Жизнь в письмах. 10 - Продолжение поиска

     (Материал из книги "Жизнь в письмах".)


Г. Подольск
Московской обл..
МО СССР
Отдел учёта персональных
потерь сержантов и
солдат Советской Армии.

На Ваше письмо сообщаю, что без указания соцдемографических данных на Антонюка, Шлейфмана, Дубину и Генкина (имя, отчество, год и место рождения, каким во-енкоматом призывался) сообщить не можем.

Рекомендую с полными соцдемографическими данными обратиться в ГУК, где ведётся персональный учёт офицерского состава.

Одновременно сообщаю, что Синица Елена в числе погибших, умерших от ран и пропавших без вести сержантов и солдат Советской Армии – не значится.
Необходимые сведения на Соколова В.А. Вам будут сообщены 4 Управлением ГУК: г. Москва, К-160.

Зам. начальника отдела  / Тюлин /

    31. 5. 71 г.

    *   *   *

Г. Москва, К-160.
МО СССР
Главное Управление
Кадров.

На Ваше письмо, поступившее из отдела учёта персональных потерь сержантов и солдат Советской Армии, сообщаю, что по данным Главного управления кадров командир 257 отдельной мото-разведывательной роты 199 стрелковой дивизии старший лейтенант Соколов Виктор Андреевич, 1916 г. рождения, погиб 12 января 1942 г. на Юго-Западном фронте. Сведений о месте захоронения не имеется.

Начальник отдела  / Войтенко /

     18. 6. 71 г.

Примечание: Ввиду того, что дата смерти отца на мемориальной доске написана – 10. 1. 42г. (так же из официальных документов), то я стал считать эту дату гибели отца, т.е. 10 января 1942 года.

     *   *   *

Г. Москва.
ГУК.

Начальнику Архива МО СССР г. Подольск Московской обл..
Копия: гр. Соколову В.В..

Направляю письмо гр. Соколова В.В. по розыску сослуживцев Соколова Виктора Андреевича, для проверки по документам части.

По данным ГУК командир 257 отдельной моторазведывательной роты 199 стр. дивизии старший л-т Соколов Виктор Андреевич, 1916 г. рождения, погиб 12 января 1942 г..
Полковник запаса Шлейфман Ефим Григорьевич состоит на пенсионном обеспе-чении в Черкасском облвоенкомате г. Черкассы.

Установить судьбу Генкина, Антонюка и Дубины, только по одним фами-лиям, не представилось возможным.

Сведений о партийности Соколова В.А. в ГУК не имеется.
О результатах прошу сообщить заявителю.

Приложение: письмо на 3-х листах – первому адресату.

Начальник 2 отдела 4 управления полковник / Войтенко /

    8. 7. 71 г.


      *   *   *

Г. Киев,
облвоенкомат.

Сквирскому райвоенкому г. Сквира Киевской обл..
Копия: т. Соколову Владимиру Викторовичу.

Пересылаю письмо тов. Соколова В.В. для рассмотрения и оказания содействия в розыске участника Отечественной войны тов. Антонюк, проживающего в г. Сквира. О результатах розыска сообщите заявителю.

Тов. Соколову В.В. сообщаю, что данными о разыскиваемом Шлейфман Киевский облвоенкомат не располагает. По вопросу его розыска рекомендую обратиться в райвоенкомат по месту Вашего жительства для составления запроса и последующего розыска через Главное Управление кадров Министерства Обороны.

Приложение: письмо на 2-х листах только первому адресату.
ВРИО Киевского облвоенкома подполковник  / Максимов /

    8. 7. 71 г.

     *   *   *

Г. Сквира,
райвоенкомат.

На Ваши письма, адресованные в Киевский облвоенкомат и в Сквирский райвоенкомат, сообщаю, что гр-на Антонюка без указания имени, отчества и года рождения найти не предоставляется возможным, т.к. в районе много его однофамильцев.

ВРИО Сквирского райвоенкома инженер-майор  / Немченко /

     27. 7. 71 г.

      *   *   *

Г. Черкассы,
облвоенкомат.

На Ваше письмо сообщаю, что полковник запаса Шлейфман Ефим Григорьевич проживает по адресу: г. Черкассы, Кирова, 94, кв. 1.

Начальник 3 отдела Черкасского облвоенкомата подполковник  / Рябов /

    29. 7. 71 г.

      *   *   *

Г. Черкассы
ул. Кирова, 94, кв. 1.
Шлейфман Ефим
Григорьевич.
     Дорогой, Володя!

Извини, что я с тобой на «ты», но я считаю, что ты не старше нашего Гриши, (1937 г. рождения). Твоё письмо, которое я только что получил, меня тронуло до глубины души. Прошло 29 лет с тех времён, а раны до сих пор кровоточат.

Из твоего письма я понял, что ты, дорогой, ((ездил туда)), где твой отец, а мой сослуживец, был похоронен.

Твоего отца, как я его тогда звал – Витя, я хорошо помню, ибо он был бесстрашен в бою и хороший товарищ. Он отдавал всё для победы. У нас в полку были все, как на подбор, отличные офицеры и потому наш 500 ЛАП пользовался большой славой не только в 199 ст. дивизии, но и во всей 38 армии. Когда поступил приказ о переводе твоего отца в дивизию, я ходил к командиру – полковнику Давыдову с просьбой, что бы его оставили в полку, но мне не помогло, ибо твоего отца знали не только в нашем полку, но и во всей дивизии. А потому его у нас забрали, конечно, с повышением. Но к величайшему сожалению и огорчению, наш любимый Витя погиб, показав себя и в этом бою храбрым и бесстрашным. Он никогда не кричал «вперёд», когда обстановка вынуждала, а кричал «за мной». Его любили и уважали. Весть – страшная весть о гибели нашего сослуживца, друга и товарища прилетела молниеносно и в наш полк. В полку был траур, а я плакал – как дитя. Любил я всех в полку, а твоего отца и ст. л-та Рубанова из Воронежа – особо любил. Бедняга Рубанов тоже погиб – умер от смертельной раны в животе.

Дорогой Володя! Ты пишешь, что Курило Евд. Дмитр. тебе сказала обо мне, но я к величайшему сожалению, её смутно помню. Стыдно, но годы берут своё. Ведь мне уже 66 лет, склероз и два инфаркта.

Я думаю, что ты ещё напишешь. Напиши о Курило. Грачёва я помню, ибо мы с ним учились в Киевском арт. училище. Если есть у тебя его адрес, то напиши, и я ему тоже напишу. Володенька, напиши о матери своей и о себе лично.

Я в отставке: жена – Ольга Захаровна; сын – Гриша, 1937 г. рождения – же-нат, двое детей; дочь – Изабелла, 1946 г. рождения – замужем, есть дочурка – Юля, 40 дней. Вот и всё о себе.

С нетерпением жду твоего письма.
С большим и искренним приветом  / Шлейфман /

     10. 8. 71 г.

          *   *   *

Г. Подольск.
Архив МО СССР.

На Ваше письмо сообщаю, что документов 257 отд. разведроты 199 стр. дивизии и документов 500 ЛАП за 1941-1942г.г. в Архиве МО нет, поэтому сообщить запрашиваемые данные не представляется возможным.

Начальник 3 отдела подполковник  / Лазуткин /

      16. 8. 71 г.

       *   *   *

Г. Черкассы.
Шлейфман Е.Г..

Здравствуй, дорогой Володя!
Большой привет и наилучшие пожелания твоей семье – думаю, что она у тебя есть. Большущее спасибо за письмо.

Володенька, ты пишешь, что бы я ещё больше написал о твоём отце. Ведь твой отец у нас в полку побыл сравнительно недолго, но и за этот период пребывания в полку, он сумел себя показать, на что он способен. Ведь его забрали в дивизию от нас на повышение. Когда он погиб, мы интересовались – при каких обстоятельствах? Начальник штаба артиллерии майор Ветошин мне сказал, что ст. л-т Соколов погиб, будучи в ночной разведке во главе разведроты дивизии, командиром которой он был. Помню, как майор Ветошин мне говорил: «Не отдавай Соколова». К сожалению, майор Ветошин погиб в конце 1942 г., а твоему покойному отцу по долгу службы часто приходилось встречаться с начальником штаба артиллерии дивизии. Володенька, версия о том, что он погиб при разминировании, тоже подходит Вите Соколову, ибо он был бесстрашен. Но он погиб так, как тебе описал Грачёв Мих. Иванович, ибо ближе, чем комиссар в части – нет. Так я считаю. Думаю, что каждый командир такого мнения. Нет слов – очень жаль твоего отца-героя. Если бы он так рано не погиб, он был бы дважды Героем Советского Союза. В начале войны никто не думал о наградах, а только думали об опасности нашей Родины. А такие, как твой отец, отдавали всё, и саму жизнь, для её спасения.

Дорогой Володя, гордись своим отцом.  Мемориальная доска на здании вокзала о многом говорит. Многие совершали подвиги, однако не всем установлены эти почётные доски, чем увековечили, светлую память об отце. Жаль, да и обидно, что мать так и не узнала ничего о нём.

Володенька, в прошлом письме я писал о товарище твоего отца ст. л-те Рубанове, который погиб, а о Дубине я ничего не писал. Бывший замполит нашей части майор Ген-кин живёт в Киеве и, как только я с ним свяжусь, попрошу, что бы он тоже написал тебе.

Володенька, ты собираешься поехать на место гибели отца, что бы больше узнать о нём – это правильно делаешь. Передай, пожалуйста, большой привет и сердечные пожелания всем жителям Ново-Степановки, кто нас помнит, и нас поддерживал морально и подчас материально. Жаль, что по состоянию здоровья врачи не рекомендуют мне ездить, а то хотелось побывать там, где фактически получили боевое крещение и где начали закаливаться в боях за победу.

Заканчивая письмо, хочу пожелать тебе и твоей семье самого, самого лучшего в жизни.
С уважением семья  Шлейфман.

   31. 8. 71 г.

        *   *   *

Г. Черкассы.
Шлейфман Е.Г..

Здравствуй, дорогой Володя!
Большой привет и наилучшие пожелания твоей семье. Твоё письмо получил, большое тебе спасибо за него.

Ты спрашиваешь, когда твой отец прибыл к нам в полк. Мне сейчас очень трудно вспомнить. Склероз даёт себя знать. В конечном итоге не важно, когда твой отец прибыл в полк, а самое главное – каким был твой отец. А отец у тебя был хороший, об этом я тебе писал в прошлых моих письмах.

Как сложилась моя судьба в дальнейшем? Из 500 ЛАП под Сталинградом меня перевели начальником артиллерии дивизии. Потом переименовали мою должность на командующего артиллерии дивизии. Потом стал командующим артиллерии 4-го механизированного гвардейского Сталинградского корпуса. Потом заместителем командующего артиллерии армии. По окончанию войны, когда армии стали сокращаться, стал командиром артиллерийской дивизии, командиром отдельной артиллерийской бригады в Румынии, а после расформирования бригады получил назначении – командующим отдельной артиллерийской механизированной дивизии в г. Черкассы, где я вышел в отставку со снятием с воинского учёта.

Был шесть раз ранен и это, по-видимому, отразилось на моём здоровье. В результате в начале 50-х годов – инфаркт и кровоизлияние в мозгу. После этого я уже окончательно вышел из строя и больше не служил и нигде работать не смог по состоянию здоровья. Мало этого, в 1958 г. я ещё раз получил инфаркт, но сильнее 50-х годов. Партия и Правительство меня обеспечило пенсией и наградило 17-ю Правительственными наградами.

Всё хорошо, одно плохо, что нет здоровья. Правда, мне пошёл 67-й год, но люди, которые пережили меньше моего, ещё работают, да ещё чувствуют себя молодцами. Ни-чего не поделаешь, дорогой Володя, судьба играет человеком. Ведь другие совсем погибли и не знают, что мы победили в такой тяжёлой и неравной борьбе.

Вот и всё, что хотел тебе написать. Высылаю тебе фото, времён войны, т.к. с тех пор не фотографируюсь, а так же адрес Генкина Л.И.: г. Киев, 10, ул. Янв. Восстания, 12/12.

С приветом  Шлейфман.

     23. 9. 71 г.

    Мой электронный адрес для контакта:  vladimir_sokolov_41@mail.ru

            (Книга "Жизнь в письмах" - Самиздат.)


Рецензии