Отрывок из книги. Тема Одесса. часть 13

За  парикмахерскую  на  шестнадцатой  я  уже  вам  всё  сказал и  вы  подумали,  что  это   всё ? Ой! Это  даже  не  начало.
Прямо  напротив  парикмахерской  была  трамвайная  остановка. Без  всяких  будочек  и  скамеечек -  просто  остановка.  Была  и  была. Витиеватым  маршрутом  разворота  на  конечной ходили  два  совершенно  разных  трамвайчика :  номер  18 / последний  писк  , с  пластмассовыми  сидениями,  надписями « в  окно  не  высовываться»  и  «тяни – толкай»  ,  старой  формации  номер  19. Трамвай  « тяни – толкай» ,- это  воплощённая  история , это  отдельный  мир,  это  микро  Привоз,  это   движущийся   символический    представитель    жителей  всей  Дачи Ковалевского, Старой  Вильямса  и  множества  других  достойных  улочек   и переулочек включая  паломников  монастыря . За  живую  тропу,  стремящихся  к  морю  и  от  него   с   использования  нашего  чуда  «тяни – токай»  ,  я  молчу,  как  и    за  уникальность  вагоновожатых  с  их  отдельным  пониманием    норм   жизни  для   водителей и  кондукторов  именного  этого  маршрута. Пример ? Пожалуйста :
Не  полностью   заполненный    трамвай   колыхнувшись   остановился.  Хлопнула  закрывающаяся дверь  и  раздался  зычный   голос :
-  Зина!  Посмотри  за  дверью,-  я  на  минуту  молоко  занесу  и  Осику  борща  насыплю. Граждане -  маршрут  дачный.
И  очень  быстрым  шагом  для  её  тучного    колыхающегося   тела ,   несколько   отстающего  от  ритма шага  коротеньких,  но  очень  надёжно  стоящих  на  земле  ножек, целенаправленно    семенящих  к  цели.
  Два  номера  трамвайчиков   на  одной  конечной  остановке   практически  не  находились,  потому  как  ходили  крайне  редко, да  и  менталитет   принципиально  разный ,   что  Вы  хотите -   Большой  Фонтан  , что  по  маршруту  почти  везде  тусует   далеко  от  моря ,  с  салоном  набитым  туристами  с  их  кричащими  детьми  и   отцами  в  капитанских  кепи   или , я Вам  скажу,_   историческая  ценность  , да  ещё  с  жителями, которые  одесситы  в  поколениях,  да  ещё    с   уникальным   монастырём , что  покруче  Лавры  будет. Потому  и   людей  всегда  стояло  много  и  взгляды  их  были   обращены  именно  на  парикмахерскую,  это  в  том  случае   когда  очередной  раз   сносили  железные  столы  рынка, срезая  у  основания   забетонированные  стойки  , да  так,  чтобы  потом  можно  было   легко  их  приварить.   Лунки,  экономно   оставленные в  асфальте , для    растущих    громадных  деревьев   были  заняты   разлёгшимися   громадными псами,  страдающими  от  жары  и  переедания ,  лениво -  пренебрежительно  периодически  контролировали  ситуацию, сквозь  прикрытыми   веками  затуманенными   от  жары  глазами.
Насладитесь  виденным  , ибо  это  не  застывшее ,  пусть  и  гениальное  полотно  мастера, это  театр ,  с  бесконечной  сменой  декораций,  артистов  и  сюжетов,  театр который  устроен  свыше  только  в  одном  месте  на  нашей   планете .  Вздохнули  морской  воздух  нашей  ШЕСТНАДЦАТОЙ ? Сделайте  паузу  и  приготовьтесь    к  иному действу.

Справа,  был   расположен    коротенький  переулочек,  покрытый  волнами   застывшей   асфальтовой  магмы,  местами  давшей  трещину ,  чем  воспользовался  пролетарский  сорняк, так  Вам  всё  это  нужно  резко  пересечь,    наткнувшись   на  угловое  одноэтажное  здание ,  окнам  которого   сто  лет,  за  остальное  промолчу, с  открытой  судорогой  перекошенной   дверью  из  которой  идёт  такой  невероятно  вкусный   запах,  и  так  глубоко  заходит  в  Вас ,  что   вы  не  в  силах  противиться  этой   проникшей  в душу  приманке – не  в  силах так ,  что  вообще   не  в  силах, что  делать  если  так  тянет,  что  тормоза  не  срабатывают,  что  же   ж делать -  заходите.  Здание  «вросло»  в слои  асфальта,  а  крышу   украсили  вывеской,  которую  Вы  физически  видеть  не  можете,  потому  и  идёте  только  на  запах . Первая,  относительно надёжная , дверь  открыта  практически  целый  год и  всегда  подпёрта  железным  стулом , с небрежной  надписью  краской  на  спинке « НЕ  СИДЕТЬ» .  На  стуле  могут  сидеть  только   работницы  варочного  цеха, остывая  на  воздухе. За  воровство  речи  нет,-  стул  амбарным  замком  на  двойной  цепи   прикреплён  к  двери,  так  что -  только  с  дверью,  господа  воры  и  желающие  создать  себе  сидячее  блаженство  в  зале могут  совершить  эту  кражу ,  вандализму  подобную.  По  причине  узкой  двери  - то  входящие  пропускают  выходящих,  то  наоборот,-  так  что  перед  входом  в  зал  неизбежно  почтительно  постоите. Не  отчаивайтесь -  оно  того  стоит!
 Вас  встречает  маленький  зал , где  две  угловые  стены  состоят  из  сплошных  окон  и  прилавок  с  раздачей  пельменей  у  торцевой  стены с мрачной  аркой  в  варочный  цех ,  откуда  постоянно  слышен  громкий  разговор  и  смех.  В  зале  стоят  столы ,  для  принятия  пищи  стоя.  Это  особые  столы.  Столы  с  полочкой  , крюками   и  влитым  в  основание  бетоном. На  них  можно  смело  облокачиваться,  вешать  сетки  и  сумки и  вообще  вести  себя  уверенно. За  таким  столом  могут  стоять  четыре  человека ,- зимой – три.  Попытка    сместить  эти  столы  с  отведённого  места,  а  не  то,  что  вынести - было  практически  не  возможно.  Каждые  пятнадцать -  двадцать  минут  вся  мокрая  от  пота  ярко  рыжая   женщина, разгорячённая  парами  варочного  цеха,  выходила  -  то  с  ведром  и  шваброй,  то  с  ведёрочком  и  тряпицей ,  чтобы  вымыть  маленький  зал,- вопрос  - к  чему у неё  интерес ,-  к  столам  или  полу. Зимой  она  напоминает  передвижную  печку  на  пару.   При  стене   расположен  стол , оббитый  нержавейкой   ,  над  которым  громадными  буквами  написано  то,  что  уместилось  кратно  его  длине : « СТОЛ ДЛЯ  ГРЯЗНОЙ  ПОС.» Ещё  чаще рыжей   вкатывает  тележищу   огромной  высоты -  сутулая  женщина  в  синем  халате,  что  выделяет  её  от  белизны  иных  халатных   и  молча  накладывает  грязную  посуду  с  упомянутого  стола    на  тележку   ,  а  также   и со   столов  тех  негодяев ,  которые  за  собой  не  до  конца  убрали.  После  её  уезда  дверь  в  варочную  не  закрывают,  так  как  через  минуту  она  на  подносе  вносит  салфетки ,  солонки  с  солью  и  перцем   и  маленькие  пузырьки  с  уксусом. И  это  не  всё.  Рядом  с  умывальником  всегда   стоял  рулон  туалетной  бумаги,  насмерть  закрепленный  на  вертикальном  стержне.  На  плитку  была  приклеена  маленькая  бумажка  с  надписью  «ИМЕЙТЕ  СОВЕСТЬ –МНОГО  НЕ  МОТАТЬ» .
Столы  были  расставлены  с  большим  умом , явно  человеком , понимающим  в  законах  оптики.  Где  бы  вы  не  стояли,  за  каким  бы  столиком  и  с  какой  стороны  этого  круглого  мебельного  шедевра  не  принимали  пищу,  вы  точно  увидите  в  окно -  пришёл  трамвай  или  нет  и  какой  из  них  пошёл  на  круг.  У  вас  будет  время  доесть  пельмени , ибо  ничего  другого здесь  не  готовили.  А  зачем ?  Всё  равно  будут  брать  только  пельмени.
Людей  всегда  было  много  и  очередь  была  привычным  явлением. Это  и  выработало  у    помощника  кассира   особую  манеру  общения   именно   с  подносами,  которыми  временно  завладели  клиенты.
- Две  пельмени, полсметана, хлеб нет.
- Одна  пельмени,  сметана,  хлеб нет.
-Три  пельмени,  сметана , хлеб  да-  два.
Что   предельно    ясно  означает   количество    взятых    порций  пельменей  и  сметаны   ,  а  так  же   отношение  к  стопочке  нарезанного  треуголками  / наполеоновками/   хлебу.  Хлеб  практически  не  брали,  но  его  почему  то   упрямо  выкладывали. Я  как то  поинтересовался при  случае. Был  случай  когда  ураган  заставил  меня  укрыться  в  пельменной , которая  уже  была  закрыта,  но  сотрудникам  и  не  подумалось  выгнать  людей  на  дождь,  пока  ещё  не  пришёл  трамвай.
-  Я  сама  удивлялась , когда  пришла  сюда  работать. Есть  постановление – хлеб  должен  быть  везде  в  тресте  общепита.  А  мы  к  ним  прикреплены.  Раньше  вообще  был  бесплатно.
Пельмени  здесь  были  уникальные. Фокус  вот  в  чём -  В  мешочек  идеального  теста  было  положен   фарш  ,  по  какому  то  своеобразному  рецепту,  с  зеленью  и  невообразимым  количеством  мясного  сока – бульона.  По  сути  это  было  первое  ,  поданное  в  герметизированной  тестовой  оболочке. Это  раз.  Второе ,  это  то,  что  тесто  было  идеально  проварено. Ни   малейшей  жёсткости. Это  два. Третье    заключается  в  том,  что  ни  один  пельмень  в  порции  не  был  надорван.  Ни  один.  Они  все  были  идеально  целые.  Вы  такое  видели ?  А  где? Наверное  выдумываете,  чтоб  показаться… Такое  может  быть  только  здесь.  Я  сам  работаю  на  Севере ,-  а  пельмени  там  -  святое,-  но  такого  не  видывал. Эти  восемь пельмешек  красиво  расположились  на  белой  тарелочке  с  кокетливой,  но    практически  стёртой   каёмочкой. Знатоки  этого  явства  берут  две  порции  пельменей  и  полпорции  сметаны. Это  принципиально,  как  и  то,  что  вилки  брать  нельзя. Нет,  они  лежат  вместе  с  ложками,  но  не  делайте  этого  -  всё  испортите.  Порции  не  выбирайте  посвежей – обожжёте  нёбо. Проверено  и  не  раз. Это  не  тот  вариант,  когда  надо  гоняться  за  свежестью. Если  у  вас  уж   совсем  утончённый  вкус -   то  одну  порцию  можете  взять  самую  горячую, для  вас  она  будет  вторая.
Не  спешите  на  трамвай.  Поешьте  в  удовольствие. Здесь  за  столами  не  говорят,  боясь  нарушить  поток  вкусовых  ощущений.   Есть  надо  ложкой,  чтобы   не  проткнуть  шедевр  и  не  выпустить  сок.  Не  трогайте  ни  соль  ни  перец. Забудьте  о  них.  Возьмите  пузырёк  с  уксусом  и  щедро  оросите  их  сверху. Знаете  что  такое  «слепой  дождь» ?  Его  ещё  куриным  у  нас  называют .  Так  вот  покропите  уксусом  пельмени    где  то   так  же.  Ложку  принято  вытирать  салфеткой. Это  ритуал.  Теперь  -  за  еду.
Съели  первую  порцию ?  Слов  нет, -  правда?  Говорить  не  хочется.  Так  распробовали,  что    аж  аппетит  разыгрался -  ишо  давай,-  кричит  желудок. Во  рту  ощущается  вкус  нежнейшего  бульона  и  немного  уксуса.  Готовьтесь  к  стрессу. Пустую  тарелку  в  сторону ,  её  сейчас   же заберёт  швабра, если  будет  проходить  мимо,   а  новую  к  себе.
В  гранёном  стакане  Мухиной  половина  порции  сметаны.  Ни  в  коем  случае  не  выливайте  её  на  пельмени.  Категорически  нет!  Здесь  другая  технология.  Свою  же  ложку  протрите  второй  салфеткой  и  приступайте. Пользуясь  выработанным  навыком  на  прошлой  порции,   ложкой  поддевайте  пельмешек  и  кладите     его   в  стакан. Но  только  один. На  доли  секунды,  оставьте  его  одного  тонуть без  поддержки  ложки  и  когда  он  потеряет  всякую  надежду  и  практически  скроется  с  поверхности -  спасайте  его.  В  благодарность  он  подарит  вам  такой  вкус,  что   окружающий  вас  мир  потеряет  на  время  всякую  ценность. Итак    шесть  раз. Понимаю,  что  удовольствие  мешает  объективности  счёта,  но  напрягитесь  и  сделайте  паузу.  Тут  нужно  включить  ум  для  не  простой  задачи  на  находчивость.
Задача  состоит  в  том,  чтобы  двумя  оставшимися  пельменями  удалить  из  стакана  той  же  Мухиной  всю  сметану. Оцените  силы,  произведите  мысленный  расчёт,  принимая  во  внимание,  что  сметаны  мало  для  того ,  чтобы  пельмень  тонул,  но  много, для  того  чтобы  просто  макнуть.  Я  верю,  вы  справитесь,  решив   задачу  уникально  своим  методом,  только  чур  не  подсматривать…
Были   в  пельменной  и  курьёзы.
Клиент   : галстук,  узел  которого  ходит  вместе  с  острым  кадыком; волосы «наверх»  и  портфеля:
- Продавец,  что  вы  с  нами  как  роботами  разговариваете?  Какое  то  бездушное  обслуживание,  в  конце  концов!
Не  прерывая  обслуживания,  играя  бровями и  ударениями  акцента ,  помощник  кассира  моментально  ответил :
-  Нет,  вы  послушайте,  он  всё  перепутал,  а  меня  крайней  делает.  Галантерейное  обслуживание  в  галантерейном  магазине,  а  он  за  углом  по  переулку  напротив  кинотеатра. Здесь  надо  не  в  разговор  ,  а  в  пельмени  душу  вкладывать. Проходите  - люди  ждут  и  пельмени  стынут.
Проходит  пять  минут.  Кассир  встаёт  во  весь  свой  средний  рост ,  если  рассматривать  длину,  а  не  ширину,   её  тела  и  громко  говорит зычным  голосом :
- Женщина!  Мужчина,  не  Вы !  Нет,  не  вы…Женщина, да  что  ж  такое…  Женщина! Нет,  рядом, что в  клипсах.  Да,  вы… Толкните за   рукав  мужчину Вашего  столика ,  чтоб  обернулся.
Женщина    трогает  рукав  соседа,  тот  удивлённо    оборачивается  к  кассиру  и  слышит :
-  Ну  как  вам  пельмени ?
- Изумительные
-  Ешьте  на  здоровье… А  Вы   говорите   бездушные… Всё  покупаем,  цирк  закончен.
- Три  пельмени,  полсметана, хлеб   нет,-  продолжила   помощница.
Я  не  был  на  западе,  не  видел  европейских  ресторанов  для  богатых. Наверное  и  не  увижу  и  мне  не  с  чем  сравнивать. Это  - да. Но  скажите  мне,  зачем  этим  людям  так  трудиться  за  одну ,  весьма   скромную  зарплату?  Ни  чаевых,  ни  подарков…  Просто  труд.  Но  какое  нужно  иметь  чувство собственного   достоинства,   чтобы  так  уважать  свою  работу.  И  одесситы  ценят  это.  По  сути  в  простую  забегаловку  такое  паломничество  людей. Очереди  из  живущих  здесь ,  но  предпочитая  домашней  пищи  эту; приезжающие  со  всего  Фонтана;  из  лечащихся  в  санаториях;  из  школьников  двух  прилегающих  школ;  из  больных  и  медперсонала  больниц  и  санаториев;  из  любопытных  и  просто  голодных…. Очередь.  Бесконечная  очередь  за  пельменями ,  которые  едят  за  стоячими  столами  из  старых  тарелок  оловянными  ложками. Если  бы  меня  спросили  кто  одессит,  рассказывающий  байки за  город  или  сотрудницы  пельменной я  бы  ни  минуты  не  раздумывал.  Ответ  очевиден. Ешьте  пельмени  на  Шестнадцатой!  Гости  и  горожане, ешьте   эти  немыслимо  вкусные  пельмени  от  людей  любящих  свой  труд  и  свой  город.


Рецензии