На Поволжье

Долго я собиралась с мыслями,чтобы решиться написать про свою поездку в Саратов и дать отчёт о том как я провела лето.Наконец,я взялась за перо.т.е. за клавиатуру компьютера.Не судите строго.Буду весьма косноязычна.

        Путь наш лежал в город,где на улицах так много золотых огней -т.е.в Саратов.

    Утром в поезде,восстав от сна,я обшарила взглядом нивы Поволжья.Они по идее должны были утопать в солнце. В прежние годы, глядя на них на подъезде к Саратову, мне всегда хотелось запеть

«Ах ты степь широкая!»
(но я всегда боялась,что не правильно истолкуют моё неожиданное пение попутчики и моя подруга,которая весьма строга ,как только я запою).

Но тут-увы…На песни совершенно  не было никакого вдохновения,т.к.степь широкая скрылась за завесой обложного дождя.Некогда лучезарная степь превратилась в самые настоящие заливные луга-так лил дождь.

     Неласково нас встретил Саратов.Но нам такая погода пришлась по душе,ибо так легче было тащить свои сумки и  чемодан:  "Хорошо,что не жарко-говорили мы друг другу."
         

 Часа через два,мы миновав Саратовскую епархию,въехали в новообразованную Покровскую епархию.Их разделяет река Волга.Мы прибыли в Энгельс-Покровск-это старинное его название.Хотя название Энгельс,если абстрагироваться от  фамилии знаменитого  вождя мне вполне импонирует ,т.к. сама фамилия происходит от слова «Ангел»,и название этого города  буквально означает «ангельский»,что тоже неплохо!
      
Полдня прошло в разговорах с хозяйкой дачи,родственницы моей подруги.Я ей привезла кучу духовной литературы-она очень любит читать.Но зная её негативное отношение к Церкви,сразу же подарить ей книжки остереглась.Решила вручить их потом,накануне отъезда или в один из приездов к ней в гости... Не знаешь реакции.И подруга моя некрещёная.Тяжело находиться среди таких людей...

 
У внучки хозяйки весной умерла мама,и я для внучки привезла маленькую икону Спасителя,решив тоже подарить её в конце нашего пребывания в этих землях.

Внучки ещё не было в Энгельсе.На бедную девушку свалилось такое несчастье-смерть молодой матери,сразу после похорон –защита диплома,младший брат-школьник на её руках,и весь дом,сад,огород,огромное хозяйство-всё внезапно свалилось на неё,тяжело ей.Хотя у них хороший отец,но он по работе неделями отсутствует…

Но всё не без промысла Божьего.Может быть Бог избрал её-ведь кто-то должен начать протаптывать путь к храму,чтобы потом привести за собой остальных?
    
 …Вечером мы уже были на даче.В прежние годы из-за жары я жила на веранде-у неё всего одна стена,остальные стены-вьющийся виноград.Но из-за дождя было сыро,и я сразу же поселилась на втором этаже,где я  тут же соорудила себе небольшой иконостас.Поздно вечером подруга удалялась вниз в  свою комнату,а я одна располагалась на втором этаже,зажигала свет,молилась в тишине…
         
 В полутора километрах от дач находился лагерь.И мы ежедневно слышали голос: «В лагере объявляется тихий час!» ,вечерами  на всю окрестность раздавались весёлые песни,отнюдь не пионерские-в лагере шла дискотека.Или же спортивные соревнования-задорные крики  детей пионерского возраста,резкие крики какого-то дяди.Это вносило существенный колорит в наше пребывание на даче.
 
Ещё военные самолёты-их кавалькады  летали и гудели у нас над головами целые ночи напролёт!Но это так здорово!Я махала им рукой с высоты  своего второго этажа! А как же-«Первым делом,первым делом-самолёты!»
    
 Все дни мы плавали в реке.Бывает плывёшь,плывёшь-и видишь как в зарослях тростника утка-нырок купается со своими утятами.Человека в рост она боится,но на плывущую голову внимания не обращает.Вот подплывёшь к ней «зависнешь» на одном месте.И наблюдаешь-утка что-то сипло тявкает своим утятам,а те верещат,верещат и кувыркаются в воде.

Ещё момент речной жизни:встала я на дно и пошла пешочком-там песок,ил,ракушки,камешки.Нащупала ногой камень побольше,и вдруг из–под камня  меня кто-то цап за палец! - Рак!
«Не ходи здесь!Тут подводное Царство!А ты,небось не Садко!»
 
В саду,где поспела малина и вишня, на абрикосе поселилась варакушка. Это такая птичка с сине-красным оперением у горла.Пение её очень напоминает пение соловья. Каждое утро на зорьке она начинала свои птичью «молитву» ,и вечером на  закате ясного солнышка тоже оканчивала прожитый день своим прекрасным песнопением!Варакушка прекрасный пересмешник!Мы дважды слышали,как вдруг на дереве заквакала лягушка.Это варакушка решила спеть по-лягушачьи!
   
 Ещё в саду жило много славок.У них уже вывелись птенцы- «славики».

Однажды  я в саду поймала ящерицу и устроила ей фотосессию.

 Ночью окрестности оглашала своим криком совушка.Вслед ей вторил неизменный хор лягушек.Где-то за околицей раздавался голос какого-то степного жителя-грызуна.
 
Рядом с дачей простирается степь.Конечно же мне не описать её простора,её особой красоты-это уже Гоголь сделал в «Тарасе Бульбе».Мы вечерком ходили гулять в степь-любуясь её лаконичным, скупым,немногословным пейзажем-лох,полынь,синеголовник,какая-то высохшая трава…

Раздавался как трещотка-стрекот кузнечиков,которые летали,показывая нам свои крылья-у кого красные,у кого голубые.За ними не угнаться!Зато какая радость,когда схватишь кузнеца,запутавшегося в траве!Посмотришь на него,и-лети давай дальше.А он-прыг-и к тебе на голову,безмозглый!

      Так шли дни за днями.И  я ждала того момента,когда я убегу от  степенной степной жизни в Саратов на встречу со своей давней приятельницей!

 Ну вот,наконец мы с ней созвонились  ,договорились о дне встречи.С утра я даже в речку не полезла-ответственно собиралась к выезду в город из своей деревни.
 
 И,петляя по дорожкам дачного посёлка,утопающего в разноцветных цветах,я  вышла на шоссе ,и  маршрутка повезла меня в Энгельс.Сельский пейзаж сменился городским.Вот уже я перемахнула через мост, и оказалась в Саратове.

Приятельница в красивом платье приехала ко мне минут через двадцать !Мы были очень рады встрече!Сначала мы  вместе пошли в Троицкий храм.Это очень старинная саратовская церковь,которая никогда не закрывалась.Там много икон,мощевички.Я приехала с утра,но богослужение уже окончилось.Мы ходили по храму,молились и ставили свечи.

 Потом во дворе церкви решили сфотографироваться! Прихрамовую территорию отреставрировали,сделали прудик с диковинными рыбками,через прудик опрокинули мостик-красота!

Накупила пирогов,которые продают в церковной хлебной лавочке.

 Жуя на ходу пироги,мы пошли дальше-в Крестовоздвиженскую церковь.Там раньше располагался монастырь,снесённый при советской власти.Раньше,в мои прежние приезды в Саратов,там висела мемориальная доска-т.к. от монастыря осталась всего лишь арка.А теперь там красуется большая мозаичная икона свт. Николая Чудотворца.На месте монастыря жилой дом,а в маленьком домике,построенного на рубеже 19-20 столетия теперь ютится крошечный храм Воздвиженья Креста Господня-домовая такая церковь.Там,как часто бывает в маленьких храмах,очень благодатно и уютно!

 Не знаю о чём я думала,но имея  при себе шикарный фотоаппарат,забыла снять и икону Николая-Угодника, и эту церковь.Ой,как жалко!

     Жуя пироги дальше,мы пошли в Саратовский порт кататься на прогулочном катере!Нас как будто ждали.Едва мы заскочили внутрь по трапу,так здесь же отдали швартовые и мы поплыли,углубляясь в синие воды Волги,образующей в этом месте водохранилище.Ну настоящее море у них в Саратове находится!!! Везёт им,саратовцам!

    Приятно было созерцать берега Саратова,который со своими новыми небоскрёбами стал похож на какой-то морской заграничный порт,и привлекателен был противоположный берег ,где скромно сидел,вдавшись глубоко в степи Покровск-Энгельс.На водохранилище острова.

Я всё спрашивала приятельницу-можно ли на них жить?Но она отсоветовала,ибо они и заболочены,их и затапливает,и вообще, она,кажется,сосем мне не желает судьбы Робинзона Крузо!

     Причалив,мы пошли в город. Улицы Саратова старые,местность пересечённая.Невесть откуда с дерева на асфальт переулка нападали абрикосы!
Из-под ног,на каменной улице,по асфальту,разлетались кузнечики.День был жаркий,прогулка по синему морю нас освежила!

  Приятельница привела меня в кафе «Арбуз» Юг ведь!.В Саратове кафе «Арбуз»,это в Москве кафе - «Дрова» и «Ёлки-палки»!

Потом я села на автобус,который унёс меня за синее море,в Энгельс-Покровск,на родину композитора Альфреда Шнитке!Я зашла в Троицкий собор Энгельса ,и поставила на канун самую большую свечку «за Шнитке»!

    Дни шли своим чередом.Отгремела гроза,отключили электричество, поселок ранее обычного погрузился во тьму и абсолютную тишину ,только из  лагеря доносилась развесёлая музыка.Но это до одиннадцати.Потом у них отбой,а у нас уже звёздная ночь и луна.Да,застали звёзды,дни пошли на убыль.Как говорится в народе «Петр и Павел на час день убавил»

    В праздник свв.Петра и Павла мы поехали в Москву.


Заехали попрощаться с подружкиной родственницей.Она накормила нас обедом,уже последние штрихи,и я решилась,молясь в душе,подарить ей книжки-духовную литературу и икону для внучки.

 Как же бабушка была рада!!!Она так ликовала-такая реакция превзошла все мои ожидания!

-Теперь весь подъезд наш будет читать!-с искренней радостью сказала она,-я всем подругам дам!Спасибо,большое спасибо тебе!

А иконочку увидела,всплеснула руками:

-Икона?! Ольге?!-она взяла её с благоговением,-а кто это на ней?Спасибо!Обязательно передам Ольге!

Так и расстались.

На вокзале я зашла в часовенку святителя Николая.Поставила свечки,помолилась на дорогу.

..И вот уже наши тяжёлые сумки и чемодан «спят»под нижней полкой.А мы наливаем себе чай.За окном-«степь да степь кругом»,ландшафт великолепен,на просторах поля подсолнухов!Потом начинаются тамбовские леса,где живут тамбовские волки.В сумерках видно сёла,овраги-балки,заливы Хопра.Когда мы ещё вернёмся сюда?


Рецензии