Потерянная тетрадь, шестая часть

рассказ: «Противоположности»
для черновика-рукописи книги "Неслучайные странности"
жанр: историко-философские мечтания (уж извини, не знаю точного названия)



    … - Не совсем всех, – не сразу ответил Иван, – младшая наша сестренка, Валентина в новом доме родилась. Отец, только-только его поставил и за фундамент на старом месте взялся.
     - А ты помнишь тот, старый дом, что сгорел на месте нашего?
     - Нет, конечно, Дуняша, мне ж тогда ещё и месяца не было. Мать, говорила, что огонь вместе с ураганом ночью внезапно пришел. Жара целый месяц жуткая стояла. Полдеревни враз пламенем, как «языком» слизнуло. Горе огромное, мало какая семья в деревне от огня целиком убереглась! А мы так чудом спаслись. Вроде как мамина Богородица-Заступница пришла к ней во сне и позвала за собой в дом деда Федора, по соседству. Лишь выбежали во двор, отец последний со мной на руках, крыша рухнула, яблони полыхают, ничего не видно. Куда бежать? А икона в руках, будто светится, сквозь красное зарево пожара путь на тропу вглубь сада указывает. Мама первая с иконой, отец со мной замыкает, гуськом к дому деда и вышли, схоронились в подвале, выжили.
     - Ох, тошнешеньки!
    - А знаешь, - заулыбался вдруг Иван, - мама теперь говорит, что Дом этот наш с тобой новый удивительным образом точь-в-точь, как их старый, сгоревший. Получается, что отец через нас с Лешкой и Мишкой в строительстве его участвовал, как и задумывал. Когда мы с матерью вчера икону ставить пришли, она прямо обомлела вся, сказала, что полочку в красном углу, словно Егор Федорович сам справил, сам выпиливал.
      - Ванюша, где ж вы после пожара жить стали, пока он новый дом ставил?
     - Как где? В доме-спасителе деда Федора, он-то давно умер, а дом его пустовал. И что удивительно, все дома и деревья вокруг него дотла выгорели, а он маленький, приземистый выдержал, даже не обуглился.
      - Сочиняешь, – не поверила я.
      - Да ты что! Дед у меня настоящий мастер был, знал, как и где, да из какого дерева избу надо ставить. Одно плохо, больно маленький он, тесный, дед не рассчитывал на большую семью, когда строил его здесь первым на хуторе. Вот и пришлось родителям сестер моих старших замуж спешно выдать, а затем и братьев в Петроград на Судостроительный к родне пристроить. Голодно в деревне в тот год было, пожар всю посевную уничтожил. Да и теперь времена непростые, неспроста мамина Богородица на старое место дом от бед хранить вернулась.
     - Каких бед? – очень испугалась я.
     - Да не знаю каких, всяко разных, житейских. Не бери в голову, это я так просто к слову пришлось…

     - Не бери в голову… просто к слову пришлось, - медленно повторяю я.
     И прижав к себе бабушкину тетрадку, несусь в папин кабинет, сажусь в его кресло за большим удобным столом и долго-долго смотрю в глаза на чуть заметно улыбающуюся мне Святую Марию с Сыном на коленях у сердца Её.
     Мой папа известный публицист, ему часто приходится работать дома с живыми (на настоящей бумаге) документами и книгами. Здесь он обычно по старинке на белых листах бумаги печатает свои работы по большей степени на тему об опасности внедрения в организм человека всевозможных механических имитаторов внутренних органов и в особенности органов чувств. Он считает, что эти конструкции пагубно влияют на мозговую деятельность человека, меняют его рассудок, сознание, разум в конечном итоге, искажая окружающую действительность. Так человечество уходит в другой мир.
     Оказывается рассудок, сознание и разум, - это совсем даже не одно и то же.
     Папа говорит, что рассудок – это, грубо говоря, телесная часть разума человека, его головной и спинной мозг, который реагирует на реакции органов чувств (глаза, уши, нос, кожа). А сознание – это духовная составляющая разума, состоящая вне органов чувств телесного организма и обитающая во внутреннем мире личности в его убеждениях, потребностях (любовь, долг, честь, достоинство). Но при всей разности, противоречивости и даже противоположности их (рассудка и сознания) между собой, всё-таки дух и материя, у нас в организме они едины. Впрочем, многие ученые-материалисты возражают папе, пологая, что рассудок есть полный разум человека, что лишь только живой мозг способен образовывать мысли путем сложных малоизученных химических реакций ежесекундно совершаемых в нём. А всё прочее лишь вымысел лженауки философии. Но подавляющее большинство философов-теологов и ученых-психологов (что очень удивительно) не соглашаются с ними, считая, что сознание-душа, формирующая вне органов наших чувств, всё-таки присутствует в нас. Правда, первые считают её подлинным разумом человека, а мозг – лишь необходимым вредоносным придатком от всемирного Зла, в то время как вторые утверждают  ровно обратное. Но никто из них до сих пор не соизволил даже попытаться вообразить, что рассудок и сознание человека едины, просто в начале жизни доминирует первый, а в конце, когда организм практически перестает чувствовать, второй. Их единство в балансе! Чем сильней наш физический организм, тем сильней рассудок, ну и, естественно, наоборот. Вывод о том, что произойдет, если один из них исчезает вовсе, очевиден, но делать его не мне. Я лишь не могу не заметить, что когда один из них (рассудок или сознание) уходит в виртуальный мир, к примеру, в виртуальные сети (Вертушку), разум человека меняется, и меняется многократно.
     Сейчас я почему-то вспомнила один старинный (кажется выведенный философами восемнадцатого века) закон диалектики бытия нашего на земле «О единстве и борьбе противоположностей», из которого точно следует, что любые противоположные понятия всегда едины в противостоянии своем. Поэтому, как бы ни противоположны были наши чувства в «душе-сознании» и в «теле-рассудке», они едины в понятии разума человека и совершенно не важно, что из них первично, как и неважно это в общепланетарном и даже в общегалактическом смысле. Ну, то есть неважно, что было первично – Сознание или Материя при сотворении Мира. Мир един в них, а Всевышний и есть сам этот Мир, то есть Всё и Вся, что в нём явилось исходной, первой частью не суть.
     Здесь важно понять другое, - любое вмешательство в работу рассудка, приводит к изменению и души человека, изменению нашего внутреннего «Я». Ну, что может выйти, если наши органы чувств поменять или, хотя б дополнить сенсорными датчики телепатии и волнового восприятия пространства? Изменится реальность только и всего, а вместе с ней душа-сознание и мир, в котором она обитает.
     Вот поэтому мой папа в 2080 году стал главным идеологом закона об ограничении родительских прав по вживлению в организм своих несовершеннолетних детей всевозможных электронных датчиков, дабы не дать особо ретивым родителям лишить своих чад возможности развиваться самостоятельно без стимулирующих программ и сенсоров. Да и не только этого закона. Практически все десять правил Кодекса чести и добропорядочности, которые являются Декларацией принимаемых на себя обязанностей гражданами Союз сообществ со Святой Русью, так или иначе тоже написаны им вместе с мамой.
     Я очень горжусь своими родителями.
     В начале нашего века, ещё до катастрофы 2030 года многие люди, прикрываясь какими-то выдуманными правами личности, почему-то вообще забыли об обязанностях индивида перед обществом, в котором тот реализует эти права. В результате с индивидом и обществом произошло то, что произошло. Впрочем, папа рассказывал, что те, кто больше всего кричал и обвинял наше государство в неисполнении этих прав, сами их, как раз соблюдать и не собирались из-за их абсурдности и губительности для государства, а тех, кого они так или иначе убедили принять их за основу, в итоге исчез во всепоглощающей Вертушке. Ну, а то, как же могло быть иначе, - раз нет обязанностей, то и нет сопротивления рассудка порабощению его вседозволенностью. Рассудок всегда стремится сбросить оковы души, как, впрочем, и наоборот. Во всем нужен баланс и единство. Рожденный человек безумен, пока не сформируется душа, а умирающий не жив с уходом рассудка.
      Вообще-то мои родители не только публицисты-философы, они очень любят художественную литературу и даже сами пишут весёлые повести и рассказы под каким-то хитрым псевдонимом, но в этом жанре они малоизвестны. Свои фантастические и мемуарно-исторические работы они почти не публикуют, говорят, что это не для всех, а для меня будущей по большей части. Я у них одна дочь. Так уж вышло, что я родилась в 2075 году, когда им уже было почти пятьдесят. Не до детей было в эпоху выживания человечества, а может ещё что, не знаю. А назвали меня Анастасия, в честь Насти Солнечной, та, что в 2014 году первая всей Вертушке заявила о Правде жизни, о необходимости не «лайки» глупые в сетях на «фотографии» друг другу ставить, а в желании видеть и слышать друзей и близких в реальном мире. Ну, то есть «здесь и сейчас». После того она много чего сделала, чтоб объединить людей, вернуть их из виртуального мира на Землю нашу Матушку, снова разбудить в них честь, совесть, порядочность, достоинство. Она первая смогла говорить напрямую с душой человека, минуя рассудок. Во многом через неё в 2030 году Святая Русь (неформальное добровольное единение государств, где населения мыслит на русском языке) вновь явила себя миру.
     И как явила!
     Эх, хорошо, правильно как-то, на душе становится, когда я вспоминаю её неподражаемое сочинение «Жизнь», написанное в тринадцатилетнем возрасте. Очень хочу стать похожей на неё, тем более что она моя бабушка, просто в Вертушке раньше все брали псевдонимы, «ники», кажется, звались. В этом она мне сама недавно призналась во время празднования её девяностолетия в 2091 году.
     Я снова беру дневник своей пра-пра-пра (не знаю сколько) бабушки Дуни и читаю вслух:

     …- Нет, ты что-то скрываешь, Ваня, - прижав к себе икону, беспокоюсь я, - не смей, слышишь, никогда не смей ничего скрывать от меня, даже самое страшное.
     - Да ничего такого я не скрываю, просто так вышло… совпадение, мама сегодня на свадьбе шепнула, что оказывается ровно двадцать один год назад, в семнадцатом умер отец, - пожав плечами, растерянно сказал Иван. – Ей про то отец Пантелеймон в церкви во время венчания нашего шепнул, запись, говорит, в церковной книге случайно видел.
     - Ох, тошнешеньки, царствие ему небесное, светлая память, - зашептала я, глядя в глаза Заступнице-Покровительнице нашей, - не оставьте его там, молю Вас.
     - А ещё…
     - Что ещё?
    - А ещё сказал, что оказывается и дед Фёдор, тоже 1-го февраля умер, - перекрестившись, глядя на икону, грустно добавил Иван. - Мы не знали, правда, время-то, сколько прошло, помнили лишь, что после Крещения, а дня не знали…

     - Ох, тошнешеньки, царствие им небесное и светлая память, - шепчу вслед за бабушкой Дуней и я, также глядя в глаза Богородице и Сыну Венценосному. Затем видно и пришла сюда в папин кабинет, что бы вместе с Заступницей одолеть последние строки тетради прабабушкиной, всё-таки жутко вести диалог со временем. Это ведь не художественное «чтиво» развлекательное, а жизнь, моя жизнь, генов моих, памяти в них родни моей.
     Прежде чем продолжить читать зелёную тетрадку незаметно для себя словами прапрапрабабушки я обращаюсь Святому Семейству:
     - Не оставьте всех моих родных и близких в «царствие Вашем небесном».

     …- Не огорчайся, родной мой, не огорчайся. Нет тут беды!
     - Да как же тут не огорчатся, Солнышко моё, ведь получается, что свадьбу-то мы с тобой сыграли в день смерти отца, да и деда, - помню, горько так сказал Ваня, - эх, кабы раньше знать, так хоть на денёк другой свадьбу отложили.
     - Нельзя было откладывать, никак нельзя. Так видно надо было, так отец твой желал, так знамо предупреждал меня в день несуществующий по земным меркам. И Богородицу в дом наш, его то есть прежний, упросил жену Анастасиюшку вернуть, на старое место поставить, чтоб помогала нам с тобой все невзгоды пережить, все разлуки преодолеть. А сил-то видать много нам с тобой Ванечка понадобится, ох как много, чувствую я.
     - Да что ты там чувствуешь, глупенькая? – Посмеялся надо мной Иван. – Прекрати всякую чушь нести, мало ли, что тебе во сне привиделось. Откуда ты знать-то можешь, что это именно отец мой тебе тогда привиделся, ты и в глаза-то его ни разу не видела? И что день тот был именно первого февраля 1917 года, когда ни тебя, ни дома нашего нового ещё не было?
     - Не спорь Ваня, помолчи лучше немного, послушай, и мне дай послушать его теперь, потрогать, поговорить.
     - Кого послушать? – Удивился Иван  - С кем поговорить?
     - Как кого, Дом твой, наш, то есть и предков твоих здесь до нас своё счастье нашедших.
     Помню, как он с удивлением и обожанием смотрел на меня тогда, не решаясь, а может даже не сумев, расхохотаться над моими словами наивными, но искренними.
     Помню, как закрыла глаза, как прижалась спиной к теплой, затопленной Иваном печи в полкухни и долго-долго вслушивалась в голоса нашего Дома, ставшие вдруг доступными и близкими, хотя и звучащие из далёкого прошлого и кажется… будущего.
     - Здравствуй, - прошептала я, - помню тебя, слышу тебя, чувствую тебя мой милый Дом. Теперь мы всегда будем вместе, до самого конца, а день этот первое декабря будет наш с тобой день, как день начала и конца, что видно одно и тоже в жизни нашей.
     - Ну что ж, здравствую, здравствуй, милая Евдокия Михайловна, - помню, за дом рассмеялся Иван, обнимая и целуя меня.
     - Пресвятая, Богородица, пошли мне счастья с Иваном и…
     - Постой, постой, мама всегда говорит, что Богородицу нельзя за себя просить, не услышит Она, - ласково прошептал мне в ухо Иван, - проси за других, да не рассусоливай, коротко и ясно говори, чтоб не отвлекать Их от службы святой.
     Удивительно, я до сих пор всё это помню, будто вчера было.
     И как не помнить!
     Взгляд тот Ивана обожающий и губы, обжигающие, всю жизнь со мной, во мне жили до самого… сегодня.
     - Господи, Пресвятая Богородица, молю тебя, не оставь его там в час неловкий, сумрачный, темный, дай ему сил, недолго осталось мне, скоро уж вместе…

      - Господи, Господи, Пресвятая дева Мария, Богородица, наша Заступница, не оставь их всех там, -  повторяю я вслед за бабушкой Дуней, глядя на икону, - не оставь всех моих родных и близких здесь и там в час испытаний, а главное неразумения рассудка нашего. А ещё, молю тебя не оставь людей в их заблуждениях и исканиях добра и правды, во имя счастья всех и вся. Аминь.
08.04.2016г.

Автор приносит извинения за возможные совпадения имен и фамилий в этой, безусловно, правдивой истории с реальной зелённой тетрадью и её автором (о котором будет сказано отдельно в конце этой повести), дабы не желает кого-нибудь обидеть своим безобидным историко-фантазийным исканием потерянного прошлого, незаметного настоящего и возможно ускользающего будущего…

http://www.proza.ru/2018/05/22/500


Рецензии