Время смыслов. Глава 76

1. В прошлой 75й главе я начал обзор политической ситуации вокруг рабства в 1850х годах накануне Гражданской войны между Севером и Югом (1861/1865). Этот обзор должен помочь нам понять исторический фон на котором происходили дебаты между Линкольном и Дугласом (1858), которые принесли Линкольну национальную известность. Я должен еще раз подчеркнуть, что моя работа носит историко философский характер и детальная реконструкция разных аспектов каждой конкретной ситуации в тех или иных обществах ни в коей мере не является моей целью. В то же время нельзя допустить потери контакта с реальной историей, без такого контакта и понимания подлинных исторических ситуаций вся историческая контекстология превращается в пустую абстракцию. Если эта работа открывает что то новое людям, которые интересуется историей отдельных обществ это плюс, но целью остается конкретная разработка понимания основных принципов исторической динамики идентичности (включая типологию идентичности и анализ контекстного взаимодействия разных факторов и типов идентичности)с помощью контекстной матрицы и связанного с ней метода описания и анализа.

2. Дебаты между Линкольном и Дугласом для нас интересны тем, что они конкретно показывают, как разные политические убеждения (и связанная с ними ориентация на разные контекстные модальности) определяют глубоко различную разработку и осмысление одного и того же или смежных типов идентичности.Но прежде чем перейти к контекстологическому анализу текста самих дебатов нам необходимо познакомиться еще с парой ключевых событий 1850х годов, которые до большой степени влияли на историческое содержание самих дебатов. Я имею в виду прежде всего так называемый Закон о Канзасе и Небраске (1854)и дело Дреда Скотта (1857).

3. Закон о Канзасе и Небраске, подготовленный тем же будущим противником Линкольна Стивеном Дугласом,который являлся автором и упоминавшегося в прошлой главе Закона о беглых рабах (1850) был еще одной крупной уступкой рабовладельцам. Он открывал возможность распространения рабства на недавно присоединенные к США (в результате войны с Мексикой или же колонизационного движения 1830х/1850х годов) громадные территории среднего и дальнего Запада североамериканского континента. Вместо географической черты между рабством и свободой по 36й параллели,которую предусматривал достигнутый за 34 года до этого Миссурийский компромисс (1820) Закон о Канзасе и Небраске (1854)оставлял решение вопроса о рабском или нерабском характере новых штатов Запада самим поселенцам, под (в данном случае псевдодемократическим) лозунгом "народного суверенитета".

4.Поскольку число белых поселенцев на этих территориях, с которых постепенно изгонялось коренное население, было незначительно, южные плантаторы могли ввести на ту или иную территорию, которая должна была получить права штата, своих вооруженных сторонников и тем самым обеспечить "демократическое" голосование в пользу рабства. С другой стороны противники рабовладения на Севере теперь готовились предотвратить такое развитие событий и переходили к мобилизации и вооружению своих сторонников. Фактически демагогическое размахивание лозунгом "народного" суверенитета при этих обстоятельствах вело прямым ходом к гражданской войне. Так и получилось в Канзасе, где сторонники и противники рабства вступили в кровопролитные сражения друг с другом.

5. Дело Дреда Скотта (1857) представляло собой решение американского Верховного Суда, где в это время господствовали сторонники рабовладения,против иска черного раба Дреда Скотта, который стремился получить свободу, на том основании, что он какое то время прожил вместе со своим хозяином на территории свободных северных штатов. Решение Верховного суда по этому делу не только отрицало право Скотта на свободу, но было сформулировано в таких выражениях,которые по существу полностью пересматривали интерпретацию американской конституции с тем, чтобы создать незыблемую конституционную основу для рабовладения. На более чем двадцати страницах председатель  Верховного Суда доказывал, что авторы Конституции и не думали о том, что свободные афроамериканцы способны стать американскими гражданами, что ко времени американской революции негры "в течение более чем столетия рассматривались, как существа низшего порядка…настолько низшего,что они не имели прав, которые белый человек обязан был бы уважать" (цит по McPherson 1988,174).

6. Двое из членов Верховного Суда с Севера, которые являлись противниками рабства, написали по этому делу свое особое мнение, в котором указали на историческую и правовую несостоятельность такого подхода. К моменту принятия конституции в пяти из тринадцати изначальных штатов свободные афроамериканцы пользовались гражданскими правами и принимали участие в процессе ратификации конституции.

7. Все эти вопросы, включая и вопрос "народного" суверенитета и вопрос о гражданских правах представителей черной расы активно обсуждались в ходе дебатов 1858 г. между Линкольном и Дугласом, когда оба участника этих дебатов стремились быть избранными на пост сенатора от штата Иллинойс. Как я уже отмечал эти дебаты, положившие начало американской традиции президентских дебатов, были эпическими по своему характеру. Оба противника были не только талантливыми ораторами, но и самостоятельными политическими мыслителями, глубоко понимавшими суть поставленных вопросов и выстраивавшими продуманные линии защиты и нападения в длинных речах, записывавшихся стенографами, и с напряженным вниманием выслушивавшихся многотысячной (10/15 тысяч человек)аудиторией, состоявшей в основном из простых фермеров и ремесленников. Сравнивать эти дебаты с теперешними президентскими дебатами это все равно что сравнивать трехтонный грузовик с игрушечной детской машинкой. При таком сравнении становится совершенно очевиден глубокий упадок политического сознания и культуры демократического политического обсуждения за минувшие полтора столетия.

8. Обзор всего содержания дебатов занял бы много глав, но он нам не нужен. Вместо этого мы сосредоточимся на сравнении того, как оба участника разрабатывают тему рабства, гражданских прав афроамериканцев и межрасовых отношений. Мы сделаем это в следующих главах.



Конец главы.


Рецензии