Глава VI Вечерний разговор

Над телецентром медленно собирались тучи, предвещавшие ночной дождь. Невысокий, средних лет мужчина, в рясе, направлялся ко входу держа в одной руке небольшую дорожную торбу, а в другой толстую книжку, на обложке которой было написано "Оккультные секты". Книжка была открыта, и священник её внимательно читал. Он дошел прямо до входной двери и остановился. Пытаясь войти, он толкал дверь плечом. Но дверь не поддавалась. Попробовав ещё пару раз, мужчина оторвал взгляд от страниц и удивленно посмотрел перед собой. На двери висела табличка "Открывать на себя". Аккуратно закрыв книгу, вложив на недочитанную страницу закладку, священник взял ее двумя пальцами руки, державшей торбу, а освободившейся рукой потянул дверь за ручку на себя.
Проникнув, наконец, в здание, он спросил у проходившей мимо девушки, где находится студия 3.
- Прямо по коридору, слева. - ответила она, с любопытством рассматривая посетителя.
Священник медленно направился вперед по коридору, внимательно вглядываясь в таблички на дверях. Пройдя до его самого конца, он в растерянности замотал головой и два раза повернулся на месте. Постояв минуту, он так же медленно пошел в обратную сторону, но смотрел уже на таблички дверей другой стороны коридора. И вот он снова оказался у дверей, которые ещё недавно не пускали его внутрь. На его лице была растерянность. Неуловимая студия 3 не поддавалась открытию. Дойдя до середины коридора, священник остановился, посмотрел назад и в этот момент дверь слева открылась и из нее вышел известный телеведущий популярной программы "Вечерний разговор".
- Отец К, ну мы вас просто заждались! - в голосе ведущего чувствовалось раздражение, смешанное с нетерпением. Он взял священника под руку и ввел в помещение.
- Ой, вы знаете... - начал поп, - какое-то наваждение просто. Я стало быть иду сюда, из нашего антисектантского центра, читаю по дороге, и прямо какие-то вот силы закружили меня и водят тут по коридору из одного угла в другой. Я все никак не пойму ... сказали что третья студия слева по коридору, и я вот хожу смотрю и думаю, ну слева... да... а с какой стороны слева-то... с той или этой... и почему слева... Вот бесы они слева ведь и студия третья, да вот третья... слева да. - Священник покрутил рукой над своей головой.- Вот ведь закружили-то...
Он улыбнулся, и ведущий улыбнувшись в ответ, сказал:
- Ну уже пора, присаживайтесь в кресло. Сейчас придет гример...
- Гримера не надо, обойдусь...
- Ну ваше дело. - Ответил ведущий и повернулся в сторону камер.
Начинался отсчет до начала программы.
 
-Уважаемые телезрители, в эфире программа "Вечерний разговор", и у нас в гостях известный христианский богослов, декан богословского факультета Христианского Университета отец К. Здравствуйте, отец К.
-Добрый вечер. Благослови вас Господь!
-Отец К., наш сегодняшиний разговор пойдет о вашей неожиданной инициативе, в христианской среде. Я имею в виду мысль поддержать идеи, изложенные в законе о религии, о прохождении тестов для тех, кто намерен объявить себя верующим. Что сподвигло вас на это?
- Вот вы знаете, что я служу в церкви и много людей обращаются ко мне за советом и духовной помощью. Так вот мне печально слышать как вроде бы верующие люди совершенно не знают самых основ христианства... Конечно, я не могу пройти мимо, когда вижу, что женщина или мужчина, носящие крестики, читают богопротивные "диагностики кармы", гороскопы... и мой долг как христианина удержать их от пагубы. Вот я езжу по стране с лекциями, при храме, где я служу, есть воскресная школа, курсы катехизиса... я приглашаю людей прийти на лекцию, пройти самые основы...И вы знаете, я вижу какое-то неподдельное неприятие, нежелание у людей...
- Вы сейчас хотите сказать, что сами люди не желают знать, во что они верят?
- Нет, не так однозначно... но, именно вижу духовную леность... это непременно ведёт к ошибочному пониманию самой сути. Так вот, видя все это, я уже давно задумывался над тем, как можно преодолеть это духовное безразличие. И когда я прочитал закон, то внутренне даже согласился, что те, кто называют себя христианами, обязательно должны ими быть по сути, а не по названию. Господь наш говорит "много званных, но мало избранных". Так вот, я не печалюсь о том, что если вдруг кто-то не пройдет тест. Не всё сразу. И не все сразу. Обретение истины - тяжелый путь, как и обретение веры.
- Тогда как вы смотрите на практику крещения младенцев? Не кажется ли вам, что человеку лучше принимать веру, будучи уже взрослым?
- Нет, не кажется. Вы вот подумайте, почему мы считаем, что нужно обязательное крещение. Господь наш Иисус Христос просил, чтобы приводили к нему детей...
- Да, но ведь дети не всегда понимают смысл религии, тем более младенцы...Ведь они могут вырасти, и отвергнуть вашу веру. А им будут говорить "Ну вы же крещеные!" Вот что им делать?
- Вы не понимаете... христианским воспитанием детей занимаются их "крестные родители". Это их обязанность, которую они сами на себя возложили...
- И как протекают их успехи на этом поприще? Вы же сами можете видеть, что они почти не уделяют этому внимания.
- Да-да... и вот это самое страшное. Ведь быть крестным отцом или матерью очень почетно. А люди думают, что можно ограничиться только крещением, и забыть про духовное наставничество. Это совершенно неправильно. Вы представляете, но многие из крестных не то, что основ не знают, они даже "отче наш" не могут прочесть. И меня это сильно печалит. Люди не понимают, что выбирать крестных для ребенка следует из тех, кто действительно может быть духовным наставником.А вместо этого приходят вообще далекие от духовной жизни люди. Я вот не могу запретить им брать таких людей... а хочу. Мой долг пастыря направлять людей на путь, а не потакать их прихотям. По возможности я провожу беседу с будущими крестными, рассказываю об их обязанностях в будущем... Но как вот еще быть, когда эти люди в церкви-то почти не появляются? Даже христианскую жизнь не ведут.
- Патриарх, помнится, в одном из своих выступлений говорил, что количество верующих увеличивается...
- Вы знаете, я не вправе критиковать патриарха, но я имел встречу с ним и мы говорили на эту тему. Количество да, а вот качество - нет. И хуже всего, что это количество чаще извращает. Для меня, как члена Тестовой комиссии, самым важным является внесение особых дополнений в подзаконные акты.
- Что вы имеете ввиду?
- Я говорю о том, что крещение младенцев можно бы и разрешить, если его родители прошли тест, его будущие крестные прошли тест.
- Ну допустим, что это разрешили. Ребенок вырос и решил стать мусульманином или атеистом. Какой смысл был в крещении?
- Я не исключаю такого. Но, все же надеюсь, что этого не случится. И на это у меня есть основания...
- Назовите эти основания. Я думаю нашим зрителям это будет интересно.
- Вера его родителей, которые прошли тест, самое главное основание. Маленький ребенок будет видеть перед собой живое подтверждение того, что вера в бога действительно творит чудо. Вера его родителей подтверждается делами. Ведь, как можно заметить, очень часто слова расходятся с делами. Ребенок слышит: "Надо верить в бога". Но он не понимает, как можно верить в бога.
- Ну, обычно, детям просто говорят "бог есть" и что в него нужно верить.
- Да, но дети же все видят. И если родители в своей жизни отступают от того, что заявляют, то их дети впадают в еще большее неверие. Сомнение в вере часто бывает. У меня оно тоже было. Но, это преодолимо. Нужна опора, якорь который удержит от падения в бездну. В верующей семье дела подтверждают веру.
- Отец К. у нас тут звоночек в студию. Первый на сегодня. Давайте послушаем. Говорите, пожалуйста... ваш вопрос...
- Да, здравствуйте... у меня вот такой вопрос... вот вы говорите вера там... дела... так... хочу сказать... ни по чему не видно вашей  веры. Если бы вы действительно верили в такие изумительные, потрясающие вещи, вы жили бы иначе. Вот... что можете сказать...
- Спасибо! Ваш вопрос понятен. Так что отец К.? Что вы можете ответить на этот вопрос? Ваше мнение...
- Да... ну... Вы ведь верите в неизбежность своей смерти? Не только верите, но знаете наверно. Ну и что же? - сильно ли это отзывается на характере вашей жизни? - нисколько не отзывается.
- То есть, вы хотите сказать, что вера никак не сподвигает к изменению своей жизни?
- Нет, я хочу сказать, что не всё сразу. Духовный подвиг веры, начатый недавно, в любом случае даст результаты. Но чтобы они появились, требуется не просто вера, не заявление о своей вере, а духовная работа. Тут и молитвы, и дела, направленные на добро(благотворительность и прочее). Выполнение обрядов. Очень многое. Требуется полноценная духовная жизнь. Только после этого появляются доказательства вашей веры...
- Извините, у нас новый звонок. Давайте послушаем. Говорите, пожалуйста. Алло... мы вас слушаем...
- Алло... алло... я в эфире?..
- Да, говорите...
- Я что хочу сказать... вот батюшка говорит правильные слова...но, я как думаю...Те, кто хочет доказательства для своей веры, - на ложном пути. Вера - свободный выбор, и там, где есть хотя бы скрытое даже от самого себя желание доказательств, - нет веры. Знаки Богоявления не надо принимать, как "доказательства", - этим мы снижаем, перечеркиваем подвиг веры. Вы согласитесь со мной?
- Спасибо за ваше пространное рассуждение... Что вы скажите отец К.?
- Звонивший прав в одном: желание иметь доказательства - ложный  путь, верно. Но желание не иметь их тоже. Вера без дел - мертва, говорит апостол Иаков в послании.Что это значит? Сама вера по себе - большая сила. Но, надо и поступать по вере. Сама вера спасти не может. Покажите мне свою веру без дел. А я покажу свою в делах своих. Очень многие не понимают и даже ложно толкуют слова апостола Павла о спасении верой. Вот к примеру, иудеи или мусульмане обязаны выполнять предписания собранные в Шулхан Арухе или шариатских предписаниях. И этого вполне достаточно для подтверждения их веры. В христианстве все сложнее. У нас тоже есть предписания, заповеди, которые мы обязаны выполнять. Но, есть еще и Христос, без веры в которого все наши дела не имеют смысла. Многие, правда, считают, что апостол Павел, говоря о спасении верой, отрицает дела веры. Это не так. Наши дела должны быть связаны с верой в Господа. И это поднимает нас выше других. Я не говорю, что мы какие-то особенные, а другие неправильные. Нет. Наша вера, подтвержденная в наших делах, дает нам возможность стать детьми божьими. И по милости господней нам будут ниспосланы те дары веры, о которых нас спрашивают неверующие...
- Вы имеете в виду исцелять больных, превращать воду в вино?..
- Я понимаю, что для вас это смешно, но если господь сподобит, то и этого можно будет достичь.
- Так почему же не достигаете?
- Маловерие: вот главная причина.
- А как же вера с горчичное зерно?
- По милости божьей дано будет это. Но, я ещё раз хотел бы обратить ваше внимание на то, что начало пути для достижения этих даров самое трудное. И способности творить чудеса не самоцель. Никто не достигнет всего этого сразу.
-Тогда вы можете рассказать как именно всего этого можно достичь? Ну хотя бы примерные несколько пунктов.
- Конечно. Я уже внес на рассмотрение комиссии несколько своих предложений, которые были мной получены в результате долгой миссионерской, просветительской и учительской работы. Так как я веду курсы катехизации и преподаю богословие, у меня определенно имеются свои собственные идеи для улучшения того состояния веры, которое сейчас сложилось. Мы имеем большой опыт святоотеческой традиции, и мне потребовались многие годы, чтобы собрать те жемчужины мудрости, рассыпанные по житиям, духовным письмам наших святых своим духовным чадам. Я сейчас читаю специальный курс лекций на факультете. Мои студенты называют его "Как обрести веру". Тема действительно сложная. Но в проекте теста для христиан я полностью изложил те положения, те идеи, которые есть в этом курсе.
- Насколько я знаю, советник президента Аллен одобрил ваши предложения.
- Да. Так как он курирует работу комиссии, то мне пришлось выйти напрямую на него со своими предложениями. Я пригласил его на свои лекции. И он посетил все девять лекций, чего, согласитесь, не всегда можно ожидать от человека противоположных взглядов.
- Что, на ваш взгляд, могло привлечь его в ваших предложениях?
- Думаю, события, которые произошли недавно, неизбежно повлияли на его мнение о том, как именно должно происходить тестирование. Что должно содержаться в тестах. Я рад, что меня допустили к участию в комиссии, потому что первые проекты тестов были совершенно никуда не годными. Они не отражали самой сути христианства, так как были написаны религиеведами-атеистами. Эти люди ничего не понимают. Они не знают о сути духовной жизни, саму внутрицерковную жизнь понимают превратно.
- Так что же, ваш проект тестов позволит более эффективно отделить зерна от плевел?
- Я понимаю вашу иронию, но замечу, что не претендую на истину в последней инстанции. И быть на месте Господа не собираюсь. Мой проект - не отделение овец от козлищ, а толчок для тех, кто, не пройдя тест, задумается о своей жизни, о своей духовной жизни прежде всего.
- То есть вы предполагаете, что многие не смогут пройти этот тест?
- Да он очень жесткий, даже более чем. Мы долгое время... я говорю "мы", потому что и сам в этом участвовал, потакали человеческим слабостям. За многие годы я убедился, что как необычайно были правы древние соборные установления. Сейчас все очень расслаблено. И хуже всего, что расслабленные люди стремятся быть более "святыми", не имея для этого никаких оснований.
- Вы имеете ввиду лиц из околоцерковных братств?
- И их тоже. Я встречался с ними. И меня удручает то, что они при всей своей пылкости не понимают самой сути веры. То они борются с еретиками, богохульниками, то еще с кем-либо. Но в их действиях нет ничего христианского. Это называется "прельщение". Дьявол использует их для того, чтобы отвратить многих от Христа. Нельзя брать на себя исполнение божьей воли. Господь пошлет наказание тем, кто отступил от него, и без таких помощников.
- То есть их борьба против богохульников противоречит христианству?
- Их борьба есть следствие недостаточной катехизации. Бог поругаем быть не может. Всякая хула на Отца и Сына простится, но на Духа Святого - нет. И Господь сам определит наказание для хулителей на Суде.
- Отец К., вернемся к вашему проекту тестов. Всё-таки, поделитесь с нами, что именно вы включили в него.
- Отталкиваясь от своего курса лекций, я счел необходимым дополнить первый проект, сделанный не мной.
- Поясните для наших телезрителей, что было в этом первом проекте. Думаю, не многие знают... для сравнения.
- Когда я впервые ознакомился с его текстом, то увидел, что его авторы видят христианство как какой-то набор правил. К примеру, нужно знать основные догматы, заповеди, молитвы и прочие разные мелкие детали. Какой-то набор для детей, сдающих тесты по физике. Христианство не физика и не химия. Это не набор конструктора для детей. Христианство не только философия, и не этические стандарты или преданность религиозным ритуалам. Какой смысл знать список всех церковных праздников и не знать, к чему они относятся, их суть? Какой смысл знать список всех чудес, совершенных Христом, и не быть при этом в личной связи со Спасителем? Конечно, я был очень недоволен. Ведь речь идет о вхождении человека в круг верующих. А это совсем другой уровень понимания.
- Что же вы предложили в первую очередь?
- Я внес следующее изменение:чтобы человек считал себя христианином, он должен уподобиться Христу. Стать образом божьим. Уверовать в Христа настолько, чтобы каждое дело, совершенное им, показывало эту веру. Недостаточно просто признать Христа Спасителем. Но нужно жить в соответствии со сказанным им. Вот мною предложен такой вариант опроса: можете ли вы отдать все, что у вас есть, тому, у кого нет ничего? Готовы ли вы отвергнуть родственников, если Господь призовет вас к уединенной жизни? Готовы ли вы пострадать за имя Господне?
- Действительно, очень серьезные вопросы. Как вы думаете, многие ли люди смогут принять такое?
- Надеюсь, что настоящий христианин без промедления сделает это.
- У нас звонок в студию, говорите, мы вас слушаем.
- Здравствуйте, батюшка. Вот вы сказали про отвержение родственников. Разве это по-христиански? Многие секты требуют того же. Спасибо за ответ.
- Хороший вопрос, благослови вас Господь. Ведь о чем идет речь. Трудность отношений между близкими по крови, и вообще в семье, зависит от того, что в семье (муж - жена, родители - дети) господствуют обычно отношения инстинктивно-природного порядка, и если один из членов ее живет духовной жизнью, то ему приходится плохо. "Враги человеку домашние его" - сказано об этом случае.
- Что же еще вы предложили?
- Прежде всего начало христианской жизни начинается через смирение.Как велика сила смирения! Как обессиливает отсутствие его. Смиренный, даже при отсутствии большого ума, талантов, берет в плен все сердца. Сущность гордости - замкнуться для бога, сущность смирения - дать богу жить в себе. Грехом, гордостью одного человека пало единосущное ему человечество, и смирением одной же, рода нашего, оно возродилось. Во всем надо полагаться на милость Божию. Все святые считали себя грешными. Не надо злословить или совершать насилия над другими. Поучайте добрым словом.Что Божье? Божье - любить ненавидящих. Дьявольское - ненавидеть, оскорблять любящих. Человеческое - любить любящих, ненавидеть ненавидящих. Так будьте совершенны, как Отец ваш Небесный.Смирение есть подвиг во имя Божие. Готовы ли вы быть смиренным? Вот один из вопросов теста. Что для вас смирение: отказ от самоправедности, упование на милость божию?
- Отец К., а приведите пример отказа от самоправедности.
- Это притча о мытаре и фарисее. Фарисей в храме похвалялся своей праведностью, в то время как мытарь бил себя в грудь и каялся в грехах. И для бога важно искреннее раскаяние мытаря, чем надутая самоправедность фарисея. Его ложное понимание. Самоправедность вырастает из гордыни и прирастает завистью, злобой. И в конечном итоге ведет к маловерию или полному неверию. И все скрыто за масками.
- Почему так?
- Думаю, что все это действие сатаны, дьявола. Дьявольская сила действует в людях. По её наитию это и происходит.
- То есть, вы считаете, что  дьявол, заставляет людей совершать грехи?
- Несомненно. Люди плохо различают что есть божие, а что дьявольское. Ослепленность своей собственной исключительностью ведет к прельщению. И вот новый вариант тестов и позволит выявить это прельщение. Вот ко мне приходят на исповедь, и я вижу какое-то поголовное равнодушие. Благодарю бога, что он почти всегда дает мне переживать исповедь как катастрофу. Ведь почему у святых такое острое ощущение своей греховности? А от того что они близки к источнику света - ко Христу. Что больше всего страшит? Состояние нечувствия, духовной лени и слепоты. Какую боль и раскаяние должен был бы вызывать грех, какую жажду покаяния  и прощения должна была бы вызывать душа! Ничего же этого обычно нет. Да и кругом жизнь так идет, как будто и впрямь все благополучно на свете. Это равнодушие, может быть, и есть результат того духовного разрушения, которое является последствием греха.
- Так значит, покаяние не всегда может приводить к исполнению молитвенных просьб? Покаяние может быть неполным? Как отражено в тестах это?
- Вы знаете, равнодушие верующих - вещь гораздо более ужасная, чем тот факт, что существуют неверующие.
- Что вы хотите этим сказать?
- То, что мы ежедневно каемся в грехах. Мы постоянно о них вспоминаем и чем больше мы о них вспоминаем, тем больше их становится. Каждую исповедь я слышу и вижу, как  растет в людях это неполное покаяние. Каждый раз я слышу повторение одного и того же. Люди не осознают, что полное раскаяние не предполагает совершение того же греха повторно. Сказано Господом "Иди и больше не греши". А вместо этого что? Несовершенны люди? Пастыри духовные, потакающие человеческим слабостям: "Сделайте послабление в посте, ваше здоровье не так крепко" и все такое прочее... вот оно умножение равнодушия и духовной лености. Только полное и глубокое раскаяние ведет к обретению благодати божией.
- Скажите, отец К., а вот посещение церкви, исполнение всех обрядов как-то приближает людей к обретению веры?
- Приближает, если есть живая вера. Постоянное наше самооправдание - это, мол, еще грех не велик, и самоуверенная мысль - "до большего себя не допущу". Но горький опыт всем нам много раз показал, что раз начатый грех, особенно - разрешенный себе, - овладевает человеком, и возврат от него почти никому непосилен. Среди нас ходят живые мертвецы,смерть их души наступила прежде смерти телесной. Таковые и в церковь могут ходить каждый день и все обряды выполнять. А вот живой веры не имеют. Ведь в чем заключается живая вера? В главе 16 евангелия от Марка даны признаки веры, и каждый верующий обладает всеми этими признаками. А в действительности? Если так понять слова евангелия, то тогда ясно же, что веры в нас нет.
- Насколько я помню, это очень суровые требования. Вы обладаете чем-нибудь из перечисленного?
- Мне остается только уповать на бога. Если Господь сподобит, то получу эти дары веры.
- Что же еще остается?
- Может быть утешением будет объяснение апостола Павла о различных дарах Духа Святого: "Одному дается слово мудрости, другому слово знания, иному дары исцеления"...
- Ну судя по всему, ни того, ни другого у христиан не наблюдается...
- Вы бьете в самую больную точку...
- Ну так ведь есть же способы обретения даров веры?
- Да, есть такие способы. Я обращу ваше внимание на основные. И хотя в тексте теста их больше, но чтобы не перегружать, назову основные. Самый главный - стяжание духа святого. Вот главная цель жизни христианина. Не мирское, но духовное. В идеале полный отказ от мирской жизни. Молитва. Постоянно молиться. Молитва это разговор с богом. Господь услышит нас. Молясь мы пребываем на связи с ним. Я своим прихожанам, студентам, ученикам все время говорю: выучите Новый Завет наизусть, ибо в нем вы найдете нужные ответы. Читайте, исследуйте писание, как говорит Господь. Помогайте нуждающимся, нищим. Почему надо подавать всякому нищему, не входя в рассмотрение его достоинств, и даже, если знаешь, что он недостойный человек: кроме того, что дающий обогащает себя духовно, а запирающий свое сердце и кошелек - грабит самого себя, - кроме этого, отказывая в милостыне, особенно у самых врат церковных, мы наносим тяжкий вред просящему, поселяем в нем злобу, убиваем веру, возбуждаем ненависть к богатым, сытым, религиозным. Не пребывайте в праздности, но трудитесь постоянно. И если уж так произойдет, что придется пострадать за веру, то не бойтесь этого. Смирение ваше победит сатану. Молитесь за богохульников, ибо делают это они по дьявольскому наитию. Господь откроет им глаза.
- А как вы считаете, должен ли быть священник, выполняющий роль посредника между богом и людьми, безупречным?
- Определенно это необходимое условие. Священник есть пример для мирянина. Невозможно убедить другого человека словами или насильственными действиями принять вашу веру. Только личный пример увлекает других следовать пути, на который вы уже вступили и которым следуете. Если священник показывает свое равнодушие, отсутствие живой веры, то такой "худой пастырь" убивает веру в людях.
- А что если в округе нет других священников? Что делать людям?
- Прихожанин может спокойно спасаться и без помощи такого священника. Есть люди, которые, как будто не веря в бога, "живут морально, делая добро". Большею частью это ложная мораль и фальшивое добро, изнутри отравленное скрытым тщеславием и гордостью. Если же это - чистое Добро, то эти люди, сами того не зная или не умея назвать бога, прикасаются к его ризе.
- Значит ли это, что священники не нужны?
- Это значит, что по милости господней к ним будет отправлен добрый пастырь. Ибо Господь, видящий худое, делаемое одним и видящий доброе - направляет слугу своего к добрым.
- Вот тут мы подошли к очень важной проблеме: отношения между церковью и государством. Вот наше государство приняло закон о религии, тестирование для верующих. Мы уже знаем, что этот закон вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Вы выступаете за этот закон, считаете его нужным и полезным. Как я понял, для вас важно, чтобы церковь состояла из людей, которые действительно верующие, а не тех, кто считает себя таковыми чисто номинально...
- Да, я так считаю...
- Ну и вот я думаю, что вы видимо против единения церкви и государства...
- Я за симфонию церкви и государства, в принципе. Но, так уж случилось, наше государство является светским... И в целом, я знаю, что лучше бы церкви жить отдельно от него и заниматься духовными делами, потому как церковь прежде всего объединение верующих, а не составная часть государственной машины. Мы уже имели из истории примеры вмешательства государства в дела церкви. Это не самый лучший опыт, и вот сейчас наступает время, когда государство нам объявляет: мы даем вам возможность выполнять свое прямое назначение. И я вижу, что это приближает нас ко второму пришествию быстрее чем многие могли бы подумать. Я ведь что думаю: не разделяю восторгов и желания некоторых, желающих сделать христианство государственной религией. Царство кесаря - это большой соблазн для церкви, и не зря Господь отверг искушения сатаны в пустыне. Потому как собирайте сокровища на небесах, где должно быть сердце ваше и бегите от земного и тлена.
- Тут у нас звонок в студию. Мы вас слушаем... ваш вопрос...
- Здравствуйте батюшка! У меня такой вопрос...почему церковь стала так терпимо относиться к мирским увлечениям, музыка там, театры, актерство?
- Спасибо, я понял ваш вопрос. Постараюсь ответить подробно.Таинственная сфера искусства, такая пленительная, околдовывающая, - так мало приближает своих служителей к тому, что мы считаем истиной; для них обычные черты - эгоизм, гордость, жадность к славе, часто крайняя чувственность. Во всяком случае сфера искусства - не духовная сфера, а область чистой душевности. В действительности, самый принцип театральности отвергается церковью. Запрещаются маски, ряжение, переодевание в костюм другого пола, так как все это подделка, двусмысленность, фальшь. Даже смотрение на это - какое-то участие. Что же касается актера - то с чем большим увлечением он играет, тем больший ущерб наносит своей душе, поселяя в ней путаницу и ложь. Поэтому, когда мы пройдем через очищение с помощью тестов, все наносное, мирское исчезнет и мы обретем то спокойствие духа, которое невозможно достичь при возрастающих угрозах со стороны влияния людей, недостаточно верующих, искажающих веру. Душевные влияния следует изгнать из церковной жизни, да и из личной тоже. Не преодолев их, мы будем сталкиваться с угрозой впадения в грех.
- У нас остается не так много времени, поэтому мне бы хотелось выяснить у вас одну деталь... Насколько церковь готова сегодня к возможной потере миллионов людей, которые могут не пройти столь суровый тест, автором которого вы явились?
- Я не переживаю о потере миллионов, но радуюсь обретению истинно верующих, пусть не полностью. Потому как царство небесное подобно жемчужине, так и настоящий верующий - как жемчужина в раковине, среди миллионов пустышек.
- А вы не беспокоитесь о потере доходов?
- Нет. Ведь Господь говорил: не думайте о том, что вам есть или пить. Господь напитает и оденет. И апостол заповедовал трудиться. Поэтому я не печалюсь об этом.
- Благодарю вас, отец К. за участие в нашей программе. Это был "Вечерний разговор" и нашим сегодняшним гостем был отец К., автор теста для христиан. С завтрашнего дня любой желающий пройти его может приходить в отделы по делам религии, в любом населенном пункте, и обозначить свою религиозную принадлежность. Спасибо за внимание и до новых встреч в эфире.
  Софиты погасли и из темноты к отцу К. подошел советник президента и пожал ему руку.
- Отец К. сегодня был знаменательный вечер. Завтра будет большой день, великий день, когда история взаимоотношений религии и государства изменится навсегда. По крайней мере, в нашей стране уж точно. И в этом будет огромная и ваша заслуга.
- Благодарю, советник за оказанное мне доверие. Вы знаете, я во время наших бесед чувствовал себя Лютером.
- Хорошо, что вы не бросались в меня чернильницей... - ответил советник, и они вместе рассмеялись.


Рецензии