Опера от Кавальери до Россини

Опера от Кавальери до Россини

Флорентийская камерата

Флорентийская камерата — это содружество музыкантов, теоретиков музыки, литераторов, возникающая во Флоренции в 1573 году. Просвещенные аристократы, ученые, поэты и композиторы собираются вместе, чтобы изучать древнегреческую музыку и находить способы ее воплощения в современном искусстве. Огромную роль в формировании эстетики камераты играет знаток греческого языка и античного искусства Джироламо Меи. Он считает, что древнегреческие трагедии и комедии распевались под аккомпанемент кифары. Встречи участников кружка проходят в доме влиятельного графа Джованни Барди, а с 1592 года — у организатора празднеств Якопо Корси. Активными членами объединения выступают музыканты Винченцо Галилей, Якопо Пери, Джулио Каччини. Отказываясь от сложных полифонических форм, они ставят на первое место одноголосную мелодию (монодию).

1. Композитор, певец и лютнист Винченцо Галилей – непосредственный предшественник оперы. Он сочиняет музыку к одному из эпизодов «Божественной комедии» Данте. Под вдохновенный аккомпанемент лютни у Галилея рождается «говорящая мелодия».


2. По воле судьбы Эмилио Кавальери стоит у истоков оперы и кантаты. В написанном им в 1600 году «Представлении о душе и теле» встречается поистине вдохновенная музыка.

3. Музыкальной декламации оперы «Эвридика» Джулио Каччини свойственны высокий стиль и строгая красота – черты, характерные для древнегреческой трагедии.

4. Музыкальная декламация оперы «Эвридика» Якопо Пери по-античному сдержанна и благородна: мы, словно, попадаем в общество древнегреческих философов.
 
5. Клаудио Монтеверди – Орфей шекспировской эпохи. Символично, что в 1607 году он пишет оперу «Орфей». Её музыка очищает и просветляет душу.

 6. «Святой Алексий» Стефано Ланди – первая опера на историческую тему. В ней противопоставляются два мира: духовный мир отшельника и праздничное веселье на улицах Рима. Стефано Ланди сочиняет рельефную, многоплановую, остроконфликтную и, вместе с тем, мелодически богатую оперу.

7. Орфическую традицию в опере продолжает Луиджи Росси. Музыка его «Орфея» мелодична и красива.

8. По заказу двора Людовика XIV Франческо Кавалли в 1662 году пишет оперу «Влюблённый Геркулес». В ней уже обозначаются контуры арии.

9. Мэтью Локк – основоположник английской национальной оперы.
Спокойная, величавая музыка «Психеи» отображает могущество Британской империи.

10. Музыка Антонио Чести мелодична. Такова ария «Нежные ветры овевают мою любимую» из оперы «Оронтея».

11. Джованни Андреа Бонтемпи впервые представляет итальянскую оперу в Германии.
На музыке «Париса» лежит печать раннего барокко. Многочисленные песни в танцевальном ритме (обыкновенно с флейтой и бубном) чередуются с речитативами, которые передают либо смысл действия, либо эмоции героев.

12. Франческо Провенцале – основатель Неаполитанской оперной школы.
Арии оперы «Месть Стеллиадуры» мелодичны. Они просты по форме и доступны для восприятия.

13. Антонио Сарторио создаёт для Ганновера оперу «Орфей». Её музыка отличается итальянским изяществом и глубиной чувств.

14. Купаясь в лучах славы короля Людовика XIV, Жан-Батист Люлли пишет галантную, изысканную музыку. Это относится к операм «Психея» и «Фаэтон».
Люлли одержим любовью. В любви античных богов он воспевает человеческую любовь: ведь она одинакова на небе и на земле. Любовь — это стихия. Ей подвластны все люди — короли и пастухи. В оперно-балетных идиллиях композитора пастухи танцуют с королевским достоинством, а короли – с пастушеской непринуждённостью.
В лирических трагедиях Люлли затрагивает тончайшие струны человеческого сердца. Его «Атис» и «Армида» — океан нежности, вселенная любви!

15. В 1669 году появляется одна из первых опер о Дон Жуане - «Наказанный развратник». Её автор - Алессандро Мелани.
Драматургию спектакля определяет сюжетная канва. Оперные формы – самые простые. Песенно-танцевальные номера сменяются скорбной лирикой.
Алессандро Мелани явно наделён мелодическим талантом.

16. Марк-Антуан Шарпантье – композитор энергии и благородных порывов. «Давид и Ионафан» — оперы с жизнерадостными танцами, песнями, гимнами и — увы! — слезливой меланхолией.
В 1693 году композитор создает свою лучшую оперу — «Медея». Она начинается гимном любви и заканчивается трагедией. Ее драматургия построена на резких контрастах.

17. Испанскому композитору Томасу де Торрехону-и-Веласко Санчесу принадлежит авторство первой латино-американской оперы «Пурпур розы, или Кровь розы», поставленной в 1701 году.
Испанский дух и звон гитары пронизывает её от начала до конца. Вся прелесть музыки состоит в неповторимом национальном колорите. Страстные или лирические испанские песни – это те же пурпурные розы, украшающие оперу!

18. Иоганн Георг Конради – один из создателей немецкой национальной оперы.
«Прекрасная и верная Ариадна» состоит из ряда песен шубертовского типа, между которыми находятся речитативы, хоры, дуэты и арии. Эти песни имеют немецкую основу. Напротив, в полнозвучном оркестре, в танцах, маршах, гимнах чувствуется влияние французской музыки.
Конради обладает незаурядным композиторским талантом.

19. Джон Блоу – учитель Генри Пёрселла.
Музыка «Венеры и Адониса» размеренная, величавая, и, вместе с тем, простая и доступная. Она имеет чёткие песенно-танцевальные формы.

20. Агостино Стеффани – апостольский викарий в Северной Германии, представитель итальянского музыкального искусства в немецких княжествах.
Музыке Стеффани характерен итальянский мелодизм. Опера «Аларих Балт» - масштабная, грандиозная, «Ниоба, царица Фиванская» - лирико-драматическая, «Генрих Лев» - жанровая. Удивляет глубокая и психологически тонкая лирика героини «Царицы Фиванской».

21. Главное свойство творчества Генри Пёрселла – шекспировский лиризм. Музыка «Дидоны и Энея» отличается аристократической сдержанностью и рыцарским благородством.

22. «Вакх, Церера и Венера» - первая опера на голландском языке, написанная Йоханнесом Шенком. Она состоит из песен и танцев. Простые оперные формы близко соприкасаются с народной музыкой. Невольно чувствуешь красоту природы и нравы жителей северного края.

23. Священнику и композитору Себастьяну Дурону принадлежит сарсуэла «Битва гигантов». Гитара погружает нас в атмосферу шумной и пёстрой испанской жизни. Герои оперы импульсивны и порывисты, хотя их гордый нрав не позволяет опускаться до откровенной чувственности. Песни эмоциональны и одновременно духовны, ибо дух испанцев, уносясь в Небеса, не покидает грешную землю!

24. Творчество Алессандро Скарлатти приходится на эпоху расцвета итальянского бельканто. Оперы композитора одаривают зрителей песенно-ариозным пиршеством. Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать мелодически прелестную «Гризельду» или жизнерадостную «Где любовь, там и ревность».

25. «Постоянство и сила» Иоганна Йозефа Фукса – замечательное явление. Композитор пишет жизнерадостную и свежую по музыкальному языку оперу. В ней он движется от полифонии к песенно-танцевальным формам.

26. В сравнении с галантным Люлли, Андре Кампра – энергичный, мужественный. «Идоменей» свидетельствует о большом мастерстве французского композитора. Перед нами музыкальная трагедия с широким диапазоном эмоций, который простирается от героизма до сентиментальности.

27. Играющий на скрипке с 8 лет Жан-Фери Ребель становится учеником великого Люлли.
Естественно, что он пишет лирические трагедии в духе маэстро. Помимо этого, он использует достижения многожанровой оперы Кампра.
«Улисс» Ребеля – это синтез музыки Люлли и Кампра.

28. Атилио Ариости создаёт для Берлина оперу «Верность в измене». Она имеет своё неповторимоё лицо. Выделяются песенно-танцевальная жанровость и сдержанная, благородная лирика.
Ариости – один из первых композиторов, кто глубоко проникает в душевный мир героев. Если зрители аплодируют музыке, значит она – прекрасна!

29. В ариях «Теофани» Антонио Лотти оркестр задаёт тон. Он предлагает для вокальной партии яркий мотив. Комические сцены оперы вызывают у публики живейший интерес. В зале то и дело раздаётся смех. Песенно-танцевальные арии сопровождаются аплодисментами.
«Теофани» прочно связана с итальянской народной музыкой.

30. Секрет воздействия безыскусных песен «Оперы нищего» Иоганна Кристофа Пепуша состоит в их близости к народной музыке. Английская публика с восторгом принимает их.

31. Музыка известного французского педагога и композитора Мишеля де Монтеклера живая, действенная, событийная, повествовательная.
В опере «Джеф» важную роль играет оркестр, активно действует хор. Тонкая лирика раскрывает сокровища женской души. Монтеклер добивается яркого контраста между героическим и лирическим началом.

32. Молодой Франческо Гаспарини пишет оперу «Гамлет» (которая, впрочем, не связана с шекспировской драмой). Главное место в ней занимает песенно-ариозный мелодизм. Это своеобразный синтез народной песни и оперной формы. В результате возникает песня-ариозо, песня-ария.
В опере же «Баязет» - арии более развёрнутые и более виртуозные.

33. Антонио Кальдара продолжает традиции духовной оперы Стефано Ланди.
Лучшие арии Кальдара носят молитвенный характер. В них слышится музыка Небесной чистоты и нежности, в которой запечатлён светлый лик Девы Марии. Это Небесная лирика!

34. Джованни Бонончини привносит в оперу взволнованные эмоции.
В «Альдимире» выделяются сладкозвучные, чувствительные дуэты. В «Гризельде» льётся тонкая, интимная лирика. Это не любовь Пресвятой Девы Марии, а чувства земной женщины, готовой открыть сердце для любви.

35. «Рождение Авроры» Томазо Альбинони — песенно-танцевальная пастораль. В ней ликует праздник. Всюду торжествует радость и счастье.

36. Опере «Каллирое» Андре Кардинале Детуша характерен повышенный эмоциональный тон. Ей присущ напряжённый драматизм. Это вдохновенная музыка!

37. Рейнхард Кайзер — один из самых мелодичных композиторов Германии.
«Великодушная Томирис» отличается незатейливым пением, «Принц Йодолет» — народно-бытовой жанровостью.
Но арии «Фредегонды» иного рода: они представляют собой некое подобие вокально-инструментальных концертных пьес, в которых оркестр и солирующие инструменты (скрипка, виолончель, гобой, фагот) соперничают с певцами.

38. Музыка «Испанских амазонок» Джакомо Факко дышит поэзией. Простые и сердечные мелодии оперы словно озаряет улыбка Мадонны. Герои ведут тихую, доверительную беседу с Богом. Лирика отличается душевной теплотой. Её сменяет изысканная танцевальность.
«Испанские амазонки» - опера Небесной красоты и грации.

39. В операх Антонио Вивальди «Атенаида» и «Фарначе» действуют не люди, не ангелы, но ангелоподобные люди: легкие, воздушные, светлые и ясные существа – такие же одухотворённые, как рафаэлевские мадонны.

40. Насколько Георг Телеман доступен простым людям в инструментальной музыке, настолько он возвышен и поэтичен в опере. Лирика «Орфея» - тонкая, хрупкая. Её автор – чувствительный меланхолик.
Оперу-серенаду «Пастораль в музыке» создаёт пантеист, обретающий в природе душевный покой и бодрость духа.
Среди комических опер Телемана выделяется «Новомодный любовник Дамон». Это народно-бытовая опера с песнями и танцами.
Опера-сериа «Германик» содержит исторический смысл, понятный каждому немцу.

41. «Борис Годунов, или Коварством достигнутый трон» Иоганна Маттезона впервые исполняется через 300 лет после её создания! Нельзя сказать, что перед нами плод изысканий учёного мужа. Нет! Музыка оперы поэтична и красива.

42. Жан-Жозеф Муре – творец ярких мелодий. Ими изобилует комическая опера «Женитьба Рагонды и Колена». Увлекают стремительные, огненные танцы. Симпатичны песни в народном духе. Трогательна сентиментальная лирика. Хор выступает, как коллективная личность.

43. Есть точки пересечения в судьбах Кристофа Граупнера и великого Иоганна Себастьяна Баха: Граупнер на два года старше Баха; Граупнер претендует на место кантора при школе церкви св. Фомы в Лейпциге, которое занимает Бах; Граупнер сочиняет почти две тысячи произведений, Бах – свыше тысячи; в конце жизни как Граупнер, так и Бах теряют зрение.
В опере «Дидона, царица карфагенская»  Граупнера оркестр – активный; лирика – светлая, возвышенная, иногда меланхолическая; танцевальность – сдержанная, плавная; арии сопровождает мерный барочный ритм; ансамбли отличаются полифоническим переплетением голосов.
«Дидона» Граупнера даёт возможность представить себе, какие оперы писал бы Иоганн Себастьян Бах.

44. Жан-Филипп Рамо — многогранный талант.
Он смотрит на мир детскими глазами, когда изображает тёплый ветерок в «Зефире», он изыскан и элегантен в операх-балетах. Композитор творит гимн любви в «Индийских галантностях» и создаёт трагическую атмосферу в «Ипполите».
Помимо всего этого, в ярких оркестровых эпизодах Рамо воспевает силу и мощь Франции.
И в наши дни человечество продолжает восхищаться финальной мелодией «Галантных Индий». Это триумф красоты! Это бессмертие!

45. Особенно прекрасны те оперные арии Георга Фридриха Генделя, которые приносят Небесный покой. Они дышат весенней свежестью, сияют утренней зарёй. Их лирика чиста и прозрачна, как роса на траве. Их нежность ласкает душу. Арии Генделя, собранные вместе, - это сад чудесных мелодий. Кто не наслаждался красотой генделевских арий, тому не ведома Божественная красота!
Слушая «Ринальдо», чувствуешь, что к тебе возвращается молодость!

46. В творческом багаже Доменико Скарлатти – 15 опер. Однако, славу композитору приносят 555 сонат.
Неоспоримо влияние инструментального мышления Скарлатти на оперу. Его арии скорее инструментально-вокальные, чем вокальные. Форма «Птолемея и Александра» проста: речитатив – ария, в конце актов обыкновенно звучит либо ансамбль, либо хор. Арии преимущественно – трёхчастные. В их основе лежит песенно-танцевальный материал.
Простодушные мелодии Доменико Скарлатти нравятся публике.

47. В разносторонне одарённой личности Бенедетто Марчелло Венеция и вся Италия обретает могучий талант.
Музыка «Ариадны» сдержанна и благородна. Красивы её лирические арии. В них содержится небесная чистота и хрупкая нежность. Композитор мыслит чёткими и ясными музыкальными формами.

48. Никола Порпора – выдающийся вокальный педагог. Вот почему герои «Орландо» поют естественно. Лирика его опер прекрасна и возвышенна.

49. Леонардо Винчи принадлежит к Неаполитанской оперной школе.
«Артаксеркс» отличается, жизнерадостной музыкой. В нём есть арии виртуозные, песенно-танцевальные и смешанные. Виртуозные арии — радостные, энергичные, несут заряд бодрости, песенно-танцевальные — жанровые, близкие к неаполитанской народной музыке. Но самые яркие – арии третьего типа: жанровые и одновременно виртуозные, в которых воплощается апофеоз жизни!

50. Оперы Франческо Верачини дают повод задуматься о гениальных мелодиях. Они есть в творчестве многогранных композиторов – Баха, Генделя, Рамо. И нет их у скрипичных авторов – Вивальди, Тартини, Верачини. Виртуозы скрипки мыслят по-скрипичному. Они еще движутся к «бессмертным мелодиям».
«Адриан в Сирии» – героическая опера. Воодушевлённое пение дополняет вокальная виртуозность. Нельзя не заметить, что спектакль открывает хор, интонационно близкий бетховенской «Оде к радости»! Курьёзное совпадение!

51. Джованни Альберто Ристори – автор первой оперы-буффа, поставленной в Германии.
«Каландр» (в переводе означает календарь) образно связан с природой, охотничьими рогами, домашними животными. В ней есть даже натуралистические подражания того, как блеют овцы и мычат коровы. Это вызывает улыбку. Наряду с жизнерадостными номерами в опере встречаются сентиментальные эпизоды.

52. Леонардо Лео наделён чудесным мелодическим даром.
В 1740 году композитор пишет комическую оперу «Алидоро, или Золотые крылья». Название оперы раскрывает характер её музыки: она проста, ясна, изысканна, легкокрыла, золотиста, как мелодия неаполитанской песни.

53. Иоганн Хассе — редкий талант. На музыке композитора лежит печать вдохновения! Его целомудренная, светлая музыка уносится в Небеса.
Оперный стиль Хассе определяют два качества: немецкий ум и итальянская красота. Это подтверждают оперы «Зенобия» и «Клеофида».

54. Новатор симфонической музыки Джованни Саммартини даёт уроки композиции будущему реформатору оперного искусства Кристофу Виллибальду Глюку.
Саммартини пишет 3 оперы. Арии «Мехмета» мелодичны и красивы. Оркестровые эпизоды легки и воздушны. В его операх инструментальное начало преобладает над вокальным: аккомпанемент ведёт за собой певца.

55. После восшествия на престол Фридрих Великий назначает придворным капельмейстером Карла Генриха Грауна.
В 1742 году открывается Королевский оперный театр в Берлине. По такому случаю Граун пишет оперу «Цезарь и Клеопатра». В заключительном хоре спектакля торжествует добродетель. Артисты с воодушевлением поют гимн любви. Публика испытывает катарсис!

56. Оперная музыка Бальдассаре Галуппи энергична, празднична. Она наполнена оптимизмом. Таковы «Густав I» и «Милосердие Тита».
В комических операх «Перевернутый мир», «Дьяволица», «Сельская кофейня» Галуппи выступает как замечательный мелодист. На его арии оказывают заметное влияние народные песни.

57. Оперные арии Франческо Арайи поражают ослепительной виртуозностью, мощным потоком чувств. Напротив, арии из оперы «Сила любви и ненависти» выделяются широким мелодическим дыханием. Опера сочинена в 1737 году по заказу русской императрицы Анны Иоанновны. В ней можно ощутить прикосновение Арайи к русской народной песне.

58. Джованни Перголези — неисчерпаемый источник радости.
В комической опере «Служанка-госпожа» он – простонародный, уличный, так сказать, демократический. Перголези наделён выдающимся талантом мелодиста. Об этом свидетельствуют арии из оперы «Адриан в Сирии».

59. Три слова определяют композитора Джованни Феррандини: импульсивный, страстный, огненный.
Музыка «Катона в Утике» чёткая и ясная. В ариях композитор использует элементы народной песни. Его лирика эмоционально насыщенная. Оркестр часто дублирует вокальную партию. Оркестр и вокал дополняют друг друга. Соединённые вместе, они бурным потоком обрушиваются в зал.
Джованни Феррандини – профессионал высочайшего класса!

60. Опера «Деревенский колдун» знаменитого философа Жан-Жака Руссо специально написана для народа. Её музыка проста и доступна. Она прямолинейна и бескомпромиссна. Подражание народному искусству не может удовлетворить человека с тонким вкусом. Досадно видеть, как на оперной сцене буйствует безудержное деревенское веселье!
************
61. Ошибочно думать, что Антуан Довернь — второстепенный французский композитор. Это не так. Во-первых, Довернь находится у истоков французской комической оперы. Во-вторых, он в значительной мере предопределяет характер музыки композиторов Великой французской революции.
Опера «Менялы» имеет народную песенно-танцевальную основу. Её музыка добродушна, хотя и не без сентиментальных вздохов.
Наоборот, музыка лирической трагедии «Умирающий Геркулес» полна воодушевления и энтузиазма. Спектакль завершается оркестровым апофеозом радости!

62. Великая заслуга Кристофа Виллибальда Глюка состоит в том, что он преобразует оперу в музыкальную драму.
Восхитительна музыка «Орфея и Эвридики»! В эмоциях античных героев воплощаются чувства современного человека. Накал страстей определяет характер поздних опер Глюка «Ифигении в Авлиде», «Альцесты» и особенно «Ифигении в Тавриде». Они предвосхищают драматизм Моцарта и Бетховена.

63. В «Демофонте» и «Армиде» Николо Йоммелли проявляет себя как лирический, как лирико-драматический и как драматический композитор. Порой его утончённая лирика переходит в нежную и грустную сентиментальность. Тогда рождаются мелодии удивительной красоты!
Чудесна лирика «Фаэтона»: она легка, воздушна, светоносна. В любой опере Йоммелли присутствует праздничный оркестр.

64. Самое ценное качество мелодрам Йиржи Антонина Бенды — моцартовский оркестр. Не случайно автор «Дон Жуана» восхищается музыкой Бенды.
Оркестр в мелодрамах «Ариадна на Наксосе», «Медея», «Пигмалион» ярок и убедителен. Отличительными чертами оперы «Сельская ярмарка» выступают мелодическое богатство и непосредственность чувств.
Возможно, именно этими качествами Бенда нравится Моцарту!

65. Принцесса Баварская, кюрфюстина Саксонии Мария Антония Вальбурга обладает многими талантами: она пишет стихи, сочиняет музыку, занимается живописью, играет на клавесине, обладает красивым голосом.
Ей принадлежит опера «Фалестра, царица амазонок». Музыковеды говорят, что работу над оперой завершает известный итальянский композитор Джованни Феррандини. Двойное авторство сразу бросается в глаза. В первом акте мы слышим мягкое, гибкое, женское барокко, изысканную танцевальность, глубокие чувства героини, во втором – мужскую волю, прямолинейность и напористость. Безусловно, второй акт сочиняет Феррандини, профессионал высочайшего класса!

66. Фердинандо Бертони – ученик и соавтор духовных произведений падре Мартини. Однако, в его творческом багаже 52 оперы.
«Орфей» Бертони - это не просто опера, это - опера-двойник «Орфея и Эвридики» Глюка. Оба произведения имеют много общих черт. Во втором акте Орфей укрощает злобных фурий пением точно так же, как в опере Глюка, в третьем – Орфей поёт скорбную лирическую арию, близкую по характеру знаменитой арии «Потерял я Эвридику».

67. Франсуа-Андре Филидор, подобно Руссо, - демократ в музыке.
Одни только названия его опер говорят сами за себя: «Сапожник Блез», «Солдат-чародей», «Садовник и его господин», «Кузнец» (выдержал свыше двухсот представлений!), «Санчо Панса на своем острове», «Дровосек, или Три желания», «Колдун», «Том Джонс». Все эти оперы написаны в народно-бытовом духе. Их музыка мелодична и приятна на слух.

68. Мелодии Томмазо Траэтты легки и грациозны, как порхающие бабочки. Они источают тонкий аромат роз. Из них вырастает мелодический цветник в опере «Иль буово д’Антона».
Траэтта — Беллини XVIII века.

69. Простота и ясность музыки Паскуале Анфосси даёт основание считать его итальянским пред-Моцартом. Не случайно Моцарт вставляет арии Анфосси в свои оперы!
К лучшим чертам «Волшебницы Цирцеи» и «Тот, кто ищет, находит» надо отнести мелодичность, вернее сказать, напевность, которая оставляет приятное впечатление.

70. Кристоф Виллибальд Глюк создаёт 107 опер, его соперник в Париже Никколо Пиччинни — 127. Глюк — драматический композитор, Пиччинни — лирический.
Музыка Пиччинни ласкает слух и сердце. Особенно выразителен он в нежной меланхолии. «Ифигения в Тавриде», «Дидона», «Атис» показывают, что Пиччинни устремлён в будущее. В этих операх композитор вплотную подступает к мелодизму Шуберта и Беллини.

71. Флориану Леопольду Гассману принадлежит комическая «Опера-сериа», исполняемая даже сегодня. Это фарс, это сатира на итальянскую оперу-сериа. Композитор высмеивает её несуразности: пародирует виртуозные арии с высокими и очень высокими нотами, пение с феерическими пассажами, трелями, руладами, мелизмами, глиссандо, дрожащими голосами и отчаянными вскриками. В опере присутствуют живая речь, восклицания, смех, притворный плач. На сцене царит атмосфера увлекательного спектакля!

72. Приятны на слух мелодии Пьера-Александра Монсиньи. Они украшают оперу «Дезертир», комическую по сюжету и лирическую по музыке. В ней мы находим целую гамму чувств и настроений: порой это теплое, сердечное признание в любви, иногда же — бурный порыв страсти. Нередко встречается откровенная чувственность!
Музыкальный стиль Монсиньи находит свое продолжение в операх Гретри, Обера, Галеви.

73. Несомненно, Джузеппе Сарти — крупная творческая личность. Это подтверждает опера «Армида и Ринальдо». Широк диапазон эмоций Армиды: он простирается от безмятежных чувств до глубокой печали.
Среди учеников Джузеппе Сарти – трагедийный Луиджи Керубини и водевильный Степан Давыдов.

74. Антонио Саккини не откажешь в тонком чувстве стиля. Он творчески переосмысливает одухотворённую музыку Глюка, изысканную музыку Моцарта.
По заказу Людовика XVI Саккини пишет «Эдипа в Колонне», финальный балет которого вызывает в памяти бессмертную заключительную мелодию «Галантных Индий» Рамо. Итальянский композитор пишет эту музыку как дань уважения французским оперным традициям и французскому чародею красоты!

75. «Орфей и Эвридика» Йозефа Гайдна ещё раз доказывает простую истину: опера без красивых арий скучна. У венского классика отсутствуют мелодические откровения. Более того, над оперой довлеет гайдновский симфонизм, отягощающий музыку.

76. В 1794 году Франсуа-Жозеф Госсек создаёт оперу «Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре». В спектакле господствует радостное настроение свободных людей!

77. Оперы Иоганна Кристиана Баха — безлики. Трудно сказать, какая из них: «Милосердие Сципиона» или «Часовня» более оригинальна. Оркестр же – яркий, почти моцартовский.

78. Среди композиторов, оказавших заметное влияние на музыкальный стиль Моцарта, — Йозеф Мысливечек, которого современники называют «Божественным богемцем».
Ему принадлежат оперы «Беллерофонт» и «Армида». В операх Мысливечека новое содержание и старая форма, Моцарта — новое содержание и новая форма: Мысливечек пишет традиционную оперу-сериа, Моцарт – не существовавшую ранее многожанровую музыкальную драму. Этим-то Моцарт и велик!

79. Оперная музыка Михаэля Гайдна — это торжество благодушия и сентиментальности.
Хотите подышать горным воздухом, насладиться сельскими идиллиями — послушайте оперу «Свадьба на альпийском лугу», в которой запечатлена красота и безмятежность природы!
Музыка Йозефа Гайдна — умная, Михаэля Гайдна — красивая. Позднее оба эти качества унаследует Вольфганг Амадей Моцарт.

80. Любители оперного искусства не перестают восторгаться красивой музыкой Андре Гретри. «Ричард Львиное Сердце» свидетельствует о том, что его автор — мастер обворожительных мелодий.
Музыка Гретри отображает эпоху Великой французской революции 1789 года. В ней пульсируют энергия и воодушевление. Сочинённые им гимны призывают к борьбе. Их поют как республиканцы, так и монархисты. Гретри — мелодист первой величины!

81. Опере «Ацис и Галатея» Иоганна Наумана не достаёт мелодической красоты. В ней нет свежести чувств. Форма – традиционная: каждый акт имеет оживлённый финал.
В молодые годы Науман учится у итальянца Джованни Мартини и немца Иоганна Хассе. Он живёт в Италии, Германии, Швеции и Дании. Композитор выступает в роли посредника между итальянской оперой-сериа и немецким зингшпилем.

82. Поклонников прекрасного итальянского пения неизменно восхищают редкие по изяществу и красоте мелодии Джованни Паизиелло.
Автор «Севильского цирюльника» — человек весёлой души и поющего сердца.
Талантливый итальянец оказывает влияние на оперный стиль Моцарта и Россини.

83. «Скупой» Василия Пашкевича — это бытовая комедия с тривиальным сюжетом и бойкой музыкой. В ней встречаются слезливые эпизоды. Опере нельзя отказать в некоторой мелодичности, вероятно, перенятой Пашкевичем от своего итальянского учителя — Винченцо Манфредини.

84. Луиджи Боккерини пишет испанскую сарсуэлу «Клементина». В ней шумит пестрый уличный праздник. Она жизнерадостна, проста и понятна. Это неудивительно, ибо опера состоит из цепочки песен и танцев, между которыми стоят яркие оркестровые номера.
Музыка Боккерини олицетворяет свет, красоту, изысканность, галантность, упоение счастливой жизнью.

85. «Аргонавт Теснорид» Жоана де Соза Карвалью – опера восхитительной простоты. Её лирика – поэтична. Налицо как сентиментальное, так и волевое пение. Отсутствуют резкие контрасты между ариями. Оркестровый аккомпанемент скромен. Совершается неторопливое развёртывание сюжета. Всё это отличает португальскую оперу от итальянской или французской.

86. Немецкие композиторы содействуют развитию национальной музыки в разных странах: Герман Раупах – в России, Ян Голланд – в Литве, Йозеф Эльснер – в Польше.
По случаю визита короля Речи Посполитой Станислава Понятовского в Несвиж Ян Давид Голланд пишет оперу «Агатка, или Приезд господина». Это первая национальная опера, созданная в Великом княжестве Литовском.
Её сюжет безыскусен. Преобладают несложные песенно-ариозные формы. Музыку отличают народно-бытовая жанровость и светлая лирика.

87. Через 150 лет выясняется, что так называемые «миланские квартеты» Моцарта принадлежат вовсе не ему, а дрезденскому композитору Йозефу Шустеру. Действительно, музыка «Амура и Психеи» Шустера обнаруживает некоторое сходство их стилей: в Интродукции к опере заметно моцартовское изящество; колоратурная ария из первого действия напоминает арию Царицы ночи; неоспоримо влияние итальянской оперы на музыку Шустера и Моцарта.
По всей видимости, Моцарт хорошо знает творчество старшего товарища.

88. Музыка в операх Доменико Чимарозы светла и радостна, как ясный Божий день!
«Тайный брак» увлекает беспечной веселостью. Превосходные оперы итальянского композитора ласкают слух, но не трогают сердце. Ибо не всегда блестящая музыка — гениальна!

89. Когда звучит музыка Антонио Сальери, мы словно видим голубое небо и цветущую природу. Антонио Сальери — это итальянское солнце над Веной.
В опере «Тарар» Сальери прославляет вождя, освобождающего народ от власти тирана. Героический Сальери ведёт к Бетховену, комический – к Россини, лирический – к Шуберту.

90. «Сокол» Дмитрия Бортнянского — непритязательная сельская идиллия с красивой и ясной музыкой, чем-то напоминающей сентиментальные оперы Михаэля Гайдна.

91. Над оперой Юстина Кнехта «Эолова арфа, или Торжество музыки и любви» витает дух немецкого Просвещения, хотя автор называет её «романтической». Так или иначе, но опера насквозь проникнута лирикой самых разных оттенков: философской, созерцательной, безмятежной, сентиментальной, скорбной, драматической, трагедийной. К сожалению, в опере нет лица композитора.

92. Фридриху Рейхардту принадлежит честь сотрудничества с великим Гёте. Композитор создаёт новый жанр: водевиль с песнями.
Музыка «Эрвина и Эльмиры» мелодична, благозвучна. В спектакле господствует пасторальная лирика. Душевное волнение появляется только в конце первого и второго актов. Слушая музыку Рейхардта, чувствуешь, как тёплый летний ветерок теребит волосы.

93. В комической опере «Добросердечный ворчун» Винсенте Мартин и Солер если не прост, то простоват, если не мелодичен, то напевен. Его лирика чиста и прозрачна, как хрусталь, светла и безмятежна, как личико юной красавицы.
Современники называют Мартина-и-Солера «валенсийским Моцартом».

94. Вольфганг Амадей Моцарт искушает оперу чарами симфонизма, нередко властвующего над ней. Моцартовский оркестр вихрем врывается в партитуру «Дон Жуана». Его гениальная опера — это не опера и не симфония, скорее, нечто среднее: симфоническая опера или оперная симфония!
Надо отдавать себе отчёт в том, что опера Моцарта — вокально-симфоническая, Россини — вокальная, Бетховена и Вагнера — симфоническая. Из этих трёх гениев, пожалуй, только Россини понимает сущность оперы.

95. Йозефа Крауса называют «шведским Моцартом», прежде всего, потому, что он – ровесник Моцарта и живёт столь же мало, как Моцарт. Безусловно, нельзя сравнивать Крауса с венским классиком. 25-летний Моцарт сочиняет исключительно талантливого «Идоменея», в таком же возрасте Краус - «Прозерпину», о которой иначе не скажешь, как об удачном дебюте.
Музыка «Прозерпины» – это в основном светлая лирика, элегия, печаль, даже траур. Она выражает собой женскую стихию, олицетворяющую образ Швеции!

96. Михаил Соколовский начинает свой творческий путь с народно-бытовой оперы «Мельник – колдун, обманщик и сват». Она идёт на театральных сценах Москвы и Петербурга более 50 лет.
Композитор использует русские народные песни, рекомендованные автором либретто. Форма оперы проста: чередование песен и разговорной речи. Публике она нравится своей близостью к народной музыке, идеализацией патриархальных отношений в деревне.

97. В 1787 году Антонио Сальери пишет оперу спасения «Тарар», Вольфганг Амадей Моцарт – многожанровую оперу «Дон Жуан», Иоганн Хеффнер – трагическую оперу «Электра». Самое традиционное из этих произведений – «Электра». Её автор учитывает вкусы консервативной публики Стокгольма.
Тем не менее, опера Хеффнера примечательна другими качествами: совершается чудесное превращение автора, родившегося в Германии, в шведского композитора; она имеет черты шведской национальной оперы; в ней – спокойная, плавная музыка; наконец, в ней действуют герои, чьи страсти покоятся в глубине души.

98. Среди композиторов Великой французской революции особое место занимает Жан-Франсуа Лесюёр. Император Наполеон делает его придворным капельмейстером. Как следствие, творчество Лесюёра определяют две главные темы: революция и Наполеон.
Завоеваниям революции посвящены оперы с символическими названиями «Поль и Виргиния, или Триумф добродетели», «Телемах на острове Калипсо, или Триумф мудрости». Обе написаны в жанре оперы спасения, одним из основоположников которой выступает Лесюёр. Победам Наполеона посвящается опера «Триумф Траяна».
В музыке Лесюёра присутствует французский героический дух и французский национальный колорит!

99. Приехав из Италии во Францию в зрелом возрасте, Луиджи Керубини становится до мозга костей французским композитором.
Он пишет «Медею» в мелодекламационном стиле Рамо.
Произведения Керубини воодушевляет публику своим гражданским пафосом, торжеством идеалов Великой французской революции.

100. Трудно назвать комическую оперу «Ямщик на подставе» Евстигнея Фомина оперой. Простенький сюжет из жизни народа иллюстрируется русскими народными песнями: распевными, бесконечно печальными или веселыми, плясовыми, разудалыми.
В 1791 году композитор создает мелодраму «Орфей и Эвридика» в стиле европейского классицизма. В ней ощущается влияние Сальери, Моцарта и, кажется, молодого Бетховена.

101. Во Франции получает известность опера Этьенна Мегюля «Вспыльчивый человек», написанная в итальянской манере и получившая одобрение Наполеона.
Её музыка проста, ясна и доступна народу.

102. «Зеркало Аркадии» Франца Ксавера Зюсмайера — пастушеская идиллия, невзыскательная по форме и меланхолическая по содержанию.
Ученика Моцарта нельзя назвать гением, но он поднимается до моцартовской гениальности в работе над завершением Реквиема венского классика!

103. «Смерть Авеля» Родольфа Крейцера отличается возвышенными и благородными эмоциями, чистотой музыкального стиля.
Развёрнутые арии-монологи предвосхищают лирические откровения оперных героев Вагнера, Гуно и Массне.

104. Людвиг ван Бетховен демонстрирует высочайшее дерзновение духа в опере, хотя и с непонятным результатом. В «Фиделио» драматизм доминирует над мелодической красотой! Происходит насилие над природой оперного жанра со стороны мощного бетховенского оркестра!

105. Не скажешь, что опера «Софонисба» Фердинандо Паэра – гениальна. Тем не менее, в ней есть прекрасные мелодии, которые соответствуют итальянскому вкусу Наполеона.

106. Шарль Симон Катель – один из представителей славной плеяды композиторов революционной Франции.
Опера «Семирамида» показательна тем, как библейский сюжет может быть наполнен современными эмоциями.

107. Гаспаре Спонтини — выдающийся мастер хорового письма. Не потому ли это происходит, что композитор — выходец из народной среды? Ему знаком характер и дух народа!
Развёрнутые хоровые сцены определяют образный строй «Весталки».

108. Луиджи Моска идёт в сторону Россини. Сравнив увертюру к «Итальянке а Алжире» Моска с увертюрой к «Итальянке в Алжире» Россини, убеждаемся, что музыка Россини несравнимо богаче, ярче, красочнее и выразительнее музыки своего предшественника. Первый из них пишет оперу по всем законам оперного жанра, второй – наряжает оперу в пёстрые карнавальные одеяния!

109. Антоний Генрих Радзивилл сочиняет оперу «Фауст». Над оперой витает дух Гёте и Моцарта. Радзивилл находится в дружеских отношениях с великим поэтом. Гёте пишет либретто для оперы Радзивилла и одобряет её музыку. Сверх того: Радзивилл использует цитаты из произведений Моцарта.

110. Катерино Альбертович Кавос играет в Петербурге такую же роль, как Сальери в Вене и Керубини в Париже.
Не надо забывать, что Кавос пишет оперу «Иван Сусанин» на 20 лет раньше, чем Михаил Глинка - «Жизнь за царя», воспевающую подвиг русского крестьянина.

111. Великая французская революция пробуждает народные массы. В обществе торжествуют энтузиазм и патриотические чувства.
Музыка Франсуа-Адриена Буальдьё выражает дух народа. В операх композитора общедоступный, демократический язык. В оркестре «Белой дамы» слышатся военные ритмы и сигналы. Ансамблевое и хоровое пение наполнено мужественными, призывными интонациями.

112. «Ундина» Эрнста Теодора Амадея Гофмана вносит значительный вклад в развитие немецкой национальной оперы. Её автор тонко претворяет стиль музыки Глюка, Моцарта, Бетховена.
Гофман считается создателем первой романтической оперы.

113. Уроженец Украины Степан Давыдов вплотную подступает к созданию русской национальной оперы.
«Леста, Днепровская русалка» повествует о событиях, происходящих на Днепре. Её музыка — искренняя, светлая и мелодически богатая. Сентиментальный водевиль Давыдова пользуется огромной популярностью в России вплоть до середины XIX века.

114. Иоганн Непомук Гуммель создает 9 опер, 5 балетов.
Основная сфера выразительности «Матильды фон Гиз» — лирика. Мелодии Гуммеля – лёгкие, изысканные. Их красота – грациозная, зыбкая.
Одухотворённый мелодизм сближает музыку Гуммеля с манерой письма Россини и Мендельсона-Бартольди.

115. В 1828 году Даниэль Обер создаёт масштабную историческую драму «Немая из Портичи». Сюжет оперы повествует о восстании неаполитанских рыбаков против испанского владычества. Редкий по силе драматизм оперы вызывает патриотические чувства у публики многих стран!

116. Луи Шпор – один из создателей романтизма.
Его опера «Земира и Азор» отличается возвышенным романтическим строем. В ней властвует лирика. В потоке лирики размываются контуры оперной формы.
О месте Шпора в первоначальном романтизме говорят два сравнения: в музыке Крейцера романтизм прорастает отдельными стебельками, в творчестве Шпора – стелется зелёным ковром; музыка Шпора – это тёплый летний ветерок, Вебера – разыгравшаяся ночная буря!

117. Наряду с философом Готфридом Фихте композитор Карл Мария Вебер способствует пробуждению национального самосознания немецкого народа. За короткую жизнь Вебер становится популярным и высоко ценимым автором.
Вебер создаёт шедевры оперного искусства: народно-бытовую оперу «Вольный стрелок» и лирико-фантастическую оперу «Оберон».

118. Александр Алябьев – композитор светлых и ясных мелодий!
Каков его музыкальный стиль в увертюрах к водевилям и драмам?
Праздничный, весёлый (увертюра к водевилю «Молодая мать и жених в 48 лет, или Домашний спектакль»);
стремительный, жизнелюбивый (увертюра к водевилю «Три десятки, или Новое двухдневное приключение»);
изысканный, с обольстительными интонациями (увертюра к водевилю «Утро и вечер, или Ветер переменился»);
энергичный, напористый, драматический (увертюра к драме «Отступник, или Осада Коринфа»).
У Александра Алябьева, подобно другим русским композиторам XVIII – начала XIX веков, ещё отсутствует полноценная опера.

119. Всего через 6 лет после начала творческого пути Джоаккино Россини совершает беспрецедентный взлёт к гениальному «Севильскому цирюльнику»!
Оперная музыка Россини – животворна! В ней торжествует солнечная красота! Она покоряет слушателей весенним очарованием!

120. Композиторы-современники Россини имеют разную стилистическую направленность: Иоганн (Симон) Майр обращён к Моцарту, Джованнни Пачини — к Россини, Саверио Меркаданте — к Верди.
Приходится сожалеть, что эти замечательные мастера оперного жанра мелодически безлики. Вот почему они не могут конкурировать с великим Россини!


Рецензии