Макулатура

Павел Н. Лаптев

                Макулатура

                рассказ


Вечером хочется гулять. Вечером, когда взрослые приходят уставшие с работы, у школьников невесть откуда появляются силы не на домашнее задание, а на войнушку, индейцев, баночки. Это мальчишеские игры и они неведомы современным детям.
Баночки похожи на городки. Только есть водящий с палкой, охраняющий жестяную банку, которую стремятся сбить палками другие ребята. Если банка сбита, они бегут за своими лежащими на земле палками и пытаются сбить банку, которую быстро ставит водящий. При сбитой банке он не властен над игроками, не может им прикосновением палки передать «ваду».
Как-то так, коряво автор объяснил суть игры. Зачем? А затем, чтобы был понятен конфликт между двумя десятилетними детьми. Один водящий коснулся палкой Костю, но тот начал это отрицать, мол, касание произошло касательно, по свитеру, бросил палку и заплакал.
Некоторые ребята засмеялись.
— Ты как тёлка нюни распустил! — смеялся водящий Эдик.
— Сам ты тёлка, врёшь, врёшь! — сквозь всхлипы говорил ему Костя.
— Иди ты, знаешь куда? — ругался Эдик.
— Куда? — кричал Костя.
— Нафиг!
Костя замахнулся палкой, бросил её и попал в стоящие неподалёку Жигули. В то время автосигнализации ещё не было, и на удар палки выбежал мужчина. Ребята начали показывать на Костю и говорить, что это он кинул палку. Костя побежал, побежал за ним и мужчина. Бежали долго, минута эта показалась испуганному мальчику очень длинной. Но он, по причине молодости сумел оторваться от мужчины, забежал в школьный сад, а там в сарае, в котором была макулатура, нырнул в дыру в стене. И притаился.
Этот пункт пионерского сбора вторсырья наполовину был завален старыми книгами, журналами, коробками. Надо заметить, что в этот сарай мальчик и раньше лазил, и не только он, листать страницы, рассматривать картинки. Интересно же вышагивать по мягким холмам пахнущей плесенью бумаги. Костя представлял себя древним Зевсом из греческой мифологии, этаким вселенским «вадой». Ты можешь касаться жезлом кого угодно здесь, властвовать над выраженной в печатном слове человеческой мыслью. Ты словно стоишь на головах человеческих, выше голов. Можно их брать, подбрасывать. В книжном магазине наоборот, ты раб книг на полках. Они смотрят на тебя, укоряют и ты будто извиняешься, взяв книгу в руку, за своё невежество, безграмотность...
Костя сел на стопку книг. Они были без обложек, разорваны, или вообще по полкниги. На одной из страниц он мельком прочитал абзац, что писатели не любят друг друга. Достоевский не любил Тургенева, Толстой Шекспира. И в современных союзах «инженеры человеческих душ» на дух не переносят коллег. А как же, подумал Костя они, то есть их портреты висят вместе над доской в литературном классе. Наверно ночью, когда все спят и сторож тоже спит, портреты ругаются, спорят. Надо сторожа попросить, чтобы тихонько подслушал. Костя даже от мыслей этих весёлых забыл о своей неприятности. Он даже захотел стать писателем и примирить всех коллег.
Так, сидя в тишине, пригревшись в солнечных лучах из трещин в крыше, он заснул. Ему приснилось, что из моря макулатуры в этом сарае начали вылезать люди, похожие на известных писателей и набрасываться друг на друга, драться. Вот Пушкин взял за бороду Толстого, а тот схватил обидчика за кудри. Достоевский прыгнул на Тургенева, Лермонтов в офицерском мундире на них обоих. Из-под книг появилось много неизвестных Косте писателей, в современной одежде, которые тоже устроили побоище, бросали друг в друга книгами и журналами.
Костя крикнул им:
— Хватит! Перестаньте!
Тогда все участники битвы остановились, и пошли к сидящему Косте. Костя попытался сдвинуться с места, но у него не получалось. Он закричал и, взяв не глядя толстую книгу без обложки, поднял её, чтобы бросить в писателей. Книга тут же засияла и писатели начали проваливаться. И вот исчезли в книжных пучинах...
Костю разбудил скрип двери и разговор двух мужчин, один из которых был сторожем:
— И сильно машину повредил? — спросил сторож.
— Да нет, по стеклу лобовому попал, даже не треснуло. Зря я за ним побежал, испугал только мальца.
— Эй, ты здесь? — крикнул сторож. — Вылазь давай, не бойся.
Костя, когда мужчины прошли дальше и увлеклись рассматриванием книг, выбежал в открытую дверь на улицу. Пробежал немного, остановился и обнаружил, что в руке у него книга, та самая толстая без обложки. Он взглянул на неё и прочитал мелкий текст:
«Так не будем тщеславны, не будем друг друга раздражать, не будем друг другу завидовать!» А в другом месте было красиво написано: «Любовь терпелива, любовь добра, не завистлива, не хвастлива, любовь не превозносится,;не бесчинствует, любовь не себялюбива, не обидчива, не держит зла».
Костя после этих слов совсем не стал держать зла на ребят во дворе, он захотел снова пойти и играть в баночкиф. Но перед этим он зашёл в сарай.
— Простите меня, — попросил он прощения водителя, который за ним бежал. Но тот не глядя на мальчика, листая какой-то модный журнал, махнул рукой.
— Иди домой, — сказал Косте сторож.
Костя вышел из сарая радостный. Потом зашёл снова и, подняв вверх указательный палец, серьёзно предупредил:
— Они тут все ругаются, дерутся эти писатели. Так что осторожней!





                конец


Рецензии