Отчаяние и надежда

Когда хочешь докопаться до сути чего-нибудь, лучше это сделать, анализируя сновидения, работу подсознания. Там находятся истоки, поняв которые, можно выйти сразу на суть, минуя множественные промежуточные этапы в поиске истины. Попробую понять предназначение надежды и отчаяния, на основе реальных событий, анализ которых можно производить как в бодрствующем состоянии, так и во время сна. Одно и то же событие можно интерпретировать по разному, в зависимости от ситуации. При жестко – консервативном мышлении, интерпретации событий не происходит, так как эмоциональный опыт фиксируется «раз и навсегда» и не подлежит сомнению. На этой основе психотравмы могут застревать на всю жизнь и образуются многочисленные болезни…. Для исследования темы, обращусь к событиям, когда меня уносило на надувном матраце в открытое море (рассказ «Волна»)…. Заплыв на матраце в штормовую волну относительно далеко в море (к рыбачьим сетям), я надеялся, что меня волны понесут к берегу, как это было в прибрежной полосе, но там оказалось сильное течение и меня потащило в открытое море (я это определил по жердям, на которых крепились рыбачьи сети). Вначале страха не было и я решил, что справлюсь с течением, но самое большее, что мне удавалось делать, это, гребя изо всех сил руками, удерживаться на одном месте. С усталостью и осознанием своего ужасного положения, начал все больше одолевать страх, хотя по началу, я его напрочь отметал, потому что не допускалась сама мысль о гибели. Вон, он, берег и люди на нем, и я на матраце. Нелепо даже думать о возможной гибели. Но реальность принуждала видеть и признавать правду. С течением справиться не могу, без матраца тоже справиться не могу, потому что без него приходится прилагать слишком большие усилия, чтобы приподнять себя над волной и увидеть берег. Но стоило только опуститься вниз, как ориентир полностью терялся и в какую сторону плыть было совершенно непонятно…. По небу поплыли тяжелые свинцовые облака. Ветер усиливался, дело было к вечеру, волна штормовая, никто не знает где я и с берега меня не видно. К тому же я устал, замерз и ночь мне не продержаться. И меня просто никто не заметит. Абсолютно нет выхода. Сильно хотелось зациклиться на надежде, что все будет хорошо и ничего плохого со мной не случится, но такой подход уводил в самообман и не позволял искать выход. Спрятавшись в самообмане я получу временное облегчение, но в результате, потеряю драгоценное время, а вопрос надо постараться решить засветло. В данном случае, надежда хоть и давала силы для сопротивления, но заводила в смертельный тупик. Надежду начало сменять отчаяние, вызванное безысходностью (отчаяние – крайний вид депрессии). Именно страх за свою жизнь, отчаяние принудило меня пересмотреть отношение к реальности. Я как утопающий за соломинку, уцепился за ранее отрицаемые варианты. Я обратился за помощью к покойной маме. Это была моя последняя надежда, в которую я уже не верил, но надо было использовать любой, даже самый маловероятный шанс. В то время я не верил ни в Бога, ни в черта, был закоренелым атеистом. И к маме, при ее жизни, в подростковом возрасте относился не очень, считая ее виновницей всех моих несчастий (многие подростки, когда у них что-то не ладится в личной жизни, обвиняют в этом, в первую очередь, своих родителей – подростковый эгоизм). А тут, всплыл образ покойной мамы, которая была при жизни коммунисткой, атеисткой. Я начал каяться перед мамой за все, что плохого ей сделал и сказал, что не хочу «туда» и чтобы она мне помогла, спасла от неминуемой гибели. Каясь, прося прощения и помощи, я одновременно пытался просмотреть ситуацию с атеистических позиций: «Чем покойная мама может мне помочь? На матраце справиться с течением не могу, без матраца тоже не могу, абсолютно нет выхода». Смотрю, а мама мысленно указывает мне глазами «наверх». Я спросил у нее: «К Богу, что ли, обратиться за помощью»? А она молчаливо продолжала мне подавать знаки. И тогда я, от полной безысходности и отсутствия каких-либо других вариантов обратился к Богу с просьбой о помощи. Начал говорить, что каюсь во всем плохом, что я когда-либо сделал и обещаю, что буду вести себе правильно. И тут же думаю: «Чем Бог может мне помочь? Я все перепробовал, абсолютно нет выхода». Отчаяние принудило меня отказаться от всех наработанных вариантов, загнавших меня в тупик, в том числе, оно поколебало мои атеистические представления и внесло в мое сознание представление о раскаянии, прощении, духовности, человечности, что способствовало восстановлению равновесия. Я начал не представлять ситуацию, а всматриваться в нее и тогда я увидел то, что до этого в упор не видел. Крутясь на матраце, чтобы размять закоченевшие конечности, я сел на него верхом и задняя секция поднялась вертикально (тогда надувные матрацы были из трех секций). У меня тут же мелькнула мысль: «Парус». Был сильный ветер в строну берега. Зажав заднюю секцию ногами, я использовал ее как парус, что позволило мне выплыть к берегу. Не обратись я тогда за помощью к покойной маме, Богу, эта мысль просто не пришла бы мне в голову. Ради спасения, мне пришлось смирить гордыню и увидеть и прочувствовать чужую боль, чужие страдания, признать свою неправоту и раскаяться. Вся нужная информация находится вокруг нас, но открывается нам только при устойчивом равновесии, при котором духовное и материальное – суть единого целого. Отчаяние заставило меня пересмотреть мое отношение к людям, жизни и к самому себе. Чрезмерная надежда же, могла завести в тупик. Когда благодаря отчаянию, я все же нашел выход, появилась надежда на спасение, которая удесятерила мои силы. Отчаяние, без всматривания (видения) может сломать и погасить надежду. Это я потом разобрался о положительной роли видения, а в тот критический момент моей жизни, именно отчаяние принудило меня признать отрицаемую сторону медали. Но это все равно, не укрепилось надолго. Пришлось не один раз наступать на одни и те же грабли, пока не пришло осознание, что без уравновешивания эгоизма альтруизмом, без устойчиво – неустойчивого равновесия, я не могу быть полноценной личностью и мировосприятие не может быть объективным, целостным, не искаженным…. Надежда – это хорошо, она дает человеку силы справляться с ударами судьбы, но она же может загнать в тупик, если человек не будет решать проблемы, которые порождают страх. Многие убегают в мечту и надеются, что она осуществится, ничего не предпринимая для ее осуществления. Так в надежде и жизнь может пройти, а ничего не изменится. Если изначально видеть и признавать правду, то не будет создаваться ситуаций, загоняющих в безысходность, отчаяние. Раз возникла такая ситуация, значит мы сами себя под нее подвели, а это значит, что надо пересмотреть все свои «незыблемые» истины и изменить взгляд на привычное, как это произошло со мной, когда жизнь поставила на грань жизни и смерти.  Многие люди начинают уверовать в бога именно после таких потрясений. Но здесь важно не заехать в крайность веры, иначе тупиковая ситуация может повториться. Всегда должен сохраняться баланс сил между противоположностями, тогда отношение к реальности будет разумное, что убережет от многих ошибок.                9.04.2016 г.


Рецензии