Неустойчивость Истины

- 1 -

В колоде карт "Таро", возможно, содержатся забытые тайны золотого века. Там есть восьмая карта и комментарий к ней примерно следующий: "...никогда уже не сможешь закрывать глаза на то, что тебе не нравится, как делал до сих пор. Ты всегда будешь видеть истину, всегда и во всем. Способен ли ты выдержать это? Теперь ты обязан идти дальше, даже если этого не хочешь". Это, конечно, максимализм и поэзия, противоречие с практикой.

Высокие слова иногда вдохновляют, но часто внушают недоверие - говорить красиво можно научиться, посещая школу ораторского искусства. Нет истин, которые подходят каждому. Голосовать будут "за", а думать одинаково не получается. Миллиарды клеток соединяются между собой по-разному. Но и научные исследования расщепляют "единое", технологии межличностного общения рекомендуют что? Структурированную ложь, гибкость диалогов, понимание и учёт интересов для оптимизации коллективного результата, организационную игру. А если расшифровать политкорректные выражения - ври самозабвенно и победа будет за нами. В этом направлении можно было бы продвинуться далеко, если бы не альтернативные потоки вранья, сталкивающиеся в одно и тоже время и в общем пространстве. В точке встречи двух энергий выживает одна субстанция, отправная точка для нового витка фантазий. Людям свойственно обращаться в суды. Внешний арбитр, если авторитет его подтверждается историей, опытом прошлого, легче ставит свою "подпись" и разнимает свару.

Если на этот калейдоскоп посмотреть откуда-то из космоса, да ещё с оглядкой на мировой божественной разум, хочется ввести проекты единомыслия. Можно назначить избранный народ, человечеству определить в Папы иерарха, следящего за буквой Закона. Такие высшие духовные посты упрощают самодеятельность и беспредел вранья. Если соврал, но нашел в газете эквиморфные фигуры - энергетика нормализуется. Юродивые пусть бренчат, а мастер философии умоется цитатой.

Романтизм Истины присущ молодым правдолюбам: я всегда буду, fuck off,  анархистом! Потому что мне как-то уже было очень хорошо в нашем молодежном клубе. Однажды, познав успех, запомнил, и это уже ресурс, а попробуй вышиби тебя из этого седла. Но потом будет комиссия, комиссары или милиционеры со свистком, они начнут решать твой вопрос. Скажем, в какой род войск отправить тебя - в ракетные или охранять зону... После периода инкубации - когда откроются дальнейшие перспективы карьерного роста, перспективы прислуживания Комбинату - представление об Истине может адаптироваться к новой практике, к обновленному и приобретенному на зоне знанию современного общества. 

Интересен опыт узников сталинских концлагерей. "Реабилитанс" описан у Битова, или, другой пример, житие Инокентия Смоктуновского - того самого гениального актера, скрывавшего подробности своего лагерного прошлого. В случае квалификации народного артиста СССР, которая была у него, это апофеоз социальной инженерии - вдохновенной игры, чтобы остаться в живых и даже добиться славы. Валерий Золотухин и Владимир Высоцкий - другая игра за пределами одного московского театра, это соревнование на глазах у широкой аудитории "донесу или не донесу" и кони на переправе в заграничную командировку. Всю эту песочницу контролировали майоры в штатском, воронки и специальные диспансеры для отклоняющихся от статистического корпоративного курса истины.

Что можно было взять из этого сомнительного прошлого в 21 век? Получилось так, что сейчас управляет развалинами империи спецслужба, достигшая на практике магию истины, точность отражения человеческих ценностей. Говорят, что шестикрылый серафим - это не в нашей команде. Но народ хочет, чтобы была безопасность. Народ хочет чтобы сумасшедших изолировали в тихой тюрьме, а педорасов на тяжелой каторге. Следующее желание - мир во всем мире, но на основе истины кое-какого класса. Немного религиозного опиума и это тоже способ прогноза будущего, способ управлять  чрезвычайным поведением. Конторы разные нужны, пусть себе пишут манифесты - никто не читает.

- 2-


Акты террора были частью большой революции или большой драки. А в массовых драках и гражданских побоищах обходятся без политкорректности, цель оправдывает средства. От тайги и до британских морей устанавливаются истины власти. Примером такой истины был также план ГОЭРЛО, лампочка лучше лучины, невозможно не согласиться с этой  абсолютно конкретной истиной исторического материализма.

Но имеется и более сложный случай, сходство "Триумфа Воли" и триумфа Сталина, обновившего эшелон "командующих истиной". Советского ортодокса коробит от аналогии между фашизмом и коммунизмом. На западе это штамп - коммунизм и фашизм ставят рядом. Спрашивается какие тут соображения истины? Вопрос в оценке подвига героев СССР, дошедших до Берлина. И, конечно, принижать патриотизм жертв войны неблагородно. Если бы Гитлер дошел до Урала нас бы не было, хотя формы жизни другие, синергетические, продолжали бы наши старые  дела. Нам дороги мы, такие какие мы родились после великой победы СССР над рейхом. Это серьезно.

Но позволим себе некоторое расширение воображение и посмотрим рейх изнутри. Сериал "Семнадцать мгновений весны" это шутка и социальный заказ, но многие слышали про Хайдеггера и про его сверхфилософию. Хайдеггер, Гельдерлин и Ницше были очень програссивными хорошими немцами. Они любили немецкую Родину, Альпийские луга  и находили сходство и преемственность своего духа с духом Греции.  Хайдеггера надеялся, что нацизм окажется историческим мостом и спасением от декаданса. Конечно, это было некрасиво по отношению к жертвам холокоста. Но, когда ему запретили преподавать из-за связи с фашистами, Хайдеггер молчал и не торопился оправдываться. Видимо потому что имел особое мнение на "истину". Да и на самом деле его философские исследования гораздо шире среднего уровня СС и поверхностных взглядов Геринга. А что бы случилось, если бы СССР не смог выиграть этот раунд истории, и тогда нашего Брежнева с подвигом на малой земле, полета нашего парня Гагарина не наблюдалось бы в истории, и тогда что бы предъявили в качестве назидания ницшеанцам и национал-социалистам? А что было бы, если бы Сталин оккупировал Португалию и D-Day праздновать было бы не с руки? Мы не могли себе это представить, но также не представляли себе Горбачева, Ельцина и Путина. Царство Божие и Царь Исус на троне этого мира воображению подается легче.

Истина должна быть спасательным якорем, то есть, познание преумножает скорбь и Адама выставили из Эдема, но тем не менее знание истины приносит радость и даже силу. Тем не менее имеются подводные камни, или chalenge познания. Общественные институты, медицина в том числе, рекомендует ограничение индивидуального познания. Сиддхи нужно скрывать. В первом классе я умел бегло читать, но притворялся,  читал со всеми по складам. Существует мнение что 95% дипломированных врачей неграмотно оценивают вероятности и ошибаются с дигнозом, но диагноз участкового свят как ордер на арест.

Далее не все очевидно с теорией эволюции. Бог с ними с обезьяними процессами. У Дарвина была возможность путешествовать и рисовать птичек на островах и он честно отчитался перед  сообществом ученых коллег, а пропаганда пошла от марксистов. Ну, человекообразная обезьяна похожа на человека, так что же  теперь усраться? Вопрос серьезнее - какие цивилизация  могла построить пирамиды в долине Нила, возможно, что фараоны ничего не строили, а только ремонтировали. Кроме того есть странные объекты  в Индии, на Мадагаскаре, в Мексике. Далее никто еще не нашел ДНК на Марсе или в метеоритах. Неясно что там сочинил Джордано Бруно на волне популярного пантеизма. Фантасты СССР описывали полет сверкоммунистических людей к звездам, но, как известно, за этим стояла тоска по заграничным командировкам, туда сложно было выехать.

И в конце концов что можно считать открытой системой с накопленнием информации? Когда-то давно я прочитал фразу, которую больше нигде не воспроизводилась, как я заметил, но фраза хороша - ледники, горы, океаны это все информация. На другом уровне информация описывается грамматикой. Кстати, мистики говорят, что было Слово. Морис Бланшо окончательно мистифицирует литературу, дескать, это никакая не служанка партии и правительства, а вовсе право на смерть, поскольку умирая мы продолжаем жить. Например, Кафка, упустив хорошие возможности судьбы, стал писателем, потому что это был единственный честный выбор. В постсоветской России мода на писательство столь развита, что альманахи утилизируют графоманов почти как алкогольные заводы дрожжи.  По крайней мере бухгалтерия 1С по доходности сравнима с трестом  самиздата. С другой стороны, графоман скорее уж осилит литературные курсы и будет писать как Захар и Борис по плану, когда как для большинства любителей, согласно Морису Бланшо, потребность в письме есть осуществление пути исцеления и искренности. Я не знаю выражаю ли я самую последнюю истину. Понятно, что для себя я близок к повторению суждений или сохранению конфигураций, повторяющихся на протяжение последних 40 лет в пространстве, которое я освоил. А мой контекст, конечно, кому-то не по карману, и не по интеллекту. Гурджиев, тот говорил ученикам обидные слова и посылал спросить совета у мадам Зальцман. Хотя я воспитан достаточно хорошо и опыт социальных коммуникаций у меня имеется, я могу нагрубить, и, пожалуй, basic rate моих дураков распределен по Гауссу. 


Послесловие:

Морис Бланшо. Литература и право на смерть.
Michael Philips. The Undercover Philosopher. A guide to detecting shams. lies, and delusions.
Умберто Эко. Полный назад! "Горячие войны" и популизм в СМИ.
Rene Descartes. A Discourse On Method.


Рецензии