Женщины, кони и пони

     Кони вроде бы слегка подсмеивались над нами. Было в них что-то ироническое и несерьезное по отношению к двум зрителям, оставшимся после представления в пустой чаше цирка. Один к тому же, все время щелкал затвором фотоаппарата. И на хозяйку свою Ангелину Карпову они тоже посматривали снисходительно. Знаем, мол, хочешь, чтобы мы выглядели красивыми и сама стараешься  удивить поворотом головы, осанкой. Мы-то уж не подведем…

     И чуть не сказала: «Покачивая перьями на шляпе». Покачивая султанами на гордых головах, они охотно выстраивались в ряд, поднимались на дыбы, стремительно перебирая передними копытами по барьеру, неслись вокруг Ангелины. И в озорном блеске темных глаз явно чувствовалось: они понимают, что это не работа, не репетиция, а игра. В каждом движении ощущалось благородство породы и воспитания, соответствующее громким именам, ставших символом рыцарского отношения  к женщине. Даже если она стоит на арене с длинным хлыстом. Атос, Портос, Арамис…

     И ведь номер подкупает  элегантной легкостью, которая венчает годы труда,  взаимопониманием,  родившимся в деятельности и заботе. Вот на арену  стремительно вбегает Портос, на нем женщина, красивая, стройная, гибкая. Каскад отчаянных упражнений, когда человек и животное превращается в одно целое, фиксируемое долями секунды стремительной скоростью, опасной гранью риска и мастерства. Потом во время съемки Портос вдруг положит свою прекрасную голову на плечо дрессировщицы, будто признавая ее власть и свою покорность. Ангелина, смеясь, рассказывала, как Портосу не понравились белые перья, которыми она украсила прическу. Он нервничал и даже чихал от раздражения. Теперь, похоже, простил хозяйке ее наряд. Кстати, очень недоверчивы ко всему новому: и к костюму дрессировщицы, и к своей новой сбруе, и к новой мелодии. Так что каждый фрагмент выступления – это сложная дорога к пониманию друг друга. Причем дорога эта полна разных неожиданностей: кони отзывчивы на ласку и чувствительны к обиде, ревнивы и самолюбивы. Вот один из коней Ангелины Маэстро выполняет команды, но все-таки стремится к некой обособленности. Среди орловских рысаков он единственный русский рысак. У него несколько другой темперамент, иные повадки, он не хочет сливаться со всем «коллективом». Требует индивидуального подхода. Впрочем, и дрессировщик должен быть незаурядной личностью: ему нужна сила и воля, доброта и справедливость. Коня не обманешь. Ангелине для сегодняшней работы требуется все, чему научила жизнь. Она танцевала на льду,  занималась гимнастикой, первые навыки цирковых профессий приобрела от отца,  потом окончила училище с отличием по специальности «танцы на проволоке». Изящна и опасна женская работа в цирке. А несколько лет назад по стечению обстоятельств получила в руки очень мужской номер – группу лошадей знаменитой цирковой династии Кострюковых. Сейчас она одна из таких женщин – руководителей  таких номеров.

     Впрочем, есть мнение, что женщине кони подчиняются охотнее даже,чем мужчине. Мягкая манера дрессировки, может быть, больше импонирует гордой натуре коня, которому цирковая арена обязана своим диаметром. Рысаки Ангелины, к примеру, с явной радостью бегут на арену: им нравится ощущение собственной силы и красоты, одобрение хозяйки, аплодисменты зрителей. А в конюшне Карповой, кроме белоснежных красавцев, есть еще целая компания пони.

     -  С ними  труднее, чем с рысаками, уверяет дрессировщица. – Они упрямее, хуже соображают, больше рассчитывают на механическое запоминание, неожиданная импровизация может поставить их в тупик.

     На  арене они появляются как-то незаметно. Вдруг в цепочке коней возникают маленькие смешные лошадки, старательно подражающие более крупным собратьям. И все это с веселым чувством юмора, с иронией. Вот, например, по сценарию, один из пони садится посредине арены и ни за что не соглашается встать: отрицательно качает головой, отворачивается от дрессировщицы, кажется, хитро подмигивает умирающим от смеха зрителям. Пока не получает лакомый кусочек…

     На арену вылетает Кардинал, в серых яблоках рысак. В нем столько энергии,  это он, всеми четырьмя копытами тормозя, прокатывается до барьера. И снова хоровод красивых и сильных животных – символ наступившего года. Глядишь на них и укрепляешься в надежде, что должен этот  символ принести вам добро и радость.

     Красивая женщина легким движением хлыста меняет ритм движения на арене, сама движется как в танце. Все непринужденно и легко. Возле барьера вторая молодая женщина – берейтор Валентина Осипова. Они вдвоем правят здесь бал. И многое другое, что составляет сложный мир конюшни: лечат животных,  придумывают для них сбрую, держат в порядке фургоны и оборудование, чтобы без лишних проволочек снова отправиться в путь. Они и к нам приехали ненадолго. Уедут, а память о себе оставят.

     На снимке Ангелина Карпова и ее кони.

     Фото А. Скворцова

     Северный рабочий, 6 февраля, 1990 г.


Рецензии