Бабушка

                Людмиле Михайловне


    ... Как давно всё это было... Детство... Самое незабываемое время каждого человека! Каким бы оно ни было, но от него "отталкивалось" будущее: мечты, надежды, планы... Каждый ребёнок умел и умеет фантазировать: будущее всегда представлялось необыкновенным, в котором взрослая жизнь самая выдающаяся, красивая и героическая...
    Да, и я так всё себе рисовала. К счастью, моя жизнь, действительно, сложилась неплохо: фантазировать я и сейчас не перестаю (это здорово помогает в жизни), очень люблю рисовать, серьёзно занимаюсь поэзией, обрела настоящую любовь на всю жизнь, у меня хорошая семья, много друзей... Это ли не счастье?! Именно, - счастье!
...Очень многое зависит от того, - кто рядом с тобой изначально на жизненном пути, с кем познаёшь радость и неудачи, как относишься к разным моментам в жизни...
    Большую часть своего детства я провела с бабушкой и тётей (младшей маминой сестрой, которая всегда была и есть теперь, - как вторая мама, хотя старше меня всего на 13 лет), - в Тверской области, в городе Торжке и в пригороде Торжка, - посёлке "Первое мая", в родительском доме бабушки.
    Мы с мамой жили в Москве. Мама всегда очень много работала, поэтому летом и даже дольше я жила у бабушки. Она старалась приезжать к нам чаще, - насколько могла, и привозила подарки и гостинца.
Мне нравилось быть у бабушки и тёти. Для меня с ними было всё интересно и загадочно в окружающем мире, если ещё и фантазия помогает. В раннем детстве я очень часто болела, поэтому бабушка оставляла меня у себя не только на лето, но и в первый класс я пошла у неё. Это было интересное время.
    В любом детстве, где есть бабушки, время проходило по-особенному, - потому что бабушки умеют ладить с внуками и находить с ними общий язык. Да просто они их любят, наверное, чуть больше, чем своих взрослых детей.
У моей бабушки было 9 внучат (вместе со мной), но не все проводили лето у неё...
Я же, - почти всё время была с ней и тётей, иногда - в самом городе Торжке, где жили бабушка и дедушка, и моя младшая любимая тётя.
    Бабушка, Людмила Михайловна, была человеком своеобразным и интересным (на мой взгляд), - во многих отношениях. Возможно так считают все любящие внуки, но я так считала, исходя из её биографии и характера. Родившись в начале 20-го века (1901г.), бабушка в юности закончила гимназию и стала учителем в начальных классах. Как она интересно рассказывала о времени учёбы в гимназии, особенно, - о "классных дамах", т.е. - о руководительницах,- высоких, строгих, затянутых в корсеты с моноклями и лорнетами!!! Она вообще умела рассказывать...
    В те времена не каждый мог учиться в гимназиях: дело в том, что её отец был, по-моему, Дорожным Мастером на железной дороге. А тогда это значило, - большой начальник! Практически, до самой Великой Отечественной Войны она преподавала в сельской школе...
    Война изменила жизнь многих, в т.ч. и жизнь бабушкиной семьи. Она пошла работать на железную дорогу стрелочницей. Лихо приходилось на железной дороге во время бомбёжек, когда нужно было не один раз и быстро переводить стрелки. Железные дороги тогда бомбили с особым усердием, - по ним проходили военные эшелоны и стратегические грузы. Она однажды рассказала, как её чуть не убило осколками от постоянно рвущихся снарядов: переведя стрелку, она бежала к своему посту в домик стрелочника, а за ней по пятам рвались снаряды, догоняя её. Она едва успела вбежать в сторожку и упасть на пол, как за дверями опять рвануло и всюду зазвенели осколки. Лёжа на полу, бабушка почувствовала на бедре что-то щиплющее и тёплое, - это "царапнул" небольшой осколок, к счастью, не глубоко. Как
она потом говорила, что её спасла плотная шерстяная юбка...
    По своей натуре она была смелым, решительным человеком. Всегда могла сказать правду в лицо и отстоять её. Я гордилась ею и восхищалась, хотя не всё знала, что она отстаивала. Я чувствовала её правоту, потому что делала она это очень убедительно. Мне нравилось слушать её рассказы из жизни.
Впечатляюще звучали её рассказы, как в довоенные годы коллективизации и в самом начале войны в сельской местности проявляли себя "кулаки", где она была учителем и у неё в доме "на постое" жил милиционер. Они всё время к ней "присматривались".
    И вот однажды, не зная о том, что милиционер накануне съехал с квартиры и уехал в город, они ворвались в дом с обрезами и всё "перевернули" в поисках "легавого". Убедившись в том, что он уехал, злобно её предупредили: "Смотри, учителка, коли соврала! Сегодня тебе повезло!". У неё на руках была маленькая, ещё грудная, дочка (это была будущая, моя любимая тётя). Бабушка едва её не уронила, когда они ушли...
Я ей сказала с восторгом:"Бабуля, какая ты смелая, ну прямо - героиня тогда была!!!". Она с улыбкой ответила:"Да... Героиня, - скажешь тоже, чуть было "грех" со страху не случился...". А сколько раз они её "встречали" по дороге из школы домой и припугивали! Конечно же, ей, наверное, было и страшно, но виду старалась не показывать. Она любила свою работу и своих учеников...
    Спустя многие годы она встречала уже взрослых учеников, которых узнавала сама, которые узнавали её. Какие это были приятные воспоминания для обеих сторон!
Должна всё-таки заметить, что у нас с бабушкой были не просто отношения "бабушки и внучки", а более тёплые, дружеские отношения, можно сказать, - привязанность. Говоря о ней, передо мной возникает её добрый, лучистый, тёплый взгляд с лучиками - морщинками возле глаз от открытой улыбки. Всё, что я ни говорила или ни делала, воспринималось ею как больше, чем правильно или отлично. Мы с ней могли говорить о чём угодно и долго. Она меня научила перед школой буквам. Мы много и часто писали вместе: любили писать поздравительные открытки, она разлинует в открытке чистое поле, а потом диктует мне буквы в словах. После вслух проговаривали эти слова в предложениях.
    Несмотря на свой возраст, бабушка была "лёгкой на ногу", - могла много и легко ходить. Бывало, - возьмёт меня за руку и мы вместе лёгким шагом весь город обойдём "по бабушкиным делам" без транспорта, где-то посидим и перекусим, потом опять продолжаем путь. Вечером приходили довольные, но не очень усталые. Главное - сделали дело. Поскольку бабушка была образованным человеком (так считалось педагогическое образование), то к ней часто обращались составить тот или иной документ и походотайствовать по нему. У неё был красивый крупный почерк, и любой документ, написанный ею, выглядел очень внушительно. Вот по таким делам мы часто ходили. Я всегда считала, что мы с бабушкой делаем ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ ДЕЛА!
    Как-то, вспоминая из своей молодости интересный момент, она вдруг сказала: "... А меня даже в комсомол не приняли из-за того, что я была гимназисткой, считая, что моя семья зажиточная (т.е. чуть ли - не "кулаки"). Хотя у нас в доме никогда не было наёмных работников. В доме всё делали сами, отец работал на железной дороге с утра до вечера. Его уважали в округе на много километров, знали его справедливое отношение к людям. Он старался обеспечивать семью, как только мог. В доме всегда был порядок." Меня тогда очень удивил этот рассказ, - я считала, что кто-кто, а моя бабушка достойна была звания комсомолки...
    Да, сложные времена достались на долю бабушки, мамы и многих моих очень близких людей. Поэтому они были,  есть и всегда будут НАСТОЯЩИМИ людьми.
    Удивительно, как точно и много я помню из времени Детства и Юности! Это потому, что ОТТУДА исходит СВЕТ бабушкиной доброй улыбки, звучит тихий и мягкий её голос, я ощущаю прикосновение её натруженной, тёплой руки и касание её бархатистой с морщинками щеки... Я помню столько подробностей и мелочей из того времени, которые согревают душу счастьем! Чётко помню однажды сказанную бабушке фразу, наполненную огромной любовью: "Бабуля, я прошу тебя, - никогда не умирай, потому что я не смогу без тебя жить!". Сказав это, я уткнулась лицом в её грудь и обняла. Потом подняла лицо и вопросительно посмотрела на неё: в её добрых глазах блеснули слезинки, а на лице была слегка грустная улыбка...
    Спустя уже много лет, как она ушла, я долго ощущала какую-то пустоту, но поняла, что, оказывается, смогу и должна жить, потому что нужно нести подаренный в Детстве СВЕТ и дарить его другим. 

                Фото из инета


Рецензии
Хороший рассказ о хорошей бабушке.

Петр Панасейко   07.05.2016 13:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Пётр!!! С НАСТУПАЮЩИМ ПРАЗДНИКОМ!!! ЗДОРОВЬЯ, РАДОСТИ, МИРА!!!

Валентина Свиридова   08.05.2016 18:26   Заявить о нарушении