Легенды Востока о Шамбале - 6

                Составитель  СТЕПАН  СТУЛЬГИНСКИЙ

                ЛЕГЕНДЫ ВОСТОКА О ШАМБАЛЕ – 6


                ПОДВИГ РЕРИХОВ В ДВАДЦАТОМ СТОЛЕТИИ

    Итак, как сказано выше, в конце XIX столетия русская женщина Е.П. Блаватская принесла Миру весть о Шамбале и Махатмах, познакомила Запад с древними философскими учениями Востока. Все это имело влияние на значительную часть русской интеллигенции, в том числе и на художника Николая Константиновича Рериха.

   Николай Константинович родился в Петербурге в 1874 году, окончил Академию художеств в 1897 году, с 1909 года — академик. С 1906 года — директор школы Общества поощрения художеств. В дальнейшем он не только всемирно известный художник, но и общественный деятель, водитель мировой Культуры, поэт и писатель, философ и ученый, путешественник.

   О жизни и деятельности Рериха, о его искусстве, картинах написали монографии и книги следующие авторы: Дмитриева, 1959 г.; Князева, 1963 г. и 1968 г.; Юферова и Лукашов, 1970 г.; Беликов и Князева, 1972 г.; Полякова, 1973 г.; Алехин, 1973 г.; Сидоров («На вершинах»), 1977 г. и 1983 г. Кроме того, сборник статей «Жизнь и творчество Рериха», 1978 г.; Рериховские чтения, 1980 г. и 1985 г. и так далее.

   Рерих заинтересовывается древнеиндийской философией, изучает ее, в ней он ищет удовлетворительные ответы на основные вопросы Бытия. Он проявляет большой интерес к движению «Миссия Рамакришны», возникшему в 1897 году по инициативе Свами Вивекананды (1863-1902 гг.), индийского мыслителя-гуманиста и общественного деятеля. Интерес к Востоку разделяет и супруга Николая Константиновича — Елена Ивановна. Она также увлекается трудами Рамакришны, Вивекананды, Рабиндраната Тагора и древнеиндийской философией.

   Рерихов привлекает, в первую очередь, жизнеспособное начало Востока, те великие образы, постановки и решения философских вопросов, которые, без сомнения, имеют великую ценность и для нашего времени. У них складывается твердое убеждение, что их личный долг перед обществом заключается в сближении духовного наследия Востока с научными открытиями и прогрессивными социальными учениями.

   Особенно Рерихов заинтересовывают и воодушевляют сведения о таинственной Шамбале — Стране, где живут Мудрецы Мира — Махатмы. Рерих думает: «Разве легенды не есть гирлянда лучших цветов? О малом, о незначительном и жалком человечество не слагает легенд. Во всяком случае, каждая легенда содержит нечто необычное. Да, легенды не отвлеченность, но сама реальность». И потому Рерихи верят в реальность Шамбалы. И почему бы им не верить, если они слышат Зов оттуда… «Из глубин Азии доносится звенящая струна священного Зова: «Калагия!» Это значит: «Приди в Шамбалу!», — записывает Рерих. И еще в дневнике: «Делаю земной поклон Учителям Индии. Они внесли в хаос нашей жизни истинное творчество. Они подали нам Зов. Спокойный, убедительный, мудрый».

   Рерихи приняли Зов. Они возымели заветную мечту — добраться до далекой загадочной Страны, где живут Мудрецы человечества. Предприняли шаги по организации научно-художественной экспедиции в страныВостока, в Центральную Азию — в Индию и Тибет. Но эти планы полностью расстроила начавшаяся в 1914 году война.

   В 1916 году Рерих по состоянию здоровья переехал с семьей в Карелию. В 1918 году он посетил Петроград в связи с реорганизацией работы школы Общества поощрения художеств, а затем оказался в Финляндии, отрезанным от Родины.
   С Финляндии начались многолетние скитания семьи Рерихов. В 1919 году устраиваются выставки картин в Швеции и Норвегии, затем в Дании и Англии, в последней происходит встреча с Тагором. С 1920 году — выставки и художественно-просветительная деятельность в США: организация Союза художников, затем Института объединенных искусств, наконец, Международного художественного центра. В 1923 году в Нью-Йорке открывается Музей произведений Рериха. Мир преклоняется перед ним.

   Все время в первоочередные планы Рерихов входит поездка на Восток, в которой они видят свой долг перед Родиной. В Америке Рерихи приступают к организации своей экспедиции. В 1923 году они уезжают в Индию. В 1925 году они отправляются на север: Николай Константинович, Елена Ивановна и старший сын — Юрий.

   Началась знаменитая Рериховская Центрально-Азиатская экспедиция. Десятки лет Рерихи готовились к ней. И не просто готовились, но приготовляли себя, словно древние жрецы к встрече с божеством. «Целью поездки было проникнуть в таинственные области Азии, в тайны философии и культуры безбрежного материка», — писал Рерих. Стремлением Рерихов было принести в дар своей Родине драгоценные тысячелетние накопления восточной мудрости.

   Экспедиция следует в Ладак, Тибет, Западный Китай*. Где-то на пути — место не уточняется, что вполне понятно, — Рерихи посетили заповедную Страну Махатм — легендарную Шамбалу. И здесь «все догадки получили основу, все сказки стали былью». В записях Рериха можно найти сообщения о беседах с Махатмами. Информация о беседах крайне скупа, но сам факт этих встреч Рерих не отрицает.

   Махатмы поведали Рерихам, что грядет Эпоха Шамбалы — Новая Эра могучих энергий и возможностей. «Близко время, когда новые энергии, ближе всего энергии Агни — Космического Огня — придут и создадут новые условия жизни. Эпоха Шамбалы наступит стремительно».

   Закончив экспедицию, семья Рерихов поселилась в Индии, в Западных Гималаях — в древней долине Кулу. Здесь они организовали научно-исследовательский институт «Урусвати» для научной обработки собранных материалов и для изучения Востока. Экспедиция проходила по местам, неизвестным западной науке, и должна была преодолевать неимоверные трудности и опасности. Она была настоящим научным и человеческим Подвигом.

   После войны Рерихи не видят препятствий к возвращению на Родину и хлопочут о получении въездных документов. Упаковывают картины в ящики, готовят их к отправке в Москву. Но Рерихам при Сталине так и не было разрешено вернуться — виза на въезд не была выдана. Николай Константинович Рерих уходит с Земного Плана в 1947 году, так и не дождавшись разрешения. Не было выдано разрешение вернуться на Родину и жене художника — Елене Ивановне — она ждала его вплоть до окончания своих земных дней в 1955 году.

      Юрий Николаевич — выдающийся востоковед, замечательный знаток восточных языков. В 1957 году он возвратился из Индии на Родину с тем, чтобы остаться здесь и продолжать свою научную работу в Институте востоковедения АН СССР. Выполняя завещание отца, Юрий Николаевич передал в дар государству 418 картин художника.

   Проработав в Москве около трех лет, он ушел в 1960 году с Физического Плана.

   Младший сын, Святослав Николаевич, художник, жил в Индии. Первый раз посетив Советский Союз в 1960 г., он часто приезжал в Россию и устраивал здесь выставки своих картин. Святослав Николаевич окончил свой земной Путь в Индии в 1993 г.

   Учение Шамбалы «Агни-Йога», или «Живая Этика», было Дано Махатмами через супругу Николая Константиновича — Елену Ивановну Рерих, русскую женщину великого философского ума и чуткого материнского сердца. Ее Великий Подвиг состоял в том, что она приняла, применила на себе и записала это Учение, а также передала его фрагменты Миру в виде серии книг «Агни-Йога». Она вела широкую переписку с корреспондентами из многих стран Мира. Часть ее писем была издана в Риге в 1940 году в двух больших томах («Письма Елены Рерих», 1929-1938 гг.), в которых даны объяснения и дополнения к Учению, а также ответы на вопросы сотрудников и друзей-корреспондентов.

   Агни-Йога была воспринята путем телепатической связи — путем яснослышания и ясновидения, когда ученик ясно слышит голос Учителя и ясно видит облик Его. Между Учителем и учеником устанавливается нечто вроде радиосвязи — вернее, нечто вроде телеслышания и телевидения. Эта связь достигает большой отчетливости.

   «Она хранила озарение детства, что где-то живет Светлый Учитель. С детства своим сознанием она направлялась к подвигу сужденному. Укрепляясь внутренне, она получила видение, напутствующее на Подвиг. От первых пространственных искр через все Огни до Самадхи она оставила записи, которые лягут порогом Нового Мира. Быть Матерью Агни-Йоги было совсем не легко. Только со временем люди оценят всю самоотверженность, которая была необходима при провозвестии Огненной мощи» (Агни-Йога).

   Валентин Сидоров в журнале «Москва» (1982 г., № 8) писал:
   «О её жизни, поражающей воображение постоянным горением духа и сверхчеловеческим напряжением физических и внутренних сил, можно написать целую книгу. Я думаю, что со временем такая книга (и не одна!) будет написана. Главный жизненный и духовно-творческий подвиг Елены Ивановны заключается в том, что, общаясь с Махатмами, она сделала достоянием нашего времени Их Огненную Йогу (Агни-Йогу).

   Её трудолюбие было фантастическим. Ее письма составили два тома. Конечно, часть писем, да и в извлечениях. Если бы все, то получилось бы много томов.

   Но неопубликованного у Елены Ивановны гораздо больше, чем опубликованного. Святослав Николаевич мне говорил, что в его архивах хранится сто семьдесят работ Елены Ивановны. Сто семьдесят! Представляете, сколько ее трудов ждут своего урочного часа и сколько открытий — порой, быть может, самых неожиданных — они сулят людям».

   В апреле 1958 года в Москве открылась выставка картин Н.К. Рериха, которые привез из Индии его сын Юрий. Только с этого года начинают писать о Рерихе и в нашей печати. Характер первых публикаций — строго по схеме: хвалить за картины, хулить за философию, порицать за «идеализм» и «мистицизм». Заявляется, что его идеология наивна, что его философские концепции для нас неприемлемы, не объясняя, почему именно. Но затем образ Рериха-философа постепенно и осторожно расширялся…


                ОТ СТАРЫХ ЙОГ К АГНИ-ЙОГЕ.
                НАЧАЛО ОГНЕННОЙ ЭПОХИ.
                ИНДИЙСКИЕ ЙОГИ.

    Слово «йога» происходит от санскритского корня «юг», что значит соединять. Литовский корень «юнг» (соединять, ярмо) и русское слово «иго» — от того же корня. Первоначальное значение слова «йога» было очень близким значению слова ярмо. Глагольный корень «юг» означал: присоединиться к чему-нибудь, снаряжаться для какой-либо цели. Следовательно, в первом значении корень «юг» заключал в себе идею приготовления к тяжелой работе, точно так же, как обыкновенное европейское выражение «впрягаться во что-нибудь».

   Йога — это система морального самосовершенствования, являющаяся частью многих религиозно-философских концепций Индии. Первая цель тренировки, которой требует Йога, заключается в том, чтобы научить человека надлежащему подчинению Законам моральной и физической природы, так как Йога считает, что от этого подчинения зависит достижение морального и духовного совершенства.

   Если целью ставится развитие сверхнормальных психических сил, работа над собой в целях этого развития называется Йогой. То же слово употребляется для обозначения умственной тренировки, необходимой для достижения полного контроля над мыслями и чувствами, для достижения духовного совершенства.

   Существуют четыре основных Йоги: Карма-Йога, Джнана-Йога, Бхакти-Йога, Раджа-Йога. Об этих Йогах подробно рассказано в четырех книгах, написанных индийским философом С. Вивеканандой и изданных в 1914-1915 гг.; на русском языке они были изданы в России в дореволюционное время.

   Карма-Йога есть Путь активного действия. Тайна правильного труда, или правильной деятельности, которой учит Карма-Йога, заключается в том, чтобы работать ради работы, а не ради награды, результатов; делать, о плодах не заботясь, а просто ради того, чтобы достигнуть опыта и раскрыть свои силы и способности. Последователь этой Йоги совершенно не обращает внимания на успех или неуспех в своей жизни, он старается делать лучшее, что он может, старается вкладывать во все усилия столько энергии, сколько в нем есть.

   Джнана-Йога есть Путь знания, познавания — Путь мудрости. Незнание есть невежество, и оно есть источник всех других иллюзий эгоизма и привязанности к низшему «я» и к Миру форм. Но Джнана-Йога стремится освободить нас от сна невежества. Джнана-йог, непрерывно упражняя свои способности различать реальное и ложное и стремясь подняться выше всего относительного и условного, приходит к реализации абсолютной, неизменной, вечной Истины. Бхакти-Йога есть Путь любви. Слово «бхакти» значит благоговейное поклонение, преданность, любовь к Божественному Началу. Бхакти-Йога есть метод благоговейного отношения, при помощи которого достигается обращение души с Высшим, эмоциональное приобщение к Божеству.

   Раджа-Йога есть Путь развития духа, путь концентрации и медитации, то есть сосредоточения ума и упорных размышлений на высокие темы. Раджа-Йога обрисовывает процессы и методы, при помощи которых может быть развита сила сосредоточения, а также сила воли. Она ставит задачу научить человека владеть собой, полной дисциплине ума.

   Указанные выше четыре Йоги, тысячелетиями практикованные в Индии, уже теряют свой смысл, ибо для нашего времени они уже устарели. Принимая за основание определенное качество жизни, они оберегали человека от всей действительности. Теперь же нужна такая система, которая обняла бы сущность всей жизни.

   Необходимо упомянуть еще одну форму Йоги, наиболее популярную у нас и на Западе, но имеющую очень мало общего с настоящими Йогами. Это Хатха-Йога — система сложных физических и дыхательных упражнений. По существу Хатха-Йогу называть Йогой даже и не годится, так как, не ставя перед собой никакой высшей цели и ограничиваясь лишь физическими упражнениями, она не отвечает значению слова «Йога». Ее практикование, с целью добиться лучшего здоровья или «йогических сил», чаще всего дает противоположные результаты. Применение физических, и в особенности дыхательных упражнений, Хатха-Йоги нарушает гармоничную деятельность нервной системы и повреждает психику.

    В основе некоторых механических упражнений Хатха-Йоги лежит вызывание прилива крови к центрам мозга и раздражение их. Эти упражнения раздражают, кроме того, и другие легкораздражаемые нервные плексусы. Но эти усугубления отдельных центров, эти частичные усилия, как и все насильственные упражнения, ни к чему Высокому не приводят.

   Никакая пранаяма (дыхательные упражнения) не даст высоких следствий, ибо пранаяма, касаясь лишь внешнего человека, не может преобразить внутреннего, преображение которого есть цель всех истинных Учений. Никакими механическими упражнениями духовность не достигается.

   Более того, насильственные упражнения очень вредны. Раздражение нервных центров вызывает самые неожиданные результаты. Известны случаи, когда человек, став на голову, тут же терял зрение. От чрезмерного давления крови, вызываемого механическими упражнениями, происходят несчастья. При предрасположении к какому-либо органическому заболеванию оно может усилиться, например: при слабых легких часто развивается чахотка, при склонности к сексуальности может получиться половое извращение и тому подобное. Насильственные упражнения Хатха-Йоги вызывают, прежде всего, потерю нервного равновесия, затем приводят к идиотизму и сумасшествию.
 
_____________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 8 апреля 2016 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3


Рецензии