Отрывок из книги. Тема Одесса. часть 13
Прямо напротив парикмахерской была трамвайная остановка. Без всяких будочек и скамеечек - просто остановка. Была и была. Витиеватым маршрутом разворота на конечной ходили два совершенно разных трамвайчика : номер 18 / последний писк , с пластмассовыми сидениями, надписями « в окно не высовываться» и «тяни – толкай» , старой формации номер 19. Трамвай « тяни – толкай» ,- это воплощённая история , это отдельный мир, это микро Привоз, это движущийся символический представитель жителей всей Дачи Ковалевского, Старой Вильямса и множества других достойных улочек и переулочек включая паломников монастыря . За живую тропу, стремящихся к морю и от него с использования нашего чуда «тяни – токай» , я молчу, как и за уникальность вагоновожатых с их отдельным пониманием норм жизни для водителей и кондукторов именного этого маршрута. Пример ? Пожалуйста :
Не полностью заполненный трамвай колыхнувшись остановился. Хлопнула закрывающаяся дверь и раздался зычный голос :
- Зина! Посмотри за дверью,- я на минуту молоко занесу и Осику борща насыплю. Граждане - маршрут дачный.
И очень быстрым шагом для её тучного колыхающегося тела , несколько отстающего от ритма шага коротеньких, но очень надёжно стоящих на земле ножек, целенаправленно семенящих к цели.
Два номера трамвайчиков на одной конечной остановке практически не находились, потому как ходили крайне редко, да и менталитет принципиально разный , что Вы хотите - Большой Фонтан , что по маршруту почти везде тусует далеко от моря , с салоном набитым туристами с их кричащими детьми и отцами в капитанских кепи или , я Вам скажу,_ историческая ценность , да ещё с жителями, которые одесситы в поколениях, да ещё с уникальным монастырём , что покруче Лавры будет. Потому и людей всегда стояло много и взгляды их были обращены именно на парикмахерскую, это в том случае когда очередной раз сносили железные столы рынка, срезая у основания забетонированные стойки , да так, чтобы потом можно было легко их приварить. Лунки, экономно оставленные в асфальте , для растущих громадных деревьев были заняты разлёгшимися громадными псами, страдающими от жары и переедания , лениво - пренебрежительно периодически контролировали ситуацию, сквозь прикрытыми веками затуманенными от жары глазами.
Насладитесь виденным , ибо это не застывшее , пусть и гениальное полотно мастера, это театр , с бесконечной сменой декораций, артистов и сюжетов, театр который устроен свыше только в одном месте на нашей планете . Вздохнули морской воздух нашей ШЕСТНАДЦАТОЙ ? Сделайте паузу и приготовьтесь к иному действу.
Справа, был расположен коротенький переулочек, покрытый волнами застывшей асфальтовой магмы, местами давшей трещину , чем воспользовался пролетарский сорняк, так Вам всё это нужно резко пересечь, наткнувшись на угловое одноэтажное здание , окнам которого сто лет, за остальное промолчу, с открытой судорогой перекошенной дверью из которой идёт такой невероятно вкусный запах, и так глубоко заходит в Вас , что вы не в силах противиться этой проникшей в душу приманке – не в силах так , что вообще не в силах, что делать если так тянет, что тормоза не срабатывают, что же ж делать - заходите. Здание «вросло» в слои асфальта, а крышу украсили вывеской, которую Вы физически видеть не можете, потому и идёте только на запах . Первая, относительно надёжная , дверь открыта практически целый год и всегда подпёрта железным стулом , с небрежной надписью краской на спинке « НЕ СИДЕТЬ» . На стуле могут сидеть только работницы варочного цеха, остывая на воздухе. За воровство речи нет,- стул амбарным замком на двойной цепи прикреплён к двери, так что - только с дверью, господа воры и желающие создать себе сидячее блаженство в зале могут совершить эту кражу , вандализму подобную. По причине узкой двери - то входящие пропускают выходящих, то наоборот,- так что перед входом в зал неизбежно почтительно постоите. Не отчаивайтесь - оно того стоит!
Вас встречает маленький зал , где две угловые стены состоят из сплошных окон и прилавок с раздачей пельменей у торцевой стены с мрачной аркой в варочный цех , откуда постоянно слышен громкий разговор и смех. В зале стоят столы , для принятия пищи стоя. Это особые столы. Столы с полочкой , крюками и влитым в основание бетоном. На них можно смело облокачиваться, вешать сетки и сумки и вообще вести себя уверенно. За таким столом могут стоять четыре человека ,- зимой – три. Попытка сместить эти столы с отведённого места, а не то, что вынести - было практически не возможно. Каждые пятнадцать - двадцать минут вся мокрая от пота ярко рыжая женщина, разгорячённая парами варочного цеха, выходила - то с ведром и шваброй, то с ведёрочком и тряпицей , чтобы вымыть маленький зал,- вопрос - к чему у неё интерес ,- к столам или полу. Зимой она напоминает передвижную печку на пару. При стене расположен стол , оббитый нержавейкой , над которым громадными буквами написано то, что уместилось кратно его длине : « СТОЛ ДЛЯ ГРЯЗНОЙ ПОС.» Ещё чаще рыжей вкатывает тележищу огромной высоты - сутулая женщина в синем халате, что выделяет её от белизны иных халатных и молча накладывает грязную посуду с упомянутого стола на тележку , а также и со столов тех негодяев , которые за собой не до конца убрали. После её уезда дверь в варочную не закрывают, так как через минуту она на подносе вносит салфетки , солонки с солью и перцем и маленькие пузырьки с уксусом. И это не всё. Рядом с умывальником всегда стоял рулон туалетной бумаги, насмерть закрепленный на вертикальном стержне. На плитку была приклеена маленькая бумажка с надписью «ИМЕЙТЕ СОВЕСТЬ –МНОГО НЕ МОТАТЬ» .
Столы были расставлены с большим умом , явно человеком , понимающим в законах оптики. Где бы вы не стояли, за каким бы столиком и с какой стороны этого круглого мебельного шедевра не принимали пищу, вы точно увидите в окно - пришёл трамвай или нет и какой из них пошёл на круг. У вас будет время доесть пельмени , ибо ничего другого здесь не готовили. А зачем ? Всё равно будут брать только пельмени.
Людей всегда было много и очередь была привычным явлением. Это и выработало у помощника кассира особую манеру общения именно с подносами, которыми временно завладели клиенты.
- Две пельмени, полсметана, хлеб нет.
- Одна пельмени, сметана, хлеб нет.
-Три пельмени, сметана , хлеб да- два.
Что предельно ясно означает количество взятых порций пельменей и сметаны , а так же отношение к стопочке нарезанного треуголками / наполеоновками/ хлебу. Хлеб практически не брали, но его почему то упрямо выкладывали. Я как то поинтересовался при случае. Был случай когда ураган заставил меня укрыться в пельменной , которая уже была закрыта, но сотрудникам и не подумалось выгнать людей на дождь, пока ещё не пришёл трамвай.
- Я сама удивлялась , когда пришла сюда работать. Есть постановление – хлеб должен быть везде в тресте общепита. А мы к ним прикреплены. Раньше вообще был бесплатно.
Пельмени здесь были уникальные. Фокус вот в чём - В мешочек идеального теста было положен фарш , по какому то своеобразному рецепту, с зеленью и невообразимым количеством мясного сока – бульона. По сути это было первое , поданное в герметизированной тестовой оболочке. Это раз. Второе , это то, что тесто было идеально проварено. Ни малейшей жёсткости. Это два. Третье заключается в том, что ни один пельмень в порции не был надорван. Ни один. Они все были идеально целые. Вы такое видели ? А где? Наверное выдумываете, чтоб показаться… Такое может быть только здесь. Я сам работаю на Севере ,- а пельмени там - святое,- но такого не видывал. Эти восемь пельмешек красиво расположились на белой тарелочке с кокетливой, но практически стёртой каёмочкой. Знатоки этого явства берут две порции пельменей и полпорции сметаны. Это принципиально, как и то, что вилки брать нельзя. Нет, они лежат вместе с ложками, но не делайте этого - всё испортите. Порции не выбирайте посвежей – обожжёте нёбо. Проверено и не раз. Это не тот вариант, когда надо гоняться за свежестью. Если у вас уж совсем утончённый вкус - то одну порцию можете взять самую горячую, для вас она будет вторая.
Не спешите на трамвай. Поешьте в удовольствие. Здесь за столами не говорят, боясь нарушить поток вкусовых ощущений. Есть надо ложкой, чтобы не проткнуть шедевр и не выпустить сок. Не трогайте ни соль ни перец. Забудьте о них. Возьмите пузырёк с уксусом и щедро оросите их сверху. Знаете что такое «слепой дождь» ? Его ещё куриным у нас называют . Так вот покропите уксусом пельмени где то так же. Ложку принято вытирать салфеткой. Это ритуал. Теперь - за еду.
Съели первую порцию ? Слов нет, - правда? Говорить не хочется. Так распробовали, что аж аппетит разыгрался - ишо давай,- кричит желудок. Во рту ощущается вкус нежнейшего бульона и немного уксуса. Готовьтесь к стрессу. Пустую тарелку в сторону , её сейчас же заберёт швабра, если будет проходить мимо, а новую к себе.
В гранёном стакане Мухиной половина порции сметаны. Ни в коем случае не выливайте её на пельмени. Категорически нет! Здесь другая технология. Свою же ложку протрите второй салфеткой и приступайте. Пользуясь выработанным навыком на прошлой порции, ложкой поддевайте пельмешек и кладите его в стакан. Но только один. На доли секунды, оставьте его одного тонуть без поддержки ложки и когда он потеряет всякую надежду и практически скроется с поверхности - спасайте его. В благодарность он подарит вам такой вкус, что окружающий вас мир потеряет на время всякую ценность. Итак шесть раз. Понимаю, что удовольствие мешает объективности счёта, но напрягитесь и сделайте паузу. Тут нужно включить ум для не простой задачи на находчивость.
Задача состоит в том, чтобы двумя оставшимися пельменями удалить из стакана той же Мухиной всю сметану. Оцените силы, произведите мысленный расчёт, принимая во внимание, что сметаны мало для того , чтобы пельмень тонул, но много, для того чтобы просто макнуть. Я верю, вы справитесь, решив задачу уникально своим методом, только чур не подсматривать…
Были в пельменной и курьёзы.
Клиент : галстук, узел которого ходит вместе с острым кадыком; волосы «наверх» и портфеля:
- Продавец, что вы с нами как роботами разговариваете? Какое то бездушное обслуживание, в конце концов!
Не прерывая обслуживания, играя бровями и ударениями акцента , помощник кассира моментально ответил :
- Нет, вы послушайте, он всё перепутал, а меня крайней делает. Галантерейное обслуживание в галантерейном магазине, а он за углом по переулку напротив кинотеатра. Здесь надо не в разговор , а в пельмени душу вкладывать. Проходите - люди ждут и пельмени стынут.
Проходит пять минут. Кассир встаёт во весь свой средний рост , если рассматривать длину, а не ширину, её тела и громко говорит зычным голосом :
- Женщина! Мужчина, не Вы ! Нет, не вы…Женщина, да что ж такое… Женщина! Нет, рядом, что в клипсах. Да, вы… Толкните за рукав мужчину Вашего столика , чтоб обернулся.
Женщина трогает рукав соседа, тот удивлённо оборачивается к кассиру и слышит :
- Ну как вам пельмени ?
- Изумительные
- Ешьте на здоровье… А Вы говорите бездушные… Всё покупаем, цирк закончен.
- Три пельмени, полсметана, хлеб нет,- продолжила помощница.
Я не был на западе, не видел европейских ресторанов для богатых. Наверное и не увижу и мне не с чем сравнивать. Это - да. Но скажите мне, зачем этим людям так трудиться за одну , весьма скромную зарплату? Ни чаевых, ни подарков… Просто труд. Но какое нужно иметь чувство собственного достоинства, чтобы так уважать свою работу. И одесситы ценят это. По сути в простую забегаловку такое паломничество людей. Очереди из живущих здесь , но предпочитая домашней пищи эту; приезжающие со всего Фонтана; из лечащихся в санаториях; из школьников двух прилегающих школ; из больных и медперсонала больниц и санаториев; из любопытных и просто голодных…. Очередь. Бесконечная очередь за пельменями , которые едят за стоячими столами из старых тарелок оловянными ложками. Если бы меня спросили кто одессит, рассказывающий байки за город или сотрудницы пельменной я бы ни минуты не раздумывал. Ответ очевиден. Ешьте пельмени на Шестнадцатой! Гости и горожане, ешьте эти немыслимо вкусные пельмени от людей любящих свой труд и свой город.
Свидетельство о публикации №216040901296