Такой день...

Сегодня, 7 апреля - день памяти моего любимого и дорогого папы. Вот уже сорок один год, как его нет рядом с нами. И ровно столько же лет, как мы вспоминаем и каждый год поминаем его…
Теперь, по разные стороны океана, мы, его дети, вспоминаем и его, и наши те далекие годы, когда он был с нами.
Это был необыкновенно светлый и добрый человек. Когда он возвращался домой, то все дети  выбегали из своих песочниц и неслись к нему навстречу с радостными криками: Дядя Коля, дядя Коля!
Для них у него всегда были в карманах  заготовленные конфеты, которые он брал из большой стеклянной вазы на ножке, неизменно стоявшей на буфете. Мелочь, которую он специально складывал в мешочек, а потом отдавал детишкам на петушки.
Кто не помнит эти сладкие, красного цвета и будто яркие стекляшки конфеты в виде петушка, иногда звездочек на деревянной палочке, что продавали у магазина старушки?!
Для каждого у моего папы было доброе слово, каждому он старался уделить внимание. Помню, как самых маленьких брал на руки, гладил по голове, а потом детишки всей гурьбой провожали папу до калитки.
Повзрослев, мы с братом частенько наблюдали из окна и смеялись, увидев идущего отца в окружении соседских ребятишек. Нам тогда было шестнадцать…Для нас он, конечно, был взрослым, если не сказать, что старый. Да и кому в таком возрасте собственные родители не кажутся если не старыми, то хотя бы пожилыми?! Мы не были исключением.
Папа ушел совсем молодым, не дожив даже до пятидесяти лет. Нелепая смерть в результате нападения молодых грабителей…
Не хочется писать какие-то эпитеты в их адрес. Одно слово – грабители. Те, кто ограбил нас, шестнадцатилетних детей, его будущих внуков, и всех тех, кто любил нашего отца…
Сорок шесть – разве это возраст? Сейчас, когда нам самим уже за 50, мы с горечью осознаем – он ведь совсем и не пожил! И это вдвойне тяжелее осознавать, потому как он не увидел ни своих внуков, ни то, как мы выросли, как стали взрослыми людьми…
А он так мечтал посмотреть и на нас, и на наши семьи. Про внуков вообще не говорю, о них он говорил даже в ту пору, когда мы только подросли…
Знаю и то, что о таком дедушке,каким бы он был - мои дети могли только мечтать.
Но они почти знают его – и из наших рассказов о нем, и по тем скудным фотографиям, что остались…

О своем отце я могу говорить долго и только в превосходной степени! Он был настоящим отцом, таким, о котором говорят: Золотое у него сердце.
Он был на редкость скромным и деликатным человеком, не требовал к себе особого внимания, а если о чем-то и просил нас – меня или мою старшую сестру, брата, то всегда делал это мягко, ненавязчиво, будто заранее извинялся, что доставляет нам хлопоты. Меня всегда поражало это в нем тогда, а с возрастом вспоминалось об этом не однажды и при самых разных обстоятельствах. И могу с уверенностью сказать – это помогало и в общении со своими детьми, и в общении с людьми – будь то по работе или в простых житейских отношениях. Неудивительно, что и в общении с мужчинами я часто смотрела сквозь призму своего папы.
Внешне он был видным мужчиной – спортивный, стройный и всегда с приветливой улыбкой на лице. Любил обязательно белые рубашки, начищенные до блеска туфли, а еще – шляпы! Он часто покупал себе их и потом спрашивал нас идет ли ему та или иная?!

Прошли годы…
В прошлом году мне удалось прилететь к своим родным, и после долгих лет отсутствия мы с детьми смогли посетить могилу нашего папы и их дедушки. Он похоронен в тихом месте, за которым сразу начинаются невысокие холмы…
За долгие годы рядом с могилой выросло большое дерево, и мы долго стояли и смотрели – на холмы, на высокое небо, на дерево, которое будто говорило нам: Он рад, что вы здесь…
Но я знаю, где бы мы не находились – он всегда будет рядом с нами и в нашем сердце. Мой дорогой и любимый папочка.

Вот и сегодня – у нас почти лето, небольшой ветерок, и я с утра напекла уже поминальные лепешки, приготовила праздничный ужин… Это то малое, что я могу сделать в память о своем родном человеке. Но по другую сторону океана мои родные тоже помнят, и так же уже помянули его, а значит - пока мы живы – живы и наши дорогие люди. И я уверена – не будет меня, моих сестры и брата, но наши дети будут вспоминать не только нас, но и своего деда, на которого они, даже не зная его в реальности, хотели бы походить. И это ли не радость?
Впрочем, пусть будет радостен каждый день, что позволяет нам чтить тех, кто дал нам жизнь, и чья жизнь стала для нас настоящим маяком, даже если и оборвалась так рано…
Светлая тебе память, папа, дорогой мой человек!


Рецензии