Дедова услуга

   Мне десять лет, зовут меня Коля и учусь я  в четвертом классе. Сегодня  учительница литературы  Ириванна дала задание на дом - написать сочинение на тему "Услуга за услугу".

 После школы, я  пошел играть в футбол с друзьями, день сентябрьский был теплым  и не дождливым. Время пролетело быстро и лишь мамин окрик: - "Коля домой". - напомнил мне о голоде и уроках.

    Вообще учусь я нормально, но вот сочинения писать ненавижу. Я б Ириванне словами за минуту все рассказал, что и как, но нет, сочинять надо в тетради. "Услуга за услугу, это ты мне, я тебе." - размышлял я. Мне сделали хорошо и я должен отплатить добром. Вроде все понятно. Но как про все понятное понятно написать? Я думал, думал, думал ...уже за окном темно, а сочинения нет. Когда у меня, что-то не получается, я всегда иду к папе, потому что он самый умный, так говорит мама. Умный папа меня выслушал и дал совет.

- Сынок, напиши что-нибудь из истории нашей семьи. Из того, что мы тебе рассказывали, можно роман сочинить. Короче, кумекай сын.

Я и пошел кумекать на черновик.

 

    Дед мой, Чудаков Николай Петрович, родился в 19.. году. Он был единственным сыном в семье.   Моя бабушка-бабулечка Мария, будущая жена деда, рассказывала, что он в подростковом возрасте был длинный и худой, брит налысо, с небесно-голубыми глазами, губами варениками (когда баба говорила про вареники, она всегда улыбалась) и большими ушами, мне достались дедовы уши в наследство. Дед Коля был драчливым мальчиком, настырным, смешным и красивым. И еще, очень добрым. Барак, где жил дед, стоял в частном секторе,на окраине Челябинска. В то время многие держали скотину. Однажды летом у соседей заболела корова. В стадо не пустили, хозяева привязали её за рога к забору, возле дома. Хозяйка заботливо ухаживала за кормилицей. Свежескошенная трава, подсоленная вода в ведре. Все как надо. Коровку звали Буренкой, была она крупная, черно-пестрая, и очень важная. Я думаю, что важничала она из-за рогов, которые месяцем возвышались над её головой, видно она думала, что носит корону. Вымя у Буренки было огромным, наверняка там вмещалось ведер "двадцать" молока и она была настоящей кормилицей семьи. Ну, как тут не важничать. В обед Буренку хозяйка подоила и ушла на базар, продавать молоко. А коровка, в её отсутствие, быстро съела траву, выпила водичку и проголодалась. А хозяйки все нет. А есть хочется. Жуя жвачку, Буренка озабоченно вертелась во все стороны, высматривала, где бы что прихватить, куда бы дотянуться. С таким азартом вертелась, что запуталась в веревке.  Та обернулась петлей вокруг шеи, потом опутала ноги. Когда коровка поняла, что запуталась, начала отчаянно дергаться, от чего завалилась на бок. От огромного веса, петля на шее затянулась мгновенно и Буренка стала задыхаться. И чем больше она старалась выпутаться из веревки, тем хуже делала. В тот момент, когда коровьи глаза стали вылазить из орбит (так рассказывала бабушка) мой дед отправился в магазин за хлебом. Магазин был в правой стороне от барака, а странные хрипы слышались слева. Дед повернул налево. Как хорошо, что раньше у мальчишек в карманах водились перочинные ножички. Дед Коля был счастливым обладателем такого сокровища. Детская игра "в ножички" популярна и тогда и сейчас. Но не буду отвлекаться. Дед ловко воспользовался ножом. Буренка поняла, что ей спасли жизнь, но вскакивая на ноги, она сильно толкнула спасителя. Дед  упал и в кровь разбил коленку. Буренка сильно расстроилась за деда, она даже лизнула его щеку пару раз, но это не помогло. Ему очень хотелось дождаться хозяйку и рассказать, как он спас  Буренку и может она в благодарность дала бы кринку молока. Но рана оказалась серьезной, кровь "хлестала фонтаном", боль была ужасной и дед поковылял домой. Мама деды Коли, моя прабабушка (замечательно когда у детей есть папы-мамы, бабы-деды, прабабушки и прадедушки или хотя бы память о них, это так здорово чувствовать, что ты частичка  своего великого рода, ой я опять отвлекся) обрабатывая сыну рану, приговаривала многообещающе:

- Ты корове оказал добрую услугу. А добро сынок добром возвращается.

- Мам, а когда ко мне добро вернется?

- Вернется или тебе или твоим детям, но обязательно вернется и в самую трудную минуту. Добрая услуга приходит без стука.

- Это мне кто-то коровку спасет?

- Может и коровку, может тебя, а может твоих деток.

 

Часть вторая

 

    Прошло много лет, дед вырос и женился на моей бабушке Марии. О, моя бабушка - бабулечка, была натуральной красавицей, как из сказки. Белолица, черноброва, но нрава была не кроткого, она и сейчас кого хочешь построит. Голубоглазая, коса русая, длиннющая, губки маленькие и носик- малютка. У меня в неё маленький нос и он мне нравится, приятненький такой, а вот уши дедовы (о мама, за что мне это?). Бабушка успокаивает, что бы я не переживал, мол у всех Колек такие ушки и что большие уши признак ума и счастья. Я ей верю, ведь я умный и счастливый. У молодой бабульки была точеная фигура. Дед, как увидел такую красотку, так сразу и влюбился. А что было делать, возраст у него такой, чтоб жениться, надо влюбиться. А раньше же влюблялись навечно, до гробовой доски, а доски гробовые были на другом конце земли, далеко не достать. Вот и жили люди долго и счастливо. От вечной любви у молодых стали появляться детки, один за другим. И все бы было хорошо, но в сорок первом грянула война. Деда сразу забрали на фронт, а баба осталась одна, с четырьмя детками, мал-мала меньше. Страшные были времена. В конце первого военного года пришла похоронка на деда: -" Чудаков Николай Петрович пал смертью храбрых."  Оказывается, когда начинается война, гробовые доски быстро перемещаются в пространстве, и вечную любовь забивают насмерть. От горя, дедовы родители вскоре померли. Тяжело было бабушке, помочь некому, в семье её родителей девять ртов, сами бы прокормились. Продала она дом дедовых родителей и уехала в деревню. Недалеко от родного города купила мазанку со стайкой и землей. А на оставшиеся деньги, кормилицу - кудрявую, рыжую коровку Зорьку. Коровка на самом деле была кудрявой, красивой, умной и молочной, но себе на уме. Любила она после прихода из стада, уединятся в бурьяне и очень часто баба с детьми искали её. В военные годы, в деревню, иногда наведывались плохие люди. И дедова услуга,  оказанная в далеком детстве соседской коровке, дважды спасла бабушкину семью.

     Первый раз за Зорькой бандиты приехали в летнюю ночь, зашли в стайку, а коровы то нет. Бабушка рассказывала, проснулась она ночью неожиданно от тяжелой тревоги. Не зажигая свечу подошла к окну и увидела, как трое мужиков шли не прячась к стайке, как сворачивали навесной замок, видела и слышала, как выскочили оттуда, злобно матерясь, как хлопнула калитка...Слава Богу, что не ворвались в дом, ведь всех могли поубивать. Бабушка, от страха боялась закричать и выйти во двор, что бы проверить, почему воры не забрали кормилицу. Накануне вечером, дедова жена пришла с работы поздно, проверку не стала устраивать. Дети подоили и управились, повечерила бабушка,.да  и легла отдыхать. Но где же корова? Как только рассвело, бабушка отправилась в стайку: стойло пусто, коровы нет. Веревка для привязи болталась на стойке , видно развязалась Зорька и почувствовав свободу, куда-то забрела. Лето, тепло, не страшно, что замерзнет. И вдруг, за стеной стайки, что-то зашевелилось и тихо замычало. Бабушка, взмахнув руками, радостно понеслась в огород. Зорька всю ночь проспала в бурьяне , ни сном ни духом не подозревая, что совершила подвиг.

- Зоренька, милая моя, как хорошо, что у тебя такие заскоки. Ты ж нас от голода спасла.

В эту ночь из трех дворов увели коров. Три семьи нахлебались горя.

    Второй раз за коровой пришли зимней ночью, в трескучий мороз. Дверь в стайке размокла и её повело, вечером баба никак не могла закрыть её на замок и ночевать корову завела в дом.

- Утром соседа попрошу, подремонтирует. Вроде щелка маленькая, а выхолодит стайку. Вымя застудит корова, намаемся потом.

В ту ночь у многих взломали стайки, а бабушке опять повезло. Дедово доброе дело, родило два добрых дела. Вот тебе и услуга за услугу.

 

   Дед, я чувствую, что ты сейчас читаешь черновик. И хочу чтоб ты знал. Я ни разу тебя не видел, но люблю тебя всем сердцем, за все то, что ты сделал, горжусь тобой и благодарен тебе до гробовой доски. Надеюсь, что гробовые доски моего поколения далеко - далеко,  и больше не будет войн и горя. Дед сделай так, чтобы я, как и ты, мог делать только добрые услуги-добрые дела, кому-то приносящие радость и надежду.

 

Вот. Написал. Ура! Проверить ошибки, на чистовик и спать.


Рецензии