие труда в борьбе за бумажки. По сути его жадность и породила легкомысленность в принятии решений. Далее последовало желание приблизиться к магнату, посредством его дочери Патриции и опять же в этом случае Миком управляла желание лёгкой наживы. Если до тюрьмы он хотел казаться романтиком, но в душе был прагматичен, то пребывание в этом заведении изменило характер Трэвиса – он стал романтиком в душе, но на вид стал серьезен, прагматичен, цепок, сдержан и насторожен. Тюрьма в какой-то степени перевоспитала его. Сбросив с себя маску приветливости, возможно немного приторной дружелюбности, он, вероятно, стал самим собой. Его диалоги с бездомными после освобождения из тюрьмы, немного сумасшедшей домохозяйкой, которая никак не хочет выходить из дома – это пример изменения отношения Майка к другим людям. Вероятно, на это отношение повлияло приобретение жизненного стержня за годы проведённые в месте его заключения. Если до тюрьмы цель была успех и деньги, то после неё основной целью явилось изучение отношений между людьми в разных аспектах их жизни, пересмотр своих взглядов на эти отношения. Поэтому финал фильма несёт в себе заряд позитива, в отличие от предыдущей картины где снимался Макдауэлл – «Заводной апельсин». Если в этой картине Андерсон предлагает оптимистичный вариант развития личности после тюремного заключения, то в той ленте Стэнли Кубрик делает окончательный вердикт – человека изменить нельзя, даже той пресловутой «Системой Людовико». Поэтому между этими двумя фильмами, пусть и снятыми двумя разными режиссёрами с разными персонажами и не являющимися разными частями трилогии, всё-таки можно провести параллели. История Трэвиса – это локальная сатира от Андерсона на элемент, винтик общества. Есть место и глобальной сатиры, а это именно на то самое общество, в котором находился главный герой и которое возможно воспитало его таким. В фильме присутствует сатиры например на общество связанное с музыкальным бизнесом, когда композитор группы «The Animals» Алан Прайс на вопрос о богатстве музыкантов отвечает, что: «Богат только наш менеджер, а мы бедны». Также сатира можно углядеть в моменте пребывания Трэвиса в больнице, где он вскоре должен был стать «подопытным кроликом», сатира именно на врачей больницы, вместо того чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, в этом время проводятся эксперименты, ближе к фантастическим и возможно природно-аморальным вкупе с демагогическими наставлениями от главного врача больницы о переселении жителей Индии на Луну ( роль здорово сыграна Грэмом Кроуденом). Сатира присутствует также в эпизоде с магнатом, поскольку ввиду своей загруженности и что время это всё-таки деньги, он уделяет памяти погибшего компаньона «пятнадцать секунд молчания». Вкупе эти элементы скорее всего рождают общество, которое и дало воспитание главному герою, что «время – деньги», и надо добиваться успеха и что «Лондон – это большой финансовый рынок». Также как и в начальном эпизоде фильма где регулирование в колонии, возможно приведшее к голоду заставило работника плантации своровать и впоследствии предстать перед судом. И задаешься вопросом – а кто виноват больше? Общество или сам Мик Трэвис? Возможно и то и то. Всё-таки человек сам кузнец своей судьбы и он в силах измениться что и доказал Трэвис ближе к концу фильма. И финальный диалог с режиссёром, который заметил главного героя и приказал ему улыбнуться (его роль сыграл сам Линдсей Андерсон), показывает то, что жизнь изменила Трэвиса и просто так улыбаться теперь у него не выходит. В финальных кадрах ленты персонажи этого фильма поздравляют Мика. Интересно, а с чем его поздравить то можно? Наверно стержень приобрёл и по другому на жизнь стал смотреть, а с этим можно поздравить.



                Владимир Курбалиев


Рецензии
Я люблю этот фильм. В 70е годы смотрел его в кинотеатре и не забыл. Сейчас он на моём компьютере в числе моих избранных фильмов. Философский фильм, заставляет задуматься о суетности этого мира. А ещё я обожаю Алана Прайса и группу «The Animals» первого состава начала 60х годов.

Евгений Кимов   28.05.2016 08:03     Заявить о нарушении
Здравствуйте. Я заметил что у нас немного взгляды совпадают с точки зрения музыки и фильмов)

Владимир Курбалиев   28.05.2016 15:22   Заявить о нарушении