Дары Богов. Глава 4. Сознание шутка темная

- Понимаете Костя, все люди имеют тайное желание быть, хоть в чем то, лучше чем остальные. Всем хочется выбраться из этого круга обыденности, зажить другой, лучшей жизнью. И,  в тоже время, всем нам присущ, подавляющий волю, стадный инстинкт, быть как все. Именно этот инстинкт нам дает социальный комфорт. Но, все равно, в основе,  и желаний, и инстинктов, лежит одно и тоже. В основе  их лежит ЭГО.
- Ну, положим, что  в основе скрытых желаний лежит ЭГО, это понятно. Но, то что в основе социальных инстинктов  лежит ЭГО, по моему натяжка. Не вижу логики.
- Именно в силу способа мышления и не видите.  Ладно, начнем с начала. Скажите, Костя, допустим на Вас нежданно-негаданно, свалилось богатство, что вы с ним сделаете?
- Это как?
- Ну, скажем, Вам досталось наследство.
- Наследство это деньги, или недвижимость?
- Не имеет значения.
- Ну, деньги в банк под хороший процент, с недвижимостью придется поломать голову, в крайнем случае продам.
- А, дальше?
- Ну, все зависит от величины наследства.
- А все-таки?
-Эфенди, ну вы же понимаете, что домик где-нибудь у нас в деревне это одно, а вилла на Майорке это другое,  а сеть отелей где-нибудь на Тенерифе это совсем другое. Или скажем, сто тысяч рублей это одно, а сто тысяч долларов совсем другое.
- Ну, начнем с малого. Домик в деревне. Наследство Вашего дяди. У Вас есть дядя.
- Есть.
- Вы давно с ним виделись?
- Давно.
- Но, Вы переписываетесь.
- Нет, я  не люблю, и не умею писать письма.  Раньше он присылал мне открытки, но потом перестал.
- Понятно. Итак Вы получаете наследство от дяди. Ваши действия.
- Не знаю. Наверное продам. Туда ездить разоришься.
-  А, Ваш отец жил здесь?
- Нет, там в деревне вместе с дядей.
- А, как же ваша квартира здесь?
-  Я закончил институт, по распределению получил комнату в коммуналке. Отец подкинул деньжат, обменял с доплатой на квартиру.
- А, отец Ваш похоронен здесь?
- Нет, там. А, почему  Вы спрашиваете?
- Хочу понять, давно ли Вы были на могиле отца.
- А,  какое отношение это имеет к наследству?
- Я, понял, что Вы, Костя, не видите  связи между наследством и могилами Вашего отца и  дяди. Прошу прощение, может дядя еще жив, не будем его раньше времени хоронить. Хорошо, я, примерно, понял как Вы распорядитесь и большим наследством. Деньги в банк, с недвижимостью надо подумать. А, скажите Костя, как, по Вашему, сложатся Ваши отношения с Вашими друзьями?
- А, какие были, такие и останутся.
- То есть, о полученном наследстве Вы им ни гу-гу?
- А, чего трубить то о наследстве?
- Но, со временем они все равно узнают.
- Как?
- Ну Вы же будете пользоваться своим наследством, а это вызовет вопросы окружающих.
Константин задумался:
- Ну, а если я шиковать не буду, как узнают?
- Похоже, наследство для Вас окажется обузой.
- Почему?
- Пользоваться наследством Вы не собираетесь. Но следить за сохранностью средств придется.
- Почему не собираюсь, собираюсь. Пусть будет заначка на черный день.
- Черный день для нас как праздник, который все не наступает.
- Почему?
- А, его все его ждут, как новое пришествие Христа. Костя, если наступит черный день, то первое чего Вы лишитесь это банковского вклада. Произойдет обесценивание денег и банкротство банков. Ладно хорошо. Оставим в покое внезапно взявшиеся деньги. Вы к этому не готовы. Пусть Вы стали хорошо зарабатывать, что Вы сделаете в первую очередь?
- Ну, расширю квартиру, куплю машину, стану лучше питаться, ездить в отпуск за границу.
- Вы сейчас питаетесь плохо?
- Нормально.
- Понятно, перспектива улучшения Вашего заработка  Вам кажется более очевидной и понятной. Во всяком случае, на этот счет, у Вас есть продуманный план действий.
- Наверное  да.
- Это и есть стандартный способ мышления в рамках социальной парадигмы.
- Не пойму я, Эфенди, куда Вы клоните.
- Надеялся навести Вас на новые мысли о притче выводящего из темноты. Думал, если додумаетесь, расскажу Вам продолжение притчи.
- А, какие новые мысли?
- Костя, Вы точно не видите других альтернатив поведения  молодого человека в пещере? Так сказать  в сложившейся ситуации.
- Вроде  нет.
- Ну, если появятся новые альтернативы, я расскажу продолжение притчи.
- Вы же сказали, что это конец притчи.
- И не обманул, для тех кто видит только те выходы из ситуации притча окончена.
- Эфенди, а без выпендрежа, извините, просто рассказать продолжение нельзя?
Эфенди задумался и с сожалением сказал:
- Пока не стоит. Когда придет время, я обязательно расскажу.
- Эфенди, а как ваше поведение укладывается в рамки социальной парадигмы?
- Разочарую Вас Константин, но не совсем хорошо. Понимаете  Костя, задавать вопросы это тоже искусство. Вот задали бы Вы вопрос, про мое Эго. Насколько велика его роль в моем поведении. А, я бы Вам с удовольствием ответил, что роль эта велика. Что я тоже эгоист, а не отпетый альтруист. Я тоже продукт системы. Во первых, я бы Вас не обманул и вырос в своих глазах, поскольку смог смело взглянуть правде в глаза. А, во вторых, мы бы дружно положили камень в здание критического отношения Вас ко мне.
- Эфенди, а, собственно, что Вы имеете против существующей социальной парадигмы?
- Как вам сказать. Понимаете Костя, социум сложный механизм,  со сложной системой регуляторов. А, вот функционирование самого сложного регулятора, который отвечает за развитие социума и определяется парадигмой. Сущность любой парадигмы это регулирование уровня конформизма населения. А, устойчивость социума и определяется уровнем конформизма. Высокий уровень конформизма, социум будет разрушен из вне, низкий уровень, социум будет разрушен изнутри. Средний уровень конформизма это уровень социального комфорта, то есть оптимальный уровень комфорта  членов социума. Удобно жить, не напрягая мозги. Конформизм это комфортно. Вроде игра слов, но она точно отражает суть парадигмы. Развитие общества это как движение автомобиля по дороге. Езда с повышенной скоростью быстрее приближает к цели, но грозит аварией. Состояние тормозов и правильное их использование залог безопасного движения. Осознание этого факта меня одновременно и удивляет, и приводит в восторг. Понимаете, Костя, не было бы этого тормозящего  механизма, социум пошел бы в разнос.  И это меня восторгает. А, удивляет то, что роль  двигателя развития социума на себя берут единицы людей, а роль тормоза,  в той или иной степени, практически,  все общество. Представляете, немного маленьких двигателей, и огромный тормоз, а, все равно, оно движется и развивается. Удивительно, не правда ли? Вот тут перед каждым встает выбор. Выбрать роль двигателя или тормоза. Роль тормоза комфортна. Роль двигателя, далеко не всегда, скорее наоборот. Все зависит от того, что развивать. Какие то области развития общества подвергаются жесткому торможению, другие остаются без должного внимания жмущих на тормоз, ускользают от воздействия тормозов, а иногда даже приветствуются их деятельность. И, развивать выгодно то, что  тормозят умеренно.
- И, что же тормозят умеренно?
- По большому счету, тормозят всё, от самого возвышенного, до самого низкого. Возвышенное, заметьте, тормозят сильнее. Но, сложней всего тормозить  жажду наживы. Достижения на этом поприще явно или скрыто приветствуются большинством членов любого социума. Эти достижения становятся примерами успеха. Как правило, на легитимном уровне, доверяют тормозить жажду наживы  тому, кто сам ей  больше всего подвержен. Социум всегда приветствует ложные ориентиры. Они предмет мечтаний. И как ни странно, выбор этих ориентиров, это и тормоз и двигатель одновременно.
- Это как?
- Пока цель достижима, большинством членов социума, сам  факт осознания, достижимости идеала, является  двигателем. А само осознание факта не возможности достижения большинством того, что достигли единицы, является тормозом.
-Эфенди, Вы запутались. Так двигатели и тормоза это люди, или осознание факта.
- Вы правы, Костя, я не совсем четко формулирую свои мысли. Конечно развитие и замедление развития осуществляют люди. Но мотивацией их поступком являются мысли, а следовательно, осознание фактов влияющих на принятие ими  решений и влияющих на их поступки. 
- Эфенди, а Вам не кажется что Вы пытаетесь, каким то странным способом, объяснить  чувство справедливости. Лично у меня, сложилось такое впечатление.
- Чувство справедливости. Справедливости, а тем более чувству справедливости, мало кто может дать строгое определение, да и ни кто не пытается это сделать. Но, при каждом удобном случае, пытаются оперировать этим понятием. Каждый считает эти понятия интуитивно до конца ясными. Но, каждый в отдельности не в состоянии осознать, что другие в это понятие вкладывают совсем иной смысл.  Поэтому понятиями, справедливость и чувство справедливости, так удобно манипулировать.
- Костя, я намеренно взял для рассмотрения ту сферу социума, которая пользуется постоянным и всемерным  интересом.  Думаю, ни чего нового я Вам не открыл. Просто предложил Вам взглянуть на эти проблемы под новым углом.
Настенный бра замигал. Эфенди встал и сказал:
- Похоже Саша просится, наверное приготовил кофе. Пойду открою.


Рецензии