Апрель-завалинка

Эх, бабоньки, колысь ента сырость ноне уймется? Чойт природа ноне нюни распустивши, угомону нетути - осень дождь,зиму дождь и весна с нем в дружбе. Надоел, чай, всем. Пора бы и честю знать, возмется - никокого угомону.
-А чевойт ты, Кадушкина, в неудовольствию вошла? Чай, нам с тобой енто на руку-не рассохнимся зато: - проговорила Ушатиха, расплываясь в доброй улыбке.
-Да тож нам с тобой. Хотя и нам немоготно,глянь,шо ты,шо я разбухши,не разорветь ли? Смехота в зеркилю глянувши, так шо и нам сухой погодки б не мешало. Да и на душе муторно от ентого плача дождя, ни какой тебе работы,а спать как хочся как коту, спала бы и спала.
так и спи хто недаеть?
-Так енто ести хочитса.
-Ты б подруга оприделилась, шо хошь то есть, аль спать?
-А если то и другое, шо прикажите делать, у меня один глаз-то спит, а другой на кохлету гляделку уставивши,как тут быть то?
-Ох и смешна ты, товарка! И сплешь не как все людины: один зенок спить , а другой кохлету зрет. Хохма, да и всё тут.
-А ты што, в обидке за мои глазы? Вот не скажи я так, с чего б ты хи-хи? То и сидела б, носом клювавши до полу. Интересно, оба глазу б спали, аль один за нами наблюдавши, а? То-то же
- ну што, долги нас хозяйка будя в сухомять держать будет? Оно ж в горле перхая от сухмени! Че, Ведерчиха, чаю пляснешь гостям, аль нет?
-Да че мне, воды жаль, чи че ? Сидайте вон за столу, плясну чай моненько. Блинов вон Ухватка наворгонила, ешь не хочу. Ешь да сказки сказывай.
-Сказки? А быль нешто нельзя?
-Да почему нельзя,Ухватка, тебе все можно. Ты и быль поведашь и соврешь - дорого не возмешь, а нам все ровно слухать сказку, аль быль, по тому как янтерсо врать умеешь.
- Ну коль так, слухайте.  Молода ще була и сынок у меня мал бул. Рядом через дорогу ещё такой же малец живёт. Ну и сдружились наши детки,мой Валерка, да Санька сусед. Утром толички глазы продравши - ужо вместях.
 На клен взбирутся и гутарют о чем тось. Как тось  смотрю от нашего клену нитка катушешна привязана в двух концу по воздуху идЕть. Нет што за колдовсто? Подумала я. Небось ворожеи злы умысло сотворили,пойтить проверку провести. А нитки выше моей головы натягнуты. Головенку то к верху задрала в наблюдень, штоб с путя не сбиться и тольку подумала не запнуться бы за што,енто и упасти можно. Токмо мысля пролетевши я и вытянулась с всего росту. В кровь расхлябенила и коленку и локаток. Со страхов и подняться нет силов. А пала та средь улицы на проезжей дороги
 Слыхаю трахтор ужо рядушком гудет, саскочила я на четвереньках,а подняться ногу больно  ажнико до слез. Хорошо той трахтур на суседню улицу свернувши, не то меня испугавши, не то так мобуть и надоть. Туточки я не торопясь поднявшись,гляжу глазом каку опору натить. Опора тут как тут прямо у моих ног лежамши. Видно об неё то я и запнувши. Взяла ее трекляту,опершись состояла на пробу, шагнула рас , другой,идти можнО.  Побрела я кондыляя, пути той нитки искать. Добрела до  Корнееву дому, нитки то на их колене висят,а на концу коробка  с катушкой, и на нашем плену тош танка висить.э Дэк енто не колдовка, а Санек с Валеркой игру какутось избрели. Приходю дамов, Валера на клёну восседат, коробок у уха на нитке висит, а рукам на катушку те нитку накручая и кричит Сокол, Сокал я витязь. Прием. Вона што ента за штука рацу своргонили. Ай да молодцы! Игра то хороша не шалят и мне спокойна. Так они и дружили дома, затем в школе. Довно раз'ехались, но друг другу названивают. Изредко ,но и состоятся встречи. Туточки изновь ,да по-новому встречи с детством. А помнишь
-Витязь ответ Соколу. Приём
-Сокол, Сокол я Витязь. Слышу хорошо
- Витязь,Витязь нужна помощь, приди
 -Сокол я иду, Встречай.
- Санек, че помочь-то надо?
-Да вот задумал строить дом, стены служил, крышу один не могу. Мне тижолое поднимать нельзя.
-А штоль толь тижолая?
-Ишоба! Возьми на вот, вон кака тижела, долго диржать не могу поднял ту толь одной рукой и подоешь мне. Взял я ту толь из твоих рук,но коли тижелая довай подмогу. Иди на ту сторону я подам ее тебе, а ты бери и тяги ее на свою сторону. Ты взял за конец и стоишь нечего не делая.
- Тягни, че стоишь?
- Так тижола не могу тягнуть.
-Тады иди подай мне я тягнуть стану
- Так тижола не смогу
тодылича давай позовем бабушку, она подмогнет одному мне никак.
-Бабушка иди сюда.
- Што внучик исти хошь?
-Нет бабуль подмагни крышу накрыть
-А давай, давай, подмогну принесла молоток гвозди и прибила толь. принесла половичек под ноги, сгородила топчан для отдыха, стол и два стульчика детской мебели принесла из дому.
-Ну вот и справляйте навоселью.
 Енто придложеня очень нам пришлось по душе. Санек принёс хлеба, сала, лук, соль и две стопки, бутылку воды. Все водрузили на столу. Вот и вода разлита по стопкам мы как заправски пьяницы пьем со стопок ,кряхтим и закусываем.
- Так водка должна быть горька и ванюча, вода и есть вода, давай в неё насыплем перцу и соли наложим лука и чеснока. Наложили. Попробывали и горько и ванетно.
 -Ох как ее мужики любят это же такая гадость, пить я ее не стану - сказал я
- И я не стану, давай лучше в индейцев играть - предложил Санька.
- А у тебя лук и стрелы есть?
- Нет, - ответил я.
- И у меня нет
-Баушка!!! - завопил Сашка будто его бьют.
-Што с тобой, хто тебя?
-У меня лука и стрел нет,сделай их мне.
-Какие опеть стрелы, нашто они тебе?
-Стрелять буду.
-Куда стрелять?
-В стенку. Бабушка нашла кривой прут, вырвала со старых рваных трусьев резинку привязала с двух концов прута, стянув их как можно туже, стрела мастером-бабулей тут же были сделаны из кленовых веток. Санек был вооружен до зубов и лихо стрелял в стенку сарая. Я попросил дать мне пострелять, Санек уступил мне лук и две стрелы. За тем предложил ,чтоб я попросил свою бабушку сделать мне лук. Я стремглав кинулся домой к своей бабе Мани.
- Баба Маня, сделай мне лук как Сашкина бабушка сделала ему!
- Да я , не зумею, давай я тебе сделаю прач
 И она шустро принелась готовить мне оружие, которое в старину применяли в бою  засшитники страны, так пояснила мне моя бабушка. От старых сапог отрезала кусочек  кожи, вырезала на нём ушки. Ушки тот час были проколоты шилом. И все с таких же старых и равных трусов от которых осталась резинка, продернула концы резинки в отверстие ушек завязала. И продемонстрировала,как нужно пользоваться этим оружием
Бабушкину науку по стрельбе я уразумил с ходу, и вприпрыжку с новым вооружением отправился к Сашке. Моё боевое оружие заинтересовало друга и мы меняясь своими орудиями обстреливали Санькин сарай.
-Да, детство - оно само янтересно,не думашь ни о жисти ни о смерти. Играшь, забава люба и все хорошо. Было в войну, голодно да тягостно, особливо зимой, а до лета дожил ужо с голоду не помрешь, туточке на подножном корме и сытно и весело. В войну, да и сразочку после войны ох как лишенько деткам було. А как только окрепла Страна послы войны, детки робить не стали одни играша и стали. Вот женщинам прошедшим все лихолетье до сих пор страх береть за деток ,не босы ли не раздеты. Обсобливо их наряды беспокоят матерей. Мы то раньши по бедности в рванье ходили, а теперша то все по моде. Жили у нас на деревне три сестры, с военных летов. Мужик в то время один на всех женшин бул,вот и грели его не одна, а хороводом. Вот и нарожавши дитев безотцовщину. Родила себе одна из сестёр сыночка. Нарекли его Павлом. Вскоре все таки Марии нашолся мужичек и выхОдя вона замуж. Родила ще двух, а Павлик как бы лишним стал,вот и убегал он к тете Любе жить. Так и вырос бострюк среди теток
 Парень оказался смышлен,закончил школу, в янститут поступил, в прохуратуре и робил. Пока была жива мать приезжал и к матери и к тётке. А ушла мама в мир иной, так и не забыват тетю Любу, наведатся. Приедя в гостю на своей машине в летню времю, побудя и назад сбиратся. Приедя то в коротких штанишках и тухли все в дырках, то едя штанишки коротки, да обремканы и на коленях заплатки. Смотря баба Люба на него и горько вздыхая. Един раз приеховши на день рожденю к тётке, навезли ей всяку гостиницу. Опять взглянула тётя Люба на Павловы босы ноги и равны штанишки ,горестно вздохнула. На утря, колысь гости домой избирались, подходя тётя Люба к Павлу и говоря:
-Кой год, Павлуша, ко мне приезжашь, смотрю я на тебя, доброй то одеженки у тебя нетути. Видно бедно ты живёшь. Ни штанов у тебя, ни костюму, ходишь, как оборвыш, в рванье. Так вот, возьми-ка ты, Павлуша, могло деда костюм,он ещё новенький почитай, да сапоги кирзачи, што в совхозе ему дали. Да ты не бойсь новы они, не успел радимый их и разучки обуть, а ты ш бедняга в дырных тапках ходишь, рубаха ет ,што на тебе, поглянь вся молью побита , чай муку на ней тока сееть, аль молока процедить, ще пойдёт, носить таку не моги, стыдобушка да и токмо. Ох-хо-хо сиротинка ты моя, бедната наша вечна. Чем могу тем помогну. Собрала я туточки все что от деда осталось, носи на здоровьюшко.
-Тетя Люба да есть у меня все, не надо.
-Да ты не стесняйся, не обижай тетку, я ж от доброты душевной, задарма все отдаю,бери. Не то ведь и обижусь. Посмотрел Павел на свою старенькую тетку, а она бедняга чуть не плачет. "Ох, ведь впрямь расплачется, коль подарки не возьму". Взял он те подарки, обнял свою старенькую тетушку, да и сам бедолага прослезивши. С болью в сердце отнял ее от груди своей, а в голове вмиг нахлынули воспоминания о далёком послевоенном босоногом детстве. Так и расстались, думая каждый о своём. Тётя Люба, довольная собой, что наконец-то приодела любимого племяша, Павел с мыслями о том, что приоденет теперь какого-нибудь бомжа и тот согрется в теткиных подарках. Так или иначе они сослужат добру.
Хотя рассказанное было с  юмором, смеяться как-то никто не смог. Все сидели, всерьёз задумавшись об услышанном. Как-то тихонько, как бы боясь нарушить тишину, заговорила одна из посидельщиць
- Вот жисть, так жисть, о чем бы не заговорил, все к нужде военных лет сведет. Лихоманка ее забей, енту войну. И што люди таки озверевши? Богато живешь, аль бедно, всё одно умрёшь - ничего с собой не заберешь. Ан нет, воюють за богатству. Все, бабы, шабаш! По домам, а то и мы как тот Павел, чего доброгу в слезу вдаримся. До победного маю на завалинке















 


Рецензии