Полоса препятствий

      
          АРМЕЙСКАЯ ДРУЖЬА

      Много значит армейская дружба.Буквально в первые же дни познакомился с замечательным парнем.

     - Ты из солнечного Ташкента? Я из города красивых невест- Краснодара.

     Звали его Юра Мамчур. Перед призывом  он окончил факультет физического воспитания педагогического института. У нас было много общего. Юра больше меня знал о нашей армейской жизни. У него был хороший источник информации.И мне по секрету сообщил:

   - Кто-то из нас, имеющих высшее образование, будут выбраны вожатыми для работы во Всесоюзном пионерском лагере «Артек». Может и нам фортуна улыбнется.

    - Кто знает?

     Я был реалистом и хорошо понимал,что "пятая графа" просто-напросто перекроет  мой выход к чудесным берегам и волнам Черного моря,к интересным и увлекательным походам и искрящим пионерским кострам, к офигенной работе с детьми.

      Юра все это время отлично видел, как "заботливо" и "вежливо", прямо-таки  по Уставу, относился ко мне младший сержант Пучков.

    -У нас на Кубани говорят,что терпи, казак, атаманом будешь,-шутил он.

     Шутить было легче. Что мне оставалось делать?

     Одним из первых он и поздравил с присвоением звания младшего сержанта.

    - Видишь,так и получилось. Терпенье и труд–все перетрут. Вот ты и стал атаманом- командиром отделения.

     Вскоре в наши будни вошло сначала теоретическое понятие,а потом уже появилась настоящая полоса препятствий.

     Как –то мой друг улыбнулся и произнес:

    -Расскажи своим землякам о сложных моментах в боевой и физической подготовке в других странах.И библиотеке вчера читал и, если бы у меня были волосы, как до армии,то они встали бы дыбом.

     Тут я узрел важный момент. Можно было и попробывать.Мол,там так тяжело, хоть умри,а у нас-в сто раз легче.

      В моем отделении служили солдаты почти все родом из узбекских кишлаков – деревень.Будучи студентом ташкентского вуза, все первые семестры не мог учиться в институте:всех студентов и преподавателей отправляли на сбор хлопка.Если не хочешь  собирать –тебя отчислят,как несознательного.Плохо,мол,знаешь политику партии и правительства. Но однажды началась мощная аллергия. Пошел к врачу. Определили,что у меня аллергия... на хлопок. Больше меня  не направляли на сельскохозяйственные работы.

      Кто был, тот не забудет, кто не был, не поймет,
      Когда страда хлопковая по всей стране идет.
      Девизы =Все для хлопка= и лозунги кругом,
      А сводки полевые, их слушает весь дом.

      Сентябрь наступает, учиться всем пора,
      Декада пролетает и вот оно... Ура!!!
      На хлопок всем готовиться, приказ из гороно!
      С восьмого по десятый, студенты там давно...
      А.Ястребов.

      Что тут говорить о школьниках из сельской местности? Они,фактически, не учились. Весной и осенью в поле заняты прополкой, а осенью- сбором хлопка.

      Да,о каком образование можно говорить? Писалось семь классов, а на деле...Да и с русском языком была проблема. Он в этой обстановке просто был никому не нужен.Когда было время его учить? Что уж говорить об уроках физкультуры.

      Зато эти ребята были преданные.Уважали старших по возрасту, командиров любого ранга.Это было национальной традицией,домашним воспитанием. Старались во всем. Солдаты хорошо понимали,что им надо больше времени,чтобы набраться опыта,чем другим. Я и старался в этом помочь и оградить от системы «солдатской находчивости»,которая так замечательно процветала.

      Пишу эти строчки и вспоминаю свой второй день в армии.Меня передали в руки молодого лейтенанта.

    - Будем работать вместе,-сказал он.-Надо ликвидировать паутину в казарме.

      Спрашиваю,мол, где взять метлу и лестницу,потолки-то очень высокие.

      Он спокойно отвечает:

    - Этот вопрос можешь задать своей маме.Иди и найди.Где твоя солдатская находчивость? В армии нянек не бывает.

      Как-то в длинные зимние вечера,когда в свободное время можно было посидеть у печки и погреться,мы любили поговорить о доме,о родителях,о сложностях новой для нас жизни.

       Как-то один из земляков по секрету поведал мне о том.что его очень волновало.

     - Рыжий из соседнего отделения попросил дать ему щетку и сапожную мазь почистить сапоги. Дал,конечно,я не жадный. Когда же я попросил у него щетку и зубную пасту почистить зубы,он мне отказал.Вот он жадный!

      Пришлось  рассказать cолдату,что такое  личная гигиена, чем можно делиться,а чем - нельзя.

      ПРЯЖКА,БЛЯХА И ...

      Однажды заместитель командира полка, подполковник Зампахидзе подошел к нам и сказал:

   -  Нечего тут по вечерам байки точить.Лучше, младший сержант,ты же был учителем, учи своих  земляков русскому языку. Будет польза.Завтра вечером приду проверю.
    
    - Был учителем физкультуры,- доложил.

    - Какая разница. Учитель- есть учитель.

      Идея была хорошая.Правда, время и место были, мягко говоря, не очень удачными.Позади у каждого из нас был напряженный армейский день.Да,и отбой уже скоро.Но приказ –есть приказ.Приказы в армии не обсуждаются.

      Стал учить так,чтобы мои уроки больше были похожи на уроки знаменитого клоуна из ташкентского цирка Акрама Юсупова. С улыбкой лучше отходить ко сну. Правда,это был антипедагогический метод обучения.

    - Вот, на ремне металлическая бляха,- говорю.-Запомнили? Но не путайте с плохим словом бля... Это очень нехорошее русское слово.

      Подполковник пришел проверить,насколько за сутки стал лучше русский язык у войнов-узбеков, и на сколько вырос словарный запас.

    - Рядовой  Ниязов,-спросил он,-как по-русски называется эта металлическая вещь на вашем ремне?

       Солдат долго думал, видел по его глазам,что он старался не ошибиться,выбирая правильное слово. И друг выпалил,смотря мне в глаза:

    -  Бля...

    - Сколько раз вам,рядовой Ниязов,- сказал я,- говорить,что это скверное русское слово и его никогда произносить не надо.

    - Бляха,- тут же исправился он.

      Подполковник понял,что он выбрал не совсем удачное время для изучения языка Суворова и Кутузова.

       ЧП НА 200-МЕТРОВОЙ ПОЛОСЕ

       Но вернемся к полосе препятствий. Взял в библиотеке журналы о зарубежных  армиях и вечером у нашей печки стал землякам рассказывать:

      -Тайваньские морские пехотинцы обязаны проходить серьёзное испытание:им приходится преодолевать,так называемую,«Дорогу к небесам». По сути, это полоса препятствий 5-метровая дорожка из острых камней. И солдатам приходится ползти по ней на животе! В Иордании военные помещаются в сверхреалистичные боевые условия. Им фактически приходится бегать по пустым улицам города, искусственно отделённого от остального мира. Из года в год в январе лучшие южнокорейские солдаты отправляются в ледяное царство Пхёнчхана и ,несмотря на сильные морозы, их заставляют оголяться до пояса. В таком виде им приходится бегать марафоны, преодолевать полосу препятствия.
 
     - Командир, человек такое не может выдержать,-сказал рядовой Турдыбаев.
 
     - Я бы там уже умер,-произнес солдат Джумабаев.

     - Для меня эта была бы настоящая дорога к небесам,- добавил с юмором рядовой Касымов.

       Утром у нас уже был настоящий разговор.

       -На полосе препятствий вырабатываются выносливость, ловкость и быстрота реакции.– Я старался как можно доходчивей рассказать, тем более полоса препятствий была видна из окна нашей казармы.-Теперь у нас начнутся практические занятия. Я регулярно тренировался.До армии окончил факультет физического воспитания.Выступал за волейбольную  команду гарнизона,был членом сборной по легкой атлетике. Так что мог показать и научить солдата,когда касалось физической и боевой подготовки. Мой метод был стар, как мир-делай, как я. Отделение  много тренировалось и  было готово к проверке.

       Однажды утром командир роты капитан Яковлев сообщил:

       -Сегодня проводим соревнования среди взводов и отделений на лучшее время по преодолению полосы препятствий.
 
       Случилось так,что на половине 200- метровой полосы препятствий,мой штык, который примыкал к стволу автомата,когда я полз по-пластунски, каким-то образом отстегнулся и поцарапал мне лоб. Пошла кровь.Что делать? Уйти с полосы или продолжить? В голове быстро все прокручивалось.Решил так,что до конца осталось не так много и хуже уже не будет. Я увеличил скорость. Вот уже финальный  прыжок в траншею.
 
        К финишу б нам добраться.
        Выдохнув: «Ничего.
        Жизнь - полоса препятствий.
        Только-то и всего».
        C.Жуков
 
     - Отличный результат,-слышу голоса.

       Тут  уж и военный фельшер прибежал . Перевязал голову.

       И боевой листок успели выпустить-равняться на младшего сержанта Гольдина.

       Рядовой Турдыбаев подошел ко мне:

     - Командир, болит голова? Мы все будем стараться.-Заверил он.- Ведь эта полоса не такая страшная, как там в капиталистических армиях.

       Дошло до солдат.

       Однажды  мы с Юрой попали в дурацкое положение.Не зря говорят: в первый раз в первый класс. В Доме офицеров была  встреча с Героями Советского Союза. Помню,идет навстречу молодой лейтенант, командир соседнего взвода. Мы руку поднесли к голове,как учили приветствовать старших по званию.

        Но вдруг слышим:

      - К пустой голове руку не прикладывают.

        Стало  как-то неловко.

       -Честь отдают,когда есть головной убор,- сказал офицер.

        Может быть эта традиция пошла от поднятой к шлему руки, чтобы разглядеть приближающегося противника? Как бы там ни было, армия всегда была местом традиций.

        Вскоре Юра Мамчур уехал вожатым во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек».
Я подумал,что судьба снова нас сведет к концу второго года.Военнослужащим срочной службы с высшим образованием разрешалась сдача экзаменов экстерном за полный курс военного училища.Но нет. На экзаменах его не было. Расстались,к сожалению,навсегда.
 
      Когда же дембель наступает,
      Пускай пройдёт немало лет,
      Друзей армейских вспоминаем,
      Армейской дружбы крепче нет!
      В.Крякин


      На снимках: 1. Младший сержант - командир отделения. 2. Сборная команда по волейболу нашей войсковой части( Майкоп).  3.Призер соревнований по прыжкам в высоту.


Рецензии
Дорогой Борис Яковлевич!! Мне всегда так нравится Ваш замечательный юмор!!
"Юра все это время отлично видел, как "заботливо" относился ко мне младший сержант Пучков.

-У нас на Кубани говорят,что терпи, казак, атаманом будешь,-шутил он.

Шутить было легче."-просто блестяще!
Вы замечательно пишете,Борис Яковлевич!Сдержанно,но очень ярко!И за Вашу кровоточившую голову заставили переживать!Хорошо передан сам боевой дух Армии.И трудно ,и здорово!Одним словом-настоящая армейская жизнь.И я проживаю ее вместе с Вами!
С огромным уважением

Елена Пытьева   14.04.2016 19:20     Заявить о нарушении
Добрый день!
Спасибо, дорогая Лена!
Доброго и хорошего дня!
С теплом и улыбкой,

Борис Гольдин   14.04.2016 21:29   Заявить о нарушении
Борис, добрый день! Закончил Ваш цикл про армейскую службу. Вспомнил еще разочек и свою. Конечно, много общего. Но одно дело новобранец после школы, другое - после института. К дипломированным солдатикам в разным местах и отношение было разное. В спортбате со мной службу проходили несколько таких бойцов-спортсменов. Проблем не было. А вот мой коллега по НИИ Валентин рассказывал, что после окончания института его сокурсников разметало по разным частям. Сам он напросился в стройбат (деньги зарабатывать) и практически сразу получил младшего сержанта, стал отделенным, а потом и помкомвзвода. У начальства особого выбора не было. Большинство строителей имели за плечами "сроки". Остался в целом доволен. А некоторые из его однокурсников жаловались, что деды. сержанты да и офицеры их постоянно задевали, оскорбляли, особенно доставалось москвичам. Желаю успехов, Е.М.

Евгений Борисович Мясин   19.04.2016 12:25   Заявить о нарушении
Спасибо за внимание! Армия - есть армия. С уважением.

Борис Гольдин   19.04.2016 19:38   Заявить о нарушении