Их устами... Заключ. глава. Тоня, школа и сказки

 

     Смотреть предыдущую главу http://www.proza.ru/2016/04/02/861


   2 0 0 8  год         Первого сентября  Тоня пошла в первый класс!

          На торжественную линейку  нужно было выставить несколько первоклассников  читать стихи. « Кто не испугается?» – спросила учительница у родителей.  Мама сказала: « Это про нас».  Действительно,  Тонины выступления  в детсадике были праздником и для  нас, и для воспитателей: самая смелая, самая  громкая, а уж как она кланялась!
В общем, Тоня  «не подкачала», не испугалась огромного числа родителей, шумных учеников и бьющего прямо в глаза яркого утреннего солнышка.
         
    Через неделю идём из школы домой, и Тоня говорит: «Знаешь, бабуль, а в школе
бывает очень скучно…»  Бабуля только вздыхает, а Тоня уже забыла о сказанном,
 скачет, как коза, и хохочет.  Всегда  выбегает из школы  –  и сразу с кем-нибудь,
в основном, с мальчиками, в «догонялки», бегает, прыгает и при этом всё время
что-то напевает.
   
        Спрашиваю, что в школе давали на завтрак. -Да  гречневая  каша остынутая,
и сосиска остынутая.

         Гуляли  в небольшом садике. Тоня нашла там сломанный цветок, снова выкопала ямку, вставила его туда, присыпала землёй, рядом вставила палку,
нашла у меня в кармане ленточку и привязала цветочек.  Хотела ещё посадить ветку ёлки, но потом передумала - « Я лучше посею её иголочки».  Взрыхлила палкой землю, аккуратно распределила  там  иголочки и засыпала. Стали мы сочинять, как вырастут они, и через много лет мы  будем сидеть на этой скамейке под ёлками. Тося в это железно верит. И зачем её в этом разубеждать?!

      Зашла Тоня в ванную проверить, как набирается  вода. Постояла и спрашивает:
          -А ты уверена, что здесь не будет затопа?  ( Раньше такое случилось на беду соседям снизу.)
          -  Не волнуйся, всё под контролем.
          - Надеюсь,  - и с видом инспектора Тоня удаляется.  А уже сидя в ванне, пытается нащупать в пене резиновых рыбок, и бормочет:   «Один игредент пропал, никак не найду..."       

         Тоня приплясывает под  музыку. Говорит, что это конкурс на «лучшее неприличие года».    (А что, если  бы объявить конкурс на «большее неприличие
года» на телевидении? Интересная  мысль?)

          - Мы разделили печенье друг на друга.

          - Я не успела глазом обернуться, как кот удрал.

          - Человек - собачий друг!

          - Не было слышно ни одного писка моря ( Тоня  о полном безветрии на море.)

          - А ну повтори, что ты сказала! - требует старшая сестра у Тони.
          - Я тебе не повторот.
         Алина хочет наказать Тоню, Та защищается:
           - Не смей,  меня вчера уже побили!
           - Кто???
           - Мама! - ( Тоня видит, что никто ей не верит.) - Да, одну половинку раза! (Видит , что и в это никто не верит.) Но хотела меня побить!
(Это уже ближе к истине.)
   
     В воскресенье ездили в Лузановку. Осень очень тёплая.
 В парке второй раз зацвела акация. Тоня бродила по траве, собирала равликов-павликов,  которые  гроздьями  висят на полусухих стеблях. И вдруг радостно кричит:
    - Смотрите, одуванчик! Причём СПЕЛЫЙ!  -  Сорвала и сдувает пушок. Это, конечно, не настоящий одуванчик, а яснотка жёлтая, похожая на него. Но «спелая», это точно.

         - Смотрите, он такой, как Буратино! - увидела  в порту матроса. - Тоже в
тельняшке ходит.
          - Да разве Буратино в тельняшке ходил?
          - А ты забыла, какая у него шапка была?!
         
       Водитель трамвая, видимо, ученик, ведёт трамвай рывками.
  Нам  приходится то и дело хвататься за поручни. Тоня объясняет   мне: 
          - Неустойчивый трамвай!

          Тоня обернулась после купания большим белым полотенцем и вертится перед зеркалом.
            - Смотри, мама, так греки одевались.
            -  Похоже,  - говорит мама.
            - Ну, и как я? Хорошая гречка?
            - Отличная. А кто у нас будет овсянкой? – и обе смеются
    
          Подцепила вилкой рыбку из баночки «Шпроты» и, увидев , что рыбка полна икрой,  глубокомысленно  констатирует:  -  Да здесь не только шпроты есть, но и шпротницы!

     Рассказывает про своего соседа по парте, что он чего-то «внедоуменивает».
 
          В школе идёт подготовка к ненашенскому Хэллоуину,  придумывают и обсуждают костюмы. Тоня рассказывает мне анекдот, утверждая, что придумала его сама.
« Встречаются два приятеля. Один говорит другому:
          - Скоро Хэллоуин. Знаешь, кем я там буду?
          -  Нет. А кем?
          -  Твоим кошмаром!»

           - Тося. это ты облила кота водой?
           - Да нет, просто дала один брызг рукой!
 
         Тоня стала смотреть рекламу с бОльшим интересом, чем мультфильмы. Нам это не нравится, стараемся противодействовать.
Но не всегда удаётся. Иногда хочется посмеяться над её реакцией на надоедливую рекламу.  Например, пришла вчера  в кухню, где мама готовила ужин, с требованием  -
 в ближайшие выходные ехать в какой-то ресторан на Французском бульваре :
      -  Ты представляешь, мама, ведь там каждый день СВЕЖИЕ ЛОБСТЕРЫ!
   
      После обеда зову Тоню к письменному столу заниматься, но Тоне не хочется.
           -Бабушка, дай мне отдохнуть, мой организм  какой -то обеспокоенный!
       Я понимаю, что она устала: после  школы  сегодня  был  хор и сольфеджио. 
  Но глядя, как она мучает пластилин, изготовляя четвёртого  единорога, я ей говорю:
          - Может, займёмся  всё-таки  уроками?
        На что она с хитрецой отвечает:
           - Ноль процентов хотимости!

          -Ох, и глупая ты, Тонька! – говорит ей старшая сестра.
          -Ты сама!
          -Что???
          -Я глупая, я !

         Тоня хочет продемонстрировать новую ручку и зовёт меня:
         - Иди скорей сюда, я нарисую тебе свой почерк!

     Так вот, кстати, о почерке. Он доставляет  всем  большие неприятности,
хотя она пишет разборчивее, чем  все врачи в нашей  поликлинике
 (и не только в нашей, но даже в медицинском  центра им.Резника).
Не сумели мы заставить её правильно держать ручку, смирились раньше времени,
и теперь  ей приходится тратить втрое больше времени на письмо, чтоб заслужить
хорошую оценку. Я даже  как -то расплакалась, глядя на её домашнее задание.
Тося  меня стала утешать со слезами на глазах и прошептала в ухо: «А ведь во мне есть что-то божественное, правда, бабушка?» 
Что  она хотела этим сказать - не знаю. Сказала и всё.  А я каждый день помню об этом. И буду помнить до конца своих дней!

         
    Мы никогда не пугали наших девочек ни милицией, ни Бабой -Ягой, ни кем-либо ещё. Хотя, если честно, иногда очень хотелось. Старались убеждать, и как теперь
на слуху – «принуждали к исполнению»
         
    Как-то на эту тему мы разговорились с дядей Маратом, моим братом. У него тоже есть внучка, Олечка, и мне было интересно узнать его мнение по поводу наказаний.
В ответ он со смехом рассказал историю, когда его сын Серёжа, отец Олечки, желая напугать её, «поселил» дедушке под диван крокодила, и чем эта история закончилась.
 (Эту «Крокодильскую историю» мы предлагаем Вам прочесть по адресу
http://www.proza.ru/2015/08/24/1732  )

    Опыт дедушки Марата нам пригодился. Но от крокодила и прочих зубастиков мы, конечно, отказались. А пригласили пожить у нас домовёнка по имени Илюша.
         
   Поселился он у нас на антресольке в коридоре, где под самым потолком имелась маленькая дверца. Появлялся он там довольно редко. К огорчению младшей внучки Тонечки, его очень тихую речь могла услышать и понять только бабушка.   
       
    Жить с ним стало веселее. Он часто помогал утрясти разные проблемы и  разногласия. А ещё он часто делал неожиданные подарки.  Для этого хитрая бабушка заранее припрятывала в укромном местечке банан, апельсин или что;либо иное, и в нужный момент говорила: -Тихо, мне кажется, что появился Илюша!
И приложив ухо к стенке в коридоре, могла подолгу говорить с Илюшей, передавая пожелания внучки и выясняя, где лежит подарок. Как награда за хорошее поведение.
Тосе эта игра очень нравилась, и она старалась не огорчать Илюшу. А это иногда случалось. И тогда она просила: « Не говори Илюше…»
 Жил он у нас недолго, около года. (Стыдно стало морочить далее голову ребёнку!)
И тогда мы послали Илюшу в кругосветное путешествие.  Тоня немного поскучала, потом… выросла.      

      
       Хочется также рассказать о своеобразных отношениях,
       которые сложились у нас со сказками.
    
   Например, дочери в детстве мы никак не могли дочитать до конца сказку А.Толстого «Приключения Буратино». Буквально с первых страниц, когда появлялась крыса Шушара и готовилась напасть на деревянного человечка, дочка начинала реветь в три ручья и убегала. Разъяснительные беседы не давали результата. Не привязывать же было её к стульчику!  Тем более обидно было, что сказку эту все взрослые любили! В общем, преодолели «Буратино» лишь с помощью кинофильма.
      
    Старшая внучка, родившаяся под созвездием Льва,  и слёзы которой в детские
годы мы видели не часто, все сказочные события   оценивала трезво, без особых эмоций. Гневно требовала восстановить справедливость, и часто становилась соавтором бабушки в сочинении новой, благоприятной версии.   
         
    Младшая же пропускала все сказки через своё сердобольное сердечко. Плакала, как её мама в детстве, сочувствуя всем – от царя до жалкого воробушка.  «Федорино горе» она слушала настороженно, и поэтому надо было читать весело и быстро, желательно в танцевальном ритме.
         
    А о том, какой страх  посеял в их головках кровожадный Бармалей, мы поняли лишь спустя пару лет, когда однажды, прижавшись к маме, Алечка  сказала: « Как хорошо, что мы не в Африке живём! Ведь там же едят людей!».
   
    Много огорчений вызывал замечательный «Конёк - горбунок». Сказку эту  обе внучки полюбили, но  вопросы, которые у них возникали, не могли даже прийти в голову взрослому человеку.
         
    Вот, например, кто и за что так обидел конька? Братья его; златогривые красавцы, а его, маленького, ушастого, горбатенького, каждый может поймать и посадить в мешок?!  И зачем Иван украл девицу? Ведь мама её будет искать и плакать?  А как не стыдно, сварили старенького царя!  Ясно, что такое безобразие  мы оставить без внимания не могли. Поэтому, у нас появился  немного изменённый вариант (естественно, уже не стихотворный), где были учтены «замечания  читателей».
   
    Чтобы избежать слёз, печальный финал «Курочки рябы» несколько изменяли: курочка стала нести целебные яички, кто их ел - сразу выздоравливал.  «Красная Шапочка», вообще, имела несколько вариантов, последний из которых сочинился тогда, когда внучка уже начала осваивать компьютерные игры. Вот тогда и смогла Красная Шапочка, направляясь к бабушке, пользоваться порталом, а волк, увязавшись за ней, превращался в добрую собаку.
   
    Некоторым сказкам придумывали продолжения с воспитательным нюансом.
Ну как было оставить  Емелю на всю жизнь на печи? Ведь он обязательно превратился
бы в толстого лежебоку, которого никакая принцесса не полюбила бы. 
А хитрую лисичку надо было проучить, чтоб не обижала мужика, не воровала бы у него рыбу.
         
    Подобные манипуляции с известными сюжетами  могут подвергнуться осуждению у строгого читателя. И он, конечно, будет прав. Мы просим у него прощения. Но, может быть, он поймёт нас, а то и воспользуется нашим опытом.            
   
    Детских книг в домашней библиотеке много, собирали их не один десяток лет.
А сколько толстых, прекрасно изданных сборников сказок появилось, купилось, надарилось за последние десять лет! У них только разные названия,  а под обложкой,  чаще всего, одни и те же сказки. 
     Но случается и такое. 
       
    Вот, укладываясь спать, внучка просит новую (новую!) сказку. Я беру роскошно изданный фолиант. Он настолько большой и тяжёлый, что читать его можно,
только сидя за столом. Открываю и начинаю читать. Волшебную историю о том, как...
два башенных крана в выходной день отправились на речку позагорать и покупаться.  Правда, правда, именно об этом! Но отдых не удался: пришлось спасать, то ли  уплывающий мячик, то ли девочку, спасающую мячик. В общем, наработались краны, какой уж тут отдых!  Вся сказка. Внучка тяжело вздыхает, ей скучно.
    
   Прослушав ещё пару историй, внучка говорит: « Разве это сказка? Давай, бабушка, свою». Ей хочется волшебную сказку, с волнующим сюжетом, чтоб было за кого переживать и радоваться, и даже иногда печалиться!  В таких случаях мы, обычно, снова открываем томик Шарля Перро, братьев Гримм или Ганса Христиана Андерсена. Сказки: «Золушка», «Русалочка», «Дикие лебеди», «Пятеро из одного стручка» и др. мы можем  слушать не один раз.  А часто, уместившись рядышком на диване и притушив свет, начинаем придумывать  свою собственную сказку.   
       (Забегая вперёд, скажу, что Алечка окончила с медалью школу, потом университет. Сейчас ей 25 лет, и она работает сценаристом.)
      
   
     Когда мы «прошли» разные сказки, мифы, сказания, – наступило время замечательных открытий: мы погрузились в увлекательнейший мир книг Джеральда Даррелла, наполненных добрым, тонким юмором, искренностью, и огромной любовью ко всему живому.
         
    Он  научил  нас  видеть красоту там, где мы её  раньше не замечали. 
Нам стали интересны  всякие  букащки, жучки и паучки, не говоря  уже о птицах, кошках и собаках,  которые присутствуют в нашей жизни каждый день.
          
    Сначала мы читали детям выбранные сюжеты из книги Даррелла «Моя семья и
другие звери»;  о жизни десятилетнего Джерри на греческом  острове  Корфу. 
 Позже, уже самостоятельно, они  читали  в полном объёме эту книгу, а также «Зоопарк в моём багаже», «Путь кенгурёнка» и др. С уверенностью  можно  сказать, что книги  этого замечательного  человека  и  писателя  помогают  формировать  лучшие человеческие  качества ( и особенно чувство юмора!)у  наших детей.
И у нас самих. 

     С наступлением летних каникул, вернее задолго до них, мы составляли списки обязательной литературы для  чтения, дополняя школьные рекомендации. Главным было ненавязчиво контролировать, вовремя  подсказывать и заинтересовывать. Потому что, честно говоря, читать им не очень хотелось – компьютер и телевизор нахально забирали почти всё свободное время! Но мы не сдавались. И вы, дорогие читатели, всегда будьте рядом со своими детьми, не жалейте ни времени, ни сил для общения с ними, старайтесь быть им лучшим другом.
  Запомним слова Марины Цветаевой:
«… что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, но и : чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь.» 
   Можно лишь добавить, что учиться можно и нужно всю жизнь.
 Главное,   «ЧТОБ УЧИТЬСЯ БЫЛО ВЕСЕЛО,ТРЕПЕТНО И ПОБЕДНО!».
 Так говорил замечательный писатель Борис Житков.


Рецензии
"«А ведь во мне есть что-то божественное, "

При этих словах вспомнил, как мой крестник однажды, лет в шесть, рассуждал о ком-то, что, дескать, нет от него никакой пользы. Тогда я спросил у него:

- Дима, а от тебя какая польза?
- Так от меня же всем радость!

Вот и купи их за фунт изюма!

Алпатов Валерий Лешничий   30.12.2016 22:35     Заявить о нарушении
Валерий, ведь с конца неинтересно читать! Спасибо, конечно, но... Там вначале предисловие стоило бы прочесть...

Валентина Марцафей   30.12.2016 23:10   Заявить о нарушении
Куда уж попал!
Сначала позднее зашёл, всё знакомо, сам, правда, за своими не записывал.

Алпатов Валерий Лешничий   30.12.2016 23:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.