Цветы в жизни Чайковского

       Всем вам, конечно же, знаком фортепьянный цикл «Времена года» Петра Ильича Чайковского. В нём композитор отразил дорогие его сердцу картины природы. Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Николаю Матвеевичу Бернарду, издателю журнала «Нувеллист».
       Самыми любимыми пьесами в цикле «Времена года» у меня до сих пор остаются «Апрель», «Май», «Июнь», «Октябрь». Много лет назад, когда у меня было пианино,  именно эти пьесы я играла чаще всего.
       Недавно мне стало интересно, а какие цветы представлял Чайковский, когда сочинял эти пьесы?
       Беру в руки ноты, раскрываю. «Апрель». Читаю эпиграф.
              Голубенький чистый
              Подснежник: цветок,
              А подле сквозистый
              Последний снежок.
              Последние слёзы
              О горе былом
              И первые грёзы
              О счастии ином.
       О каком цветке идёт речь, ведь все растения, которые выходят первыми из-под снега, называются подснежниками, даже мать-и-мачеха?
       В стихотворении А. Майкова, скорее всего, идёт речь о пролеске. Цветение этого растения начинается в конце марта и заканчивается в апреле.
       А вот когда Чайковский работал над пьесой «Май», мне кажется, он думал о своих любимых ландышах. «Царём цветов я признаю ландыш, - писал П. Чайковский, - к нему у меня какое-то бешеное обожание».
       В детстве Чайковский с душевным трепетом ожидал цветения ландышей, надеясь, что вот-вот появятся гномы, изображения которых он видел на гербе Воткинского завода, и зазвонят в маленькие белые колокольчики.
       Живя в Клину, он, как настоящий садовод, разводил эти цветы, в том числе и редкие махровые формы.
       Из Флоренции Чайковский пишет брату Модесту: «Один вид этих милых цветов, красующихся в эту минуту на столе моём, уже достаточен, чтобы внушить любовь к жизни».
       Ландышам композитор посвятил трогательное стихотворение.
              О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?
              Другие есть цветы роскошней и пышней,
              И ярче краски в них, и веселей узоры, —
              Но прелести в них нет таинственной твоей.
              В чём тайна чар твоих? Что ты душе вещаешь?
              Чем манишь так к себе и сердце веселишь?
              Иль радостей былых ты призрак воскрешаешь!
              Или блаженство нам грядущее сулишь?
              Не знаю. Но меня твоё благоуханье,
              Как винная струя, и греет и пьянит,
              Как музыка, оно стесняет мне дыханье
              И, как огонь любви, питает жар ланит.
       Отсылая его брату, он пишет: «...Я вспомнил, как мы весной все ездили в лес ... за ландышами ... Я ужасно горжусь этим стихотворением. В первый раз в жизни мне удалось написать на самом деле недурные стихи, к тому же глубоко прочувствованные… Я работал над ними с таким же удовольствием, как и над музыкой».
       При этом на предложение брата опубликовать эти стихи, Чайковский отказался. Позже эти стихи были положены на музыку. Но не самим Чайковским, а другим композитором, не менее горячим поклонником ландыша - А. С. Аренским.
       Какие же ещё цветы любил Чайковский? Об этом можно узнать из переписки с  его меценатом Надеждой Филаретовной фон Мекк. Вот что она писала композитору:
       «Сегодня цветочный праздник, и у меня на  стоит великолепный букет ночных фиалок и распространяет аромат по всей комнате. Знаете ли Вы этот цветок, мой милый друг? Я не знаю его ботанического имени, но популярное его название есть ночная фиалка…»
       П.И. Чайковский отвечает:
       «Ночные фиалки мне очень известны. Они обильно растут на севере; в июне и в Московской губернии их очень много. Их аромат приятен, но несколько приторен. Зато они чрезвычайно красивы, и так как растут тотчас после отцвета ландышей, то, когда случалось живать летом на севере, я утешался ими, их белый цвет отчасти даже напоминал мне несравненный весенний цветочек».
       О каком растении идёт речь? Об орхидее под названием «любка двулистная». Народные названия любки - «ночная красавица» или «ночная фиалка», «царские свечки».
       А вспомните великолепную музыку из балета «Щелкунчик» «Вальс цветов». Как красиво, используя различные интонации, которые исполняют арфа, скрипки, виолончели, Чайковский  изобразил целый луг танцующих цветов. В этой композиции чувствуется нежность и легкость настроения композитора…
      Из письма П. И. Чайковского Н. Ф. фон Мекк. 30 июня 1890 г.
      «Милый, дорогой друг мой! Я был очень тронут и обрадован вчерашней телеграммой Вашей. Из неё я узнал, что Вы благополучно совершили переезд свой в Россию. Глубоко благодарен за внимание Ваше. Если лето будет далее всё такое же небывало тёплое и чудесное, как было до сих пор, то я уверен, что пребывание в Отечестве на этот раз будет Вам приятнее, чем в прошлые года. Такой благодати, какую Бог посылает нам в это лето, я не запомню. Цветы у меня расцвели в невероятном изобилии. Я всё более и более пристращаюсь к цветоводству и утешаюсь мыслью, что если наступит старческое ослабление моих музыкальных производительных способностей, то я всецело предамся цветоводству».
      По-моему, не только Чайковского, но и всех поэтов, художников, композиторов всегда вдохновляли цветы.
      Писатель В. Солоухин писал: «Если вы увидите цветок, то не проходите мимо. Наклонитесь, поглядите на чудо. Он умеет такое, что никто на Земле не умеет. Берёт крупинку мягкой чёрной земли, дождинку и воздух, голубой лоскуток неба и лучик солнца. Всё смешивает без пробирок и колб. И вот из одной и той же чёрной земли он - то красный, то синий, то сиреневый, то золотой. Природа – мать потратила миллионы лет, чтобы создать такое чудо. Наполнило его своей силой, вдохнула в него радость и любовь к жизни».
      Послушайте ещё раз музыку Чайковского, насладитесь его прелестными пьесами.
И ещё у меня просьба к тем, кто читает сейчас эти строки: очень многие весенние растения, как и все виды орхидей, произрастающие на территории России, находятся в Красной книге. Берегите их! Так хочется верить в то, что через несколько десятков лет вы сможете показать эти цветы своим внукам в природе, а не на картинках!

       Р.S.
       Копирование текста без указания авторства недопустимо.
       


Рецензии
Здравствуйте, Наталья! Не мог пройти мимо такого многообещающего названия: люблю цветы и музыку, хотя и чисто обывательски. Очень интересную выборку цитат Вы сделали! Просто восхитил образ гномов, звонящих в белые колокольчики ландышей; вызвало интерес и стихотворение Петра Ильича!
Спасибо!

Дмитрий Гостищев   08.08.2016 16:07     Заявить о нарушении
Рада, Дмитрий, что Вам понравилось! Спасибо за тёплые слова!

Наталья Катаева-Вергес   08.08.2016 21:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.