Не купи дом, а купи соседа

(Быль)

 «Не купи дом, а купи соседа», «Близкий сосед лучше дальней родни, а иная родня только до черного дня», «Жить в соседях – быть в беседах» - так говорят наши поговорки-пословицы. И это верно!

 Я помню, в детстве мы дружили с семьей, и я всегда думала, что мы родственники, но оказалось, что были просто добрыми соседями. Когда во время коллективизации они уехали в город, а на каникулы и в период отпусков всё же приезжали в деревню, то обычно останавливались у нас, а не у родных, на что те обижались.

 Большую часть своей жизни я прожила в Кривояше Болотнинского района Союза Советских Социалистических республик, и о многих сельских соседях остались самые теплые воспоминания. Почти у каждого семейного дома в деревне имелась лавочка. В свободное время на них собирался народ. На стороне улицы, где стоял наш дом, проживал Барсук Иван Фёдорович, а через дорогу Мальцев Алексей Данилович. У них были большие лавочки.

 Обычно вечерами, когда все управятся по хозяйству и поужинают, начинают собираться на лавочках соседские.

 «Васильевна! Собираешься?» - окликала меня Захаровна через забор. «А что, уже пора?»  - спрашивала я. «Алексей Данилович и Аксинья Васильевна уже пришли, и другие вон подходят», - отвечала та.

 И мы выходили. Начиналась беседа. О чем шел разговор? А обо всем! О деревенских новостях: как идут полевые работы, как дела в животноводстве, какие успехи и кто в передовиках... А если кто-то шел по дороге, то становился объектом нашего внимания. Он или она подходили и включались в общие обсуждения. Подгребали к нам и с соседских лавочек: сватовья, кумовья, моя давняя приятельница Шепетко Мария. Это было уже расширенное собрание. Велись споры. При этом каждый отстаивал свою правоту.

 Я обычно слушала молча, так как считалось, что семейные люди мудрее, а потому и правы. Иван Федорович мало сидел на лавочке, он чаще расхаживал около присутствующих, и заключительное слово было за ним или Алексеем Даниловичем.

 Засиживались допоздна. Дольше всех мы с Захаровной. Потом шли с ней в летнюю кухню, где пили чай или ели окрошку, и возвращались снова на лавочку. На улице было тепло, тихо, воздух свежий, и нам мечталось…

 Над нашей лавочкой некоторые деревенские остряки подшучивали. Больше всех преуспевал Исаков Владимир Иванович. Часто при встрече со мной он спрашивал, посмеиваясь: «Ну, как дела? Что решили на лавочке? Ведь вы все вопросы обсуждаете на своих посиделках». Я никогда не обижалась и всегда находила что-нибудь шутливое в ответ.

 А когда моя квартира стала не пригодна для проживания, и мне выделили небольшой домик на другом краю деревни, то я долго еще ходила на эту лавочку. И всегда, когда я поздним вечером возвращалась с посиделок, за мной долго бежал и мяукал красивый кот Захаровны.


Рецензии
Очень милое и интересное повествование!
Вспомнились посиделки бабушек нашей части улицы возле Настиных ворот!
Замечательное было советское время!
Спасибо за творчество!
Музы в лад!

Валерий Буслов   28.08.2019 05:51     Заявить о нарушении