Почему не взял?
Ничего со святыми старцами общего нету. Не в монастыре живёт, в лесу. Да не в пещере какой, а избе большой, добротной. С банькою. В той, шо бывший председатель поставил для блуда тайного своих городских командиров...
Давно ужо никаких блудящих там нету. Кто ради такого в лес глухой двинет, коли и в городе для этого все удобства налажены?
Дом долго заколоченным стоял.
Да вдруг слушок пронёсси, шо жилец там... И пасека у него, мол, и огород с теплицею...
И де святость тут?
По-правде, не приписывали поначалу никакой святости нестарому мужику, по виду, и до сорока лет дожить не успевшему. Бабы тады по грибы-ягоды ходили, а опосля болтали, шо и нестар, и хозяин крепкай. Видели, заходили... Ишь, любопытные, водицы испить они хотели!
А, когда однажды девчушке малой вывих вправил, домой с подружками на тележке доставил, тогда в деревне его и увидали. Но не благодарили-радовались, а тока обсуждали, шо телега хай и исправная, и коняшка хорошая, да зачем они сёдни, у людей, вона, вездеходы для лесных дорог давно приспособлены.
Но как-то оно так постепенно сложилося, шо стали мужики к нему забредать, да и бабы захаживали совета спрашивать, травы лечебные брать...
Но суров оказался.
Разговоры разговаривал тока ввечеру, перед закатом, и восвояси спроваживал быстро. Ночевать никто не оставался, хотя пришедшего завсегда к столу звал, кормил-поил, нехай, и постным, но голодным гостя не держал.
Непонятно чего, но потянулися люди до него навроди, как росток до солнца, хотя не дюже-то пришлых привечал: работы, мол, много по хозяйству. Наверное, поэтому так само устроилось, шо не более одного гостя за вечер у него и бывало.
А ополсля того случая, как в святость уверовали, каждый вечор кто-то завсегда к нему, но теперича по делу, за помощью или советом, отправлялся. В деревне и в очередь ставать стали, и не только свои, деревенские, но и из ближайших городов приезжие. И Колька бабы Наткин наладил заработок для себя: подвозить чужих к старцу, провожать их до его дома, дожидаться и у деревню возвращать.
Теперь деревенские жили не только тем, шо у монастырь приходили молельники, коим и постой, и пропитание были нужны, а и благодаря тому, шо кто-то к старцу за помощью двигался. Не один уж год, а, почитай, все пятнадцать, почти в каждой избе постояльцы были, неделями очереди дожидалися.
А началося всё с чуда, шо дало отшельнику имя святого.
Привезла тады из города дамочка молоденькая в монастырь дочуру махонькую. Только три годочка той исполнилося. А уж лекари диагноз смертельный поставили: почки отказывают, домой помирать забрать вот и дозволили. Ходить перестала, отекла, всё полусонная лежит, иногда скулит тихонечко и жалобно. Невмоготу было даже смотреть на дитёнка того несчастного.
И к иконе подносили намоленой, и монахи денно и ношно о здравии ребёнка молилися, и мать с колен не поднималася...
Не один день прожила женщина с дочкой в деревушке, немалые деньги и монастырю, и деревенским оставила, а всё хуже и хуже болящей становилося.
Пока однажды утром не явился отшельник.
Сам. Незваный.
Шо-то мамаше сказал, она и отдала ему дочурку.
Забрал ребятёнка и увёз на телеге в лес. Неделю никого в дом свой не пускал, а потом вернулся со здоровой и смеющейся девочкой, отдал её матери и вручил ещё мешок трав каких-то. Велел ровно месяц чаем из них три раза в день перед едой поить, а перед сном вдвоём у иконки, им подаренной, которую сам и намалевал, "Отче наш..." читать. Обязательно. В голос.
А денег не узял. Мол, не исцелится тады малая, если за деньги или другую каку благодарность. Развернулси и уехал. Тока девочку на прощанье перекрестил. И усё.
Вот с того часу и стал странный приезжий святым старцем для усех. За годы эти многим помог сильно, далеко по округе известен стал. Но по-старому жил: один, работал много по хозяйству, иконки свои малевал и молился перед ними.
А недавно слух пошёл, што ученика и напарника ищет. Но шоб человека чистого, ясного, не тока знания отдать в руки надёжные желает, а и напару святые дела творить, людям помогать.
Деревенские сразу смекнули, кого к нему отправить следует -- Сашку-дачника. Он вообще-то городской, но каждое лето, даже с конца весны, почитай до середины осени, туточки, у них. Своим ужо давно стал.
Золотой мужик! И умница редкий. С кем ещё так о Боге поговоришь?
Тока об Апостоле Петре как чешет! Про то, как плакал Апостол, слушая по утрам пение петухов. Напоминало оно ему, как Христа предал. А Христос-то простил и первоверховным сделал!
О как!
Тогда ведь именно Санька-дачник этим вот рассказом про Петра и не дал мужикам прибить Кольку того, бабы Наткиного, что мчался-вёз к старцу мужика городского и не схотел подобрать пацанят, бегавших в лес ёлку на Новый год рубить, обмёрзших до невозможности. Подвезти домой те его просилися, но, ишь ты, не по пути Кольке то было.
Едва пацанята тады до дому добралися. И болели опосля сильно.
Не померли опять же тока из-за трав, шо отшельник одному из отцов передал, снова же с иконками и наказами чаи травные пить и на сон грядущий перед иконками его самописными с отцами вместе молитися.
Вот увещеваниями теми об Апостоле, шо прощать надо, шо слаб человек в немощи своей, но оставлено ему, грешному, всё же время для покаяния, и не дал Сашка-дачник, почему-то зимой у них в деревне оказавшийся, слава Господу, расправу злодейскую учинить.
Но строг Сашка!
Не меньше старца строг!
А то и поболее. Как тады бабу Верку, самогонщицу, властям передал! А?
Она орала, шо мстит, застала его с соседкой своей в сарае и жене рассказать про то грозилася.
Ага! Ведьма старая! Эт-т-т-т Санька-то? Святой да с соседкой вдОвою!? Жена его, правда, всю неделю в городе, работа у ней тама, но в выходные-то здеся, на даче. А по холодам они и вовсе обое в городе.
Строг Сашка и к дурачкам деревенским.
Соберёт народ, притянет кого из дуриков -- и давай на посмешище выставлять, глумиться-потешаться.
А и то верно! Думай головой. Она ведь тебе для мыслей умных дадена, а не для того, шоб шляпу таскать. Очень в деревне любят эти потехи Сашкины. Смеху-то от них! Смеху! Всегда ждут новое представление. А дурачки десятой дорогой Саньку обойти всё время пытаются, да разии от него убережёс-си!?
Только святые отцы за потехи те попрекают, негоже мол, не по-человечески, но любят его всё равно, беседуют с ним подолгу.
Сашка говорит, шо божьей грамоте в монастыре обучается, старается, шоб сокровище бессмертное, душа его, в бомжа не превратилася. Потому как, шо главное в человеке? Душа-а-а-а! Вота!
Любит ишо Санька в храме помолиться, с Богом побеседовать. Но и с мужиками под бутылочку словом перекинуться тоже не брезгает.
А шо ему в деревне-то делать : траву покосил, порыбачил... А дальше чего?
Какие душевные (называет духовными), рассказы-истории деревенским под бутылочку повествует: то про детишках злых, шо пчёлок у банке сожгли, то про мальчика-святого, шо самому Господу звонит, то, шо у страшну минуту, кали тебя любят и ждут, Всевышний может и передумать, не забрать до себя, а жить оставить на Земле грешной...
Нравоучительные истории.
Праведные такие и правильные.
И интересные.
Любят мужики их послушать. А отчего же и не послушать, ведь всё не просто божественное, а и прямо из жизни узятое и так хорошо под бутылочку идёт!
Тому, как прослышали деревенские, шо ищет старец сотоварища, так сразу же на Саньку-дачника и подумали: тока он и сгодится.
С вопросами всё приставали: чего в лес не идёт. А тот всё про супружницу свою, мол, жаль её на произвол судьбы бросать. И до тех пор вопросами Сашка донимали, пока дед Савка, бирюк старый, неожиданно вдруг сказал, шо видел, ходил, мол, Санёк к старцу, да прогнал тот его. С треском прогнал. Кричал ещё услед, шо лицемер Сашка, лживая душа, и захребетник жёнин, скорее он Верку-самогонщицу в дом свой пустит, ниж его.
Чудной старец лесной!
С чего на Сашку-то взвился, чего не взял? Прогнал чего? Никто ему ведь больше так не подходит...
Чудны дела твои, Господи! Не разберёшь твоих святых угодников: хто свят с них, а хто не дюже...
Но как бы там не было, всё одно деревенские одинаково и Саньку, и старца лесного почитают.
Свидетельство о публикации №216040901335
Очень понравился рассказ! Вспомнился "Лавр" Водолазкина.
За "язык" или диалект отдельное спасибо, очень сочно получилось.
Спасибо!
Баранов Сергей Сергеевич 18.06.2021 10:10 Заявить о нарушении
Спасибо за похвалу и рецензию, Сергей Сергеевич!
Мне очень приятно, что мой опус произвёл на вас хорошее впечатление.
С уважением
Надежда Андреевна Жукова 18.06.2021 10:29 Заявить о нарушении