Лит. соревнования на портале ЧХА 032. О Жизни

Сегодня первая пара рассказов в разделе «Жизнь». Схлестнулись мэтры пера, причём, каждый в своей весовой категории. Один мастер описывать действие и эмоции героев, другой любитель пофилософствовать и поразмышлять. Очень интересный поединок!
   
   "Вероника" Александра Сороковика и «Инв. №54» Олега Фурсина.


   Александр Паршин
   
   Рецензия на рассказ Александра Сороковика «Вероника»
   
   Александр, извини, но мне не понравилось! Только не подумай, что ты, вроде соперник. Это не имеет значение.
   Такое ощущение, что ты взял этот рассказ по алфавиту, игнорируя, что все авторы Первой и Второй гостиной давно вышли из юношеского возраста. К тому же автору «давно за сорок», и он рассказывает этот рассказ на рыбалке под водочку у костра друзьям-приятелям которым тоже «давно за сорок».
   Но и молодёжи этот рассказ едва ли понравится. В нём нет изюминки. Ну, приехал парень увидел девчонку, старше себя, открыл рот. И всю неделю проходил за ней, не закрывая его. Хотя фраза в начале рассказа:
   «Я окончил девятый класс, занимался плаванием, был хорошо развит, заводил романы с девчонками-однокласс­ницами»­
   исключала подобное его поведение.
   Не намного умнее вела себя и она.
   Даже не понятно, что они нашли друг в друге.
   Что-то должно было случиться, чтобы они сблизились. Ну, банальная драка с местными. Или утопающего спасли, тем более, он занимался плаваньем.
   Затем постель и расставание навсегда.
   Александр, даже предположим, Артём воспринял всё серьёзно. Но за тридцать лет чувства в любом случае притупились. Не притупились бы эти чувства, например, если они были на грани жизни и смерти и чудом спаслись или что-то подобное, что всю жизнь стояло бы перед глазами.
   Но ничего подобного в рассказе не было.
   
   
   Рецензия на рассказ Олега Фурсина «Инв. № 54»
   
   «Так бывает иногда: бросится в глаза надпись, и пройдет поначалу краем сознания. А потом вдруг огромными знаками всплывет, пойдет молотом стучать в мозгу ее значение».
   Примерно, это и случилось, когда читал этот рассказ. Первый раз просто пробежал глазами, отмечая лишь яркое описание ранней весны. И впитывая все незначительные исторические факты.
   И затем, как обухом по голове.
   Сразу пришло в голову сравнение со славянами-язычниками­.­ Ну, дикие люди! Вырезали своих богов из деревяшек. Эти деревяшки и назывались чурами. И никто из них не смел переступить через чур, ни в прямом не в переносном смысле.
   А крест с инвентарным номером – это через чур. А ведь мы современное цивилизованное общество.
   
   
   Голосую за рассказ Олега Фурсина «Инв. № 54»


   Олег Фурсин.

   Здравствуйте, коллеги! благодарю всех и каждого за участие в обсуждении моей работы. Огромное спасибо Александру Сороковику. Стоять против него в паре, да еще в рассказе моем на церковную тему! Честное слово, выбирать было особенно не из чего, я и впрямь не пишу короткие вещи, тем более под грифом " О жизни", пару-тройку раз пробило, и вот один из этих моментов вынес на ваш суд, не найдя другого "приличного", хотя бы с номинальным наличием сюжета к тому же. Если не пишу романы, то философствую, излагаю мысли без создания сюжетной линии и героев. А тут - Александр, человек и верующий, и воцерковленный, и глубоко мной уважаемый как писатель - реалист, мне даже стыдно на этой ниве против него встать, и страшно - не задеть, не обидеть, ну надо же было жребию так выпасть...Я к своему атеистическому роману написал предисловие с просьбой не читать тем, кто религиозен, как православным христианам, так и иудаистам, не потому, что заискиваю перед людьми, или, напротив, "пиарю" себя, пропагандируя на самом деле свою работу таким образом. А потому, что испытываю к людям верующим глубокое уважение, смешанное с завистью даже какой-то. В них есть стержень, и нешуточный, который они получили от веры, и который мне, атеисту, пришлось создавать самому и пестовать потом...
    Отдельное спасибо Николаю Георгиевичу, он действительно правил нашу работу, он и раньше нам иногда помогал, да разве только нам?
    Мне нужно время, чтобы ответить всем, и вернуть Александру долг, написать ему о том впечатлении, которое произвела его работа. Я это обязательно сделаю, но мне нужно время...
   А пока - спасибо!


   Олег Фурсин - Александру Паршину.


   Александр Паршин, спасибо. И за "через чур" и за "обухом по голове". Вы неподражаемы, дорогой наш предводитель; вполне понимаю улыбку Сороковика:
   в ней много тепла...
    Никто и не думает, что Вы способны кому-то присудить лишнее или отнять, Ваше прямодушие очевидно. Не хвалю Вас и не ругаю, говоря об этом, констатирую очевидный факт.
    Но не думал, что Вам, умеющему лихо вязать сюжетные узлы, Вам, человеку действия, покажется близкой моя рефлексия. А знаете, мне до чертиков, прямо через чур приятно...


   Олег Фурсин - Александру Сороковику.

   Александр, прочел Ваш рассказ. Простите, что поздно, но ведь лучше поздно, чем никогда, это - раз; очень интересно было представить себе, что там такое - по рецензиям, а потом уж составить себе собственное мнение, кстати, контраст со многими мнениями разительный получился -это два; а третье - катастрофическая нехватка времени, которая сама по себе не является оправданием, можно подумать, я один такой занятой, но это очень, очень реальная причина - это три. Понимаю, что звучит как-то некрасиво: не поинтересоваться работой "противника"! Это и себя не уважать. Ведь все будет сравниваться, неужели не интересно? Неужели в себе уверен на все сто, или, напротив, совсем не уверен? Нет, просто вначале думал: "вот сейчас, сейчас прочту", а потом стало интересно вот так, не глядя. Решил конфетку в конце получить.
    Вы моего доверия не обманули, как и коллеги с их разноголосицей мнений. Интрига держалась до конца. Ну, если уж Мудищева упомянули, в сочетании с Сороковиком?! Это конец света для меня, это означает, что я совсем Вас не знаю?
    Оказалось, знаю. Конечно, и меня удивил возраст мужиков, забавляющихся рассказами о том, как" все это было", вроде не мальчики уже, пунктик в голове, обусловленный гормональным взрывом, уже перестает быть ведущим. Но, с другой стороны, дело движется к кризису среднего возраста, ну, и бойцы вспоминают минувшие дни, и битвы, где вместе сражались они. Возможно? Возможно. Мужики до гроба еще дети. Вспомнил, как друг-товарищ как раз вот в этом своеобразном возрасте, когда "жизнь пошла конусом", встретил меня в аэропорту с молоденькой любовницей, типа похвастался. А я с женой. А его супругу "старую" не просто знаю, а люблю и уважаю, мы друзья с незапамятных времен. И едем к ним домой после этой невнятной встречи в аэропорту, и мне до колик стыдно что перед своей женщиной, что перед подругой; а на дурака бестолкового взгляну, не знаю, вроде убить готов, и сразу тут же хохочу в кулак, задыхаюсь...
   Как Ваш герой, человек более тонкого душевного склада, в подобной среде оказался? Да ладно! Как будто наши с друзьями-приятелями отношения, да еще с теми, с которыми на рыбалку катаемся, строятся на основе глубокого духовного сродства, высоких материй и прочая, и прочая...
   Так что всю предварительную часть принял, спорить не буду: могло быть, встречается.
   И перепетии первой любви (любви, не симпатии, не флирта, ни встреч, ни "отношений" - любви! а в этом разница, и существенная) принял. Понятно, что у героя Вашего рассказа что-то там в запасе было, типа каких-то торопливых обжиманий в подъездах, украденных поцелуев, красноречивых взглядов. Но когда впервые соединяются в телесном плане, это само по себе НЕЧТО, а уж когда в телесном слиянии есть и она, волшебница-любовь, возводящая на пьедестал, наделяющая любимое существо всеми мыслимыми совершенствами...
   Словом, верю. И Веронике верю с ее поспешным побегом, для нее все несколько иначе.
   Я благодарен Вам за финал. Предательства не свершилось. Герой Ваш оказался человеком благодарным. Неблагодарность - худший из человеческих грехов, хоть и не входит в число смертных. Но в нем - истоки смертных грехов, на мой взгляд.
   Меня не удивило, но порадовало что герой Ваш помнит. Помнит со светом в душе.
   Я понимаю также, что встреча с Вероникой - это не последнее, что у него было с женщинами. Но ведь не о том же разговор вовсе. Жизнь могла сложиться, могла и не сложиться, была любовь или не была на момент рассказа, это не то, не то, совсем другая история... Но то, как человек вспоминает свой первый в жизни дар любви и слияния в любви, мне о многом говорит. Прежде всего, о нем самом.
   А мне о Вас говорят Ваши рассказы. И в этом, представленном на конкурс, Вы не сошли с пути ясного, неторопливого, спокойного повествования о жизни. С ноткой грусти, с явственной улыбкой автора - с высоты возраста своего обозревающего милую, любимую им жизнь. В которой боли много, но она же ее и исцеляет...


    Александр Сороковик - Александру Паршину.

   Вот читаю твою рецензию, Саша, и улыбаюсь! По-доброму улыбаюсь, без обиды и непонимания. Просто вижу, насколько у нас с тобой разный подход к сюжету. Я люблю покопаться в чувствах героев в самых обычных ситуациях, а тебе подавай драку, спасение утопающих и т.д! Тут мы никак не сойдёмся. Честно говоря, в сюжетности я всегда буду тебе проигрывать, так закрутить интригу я не сумею. Но я буду решать проблемы ГГ по-своему, уж таков мой авторский стиль (пардон за выспренность!)
   Спасибо тебе огромное за искренний разбор, но ты же знаешь, я не буду писать про драки и спасение утопающих, мне больше по душе свои копания в душе.


Рецензии