Третья атака - на стереотип о морали

Из Википедии - "Мора;ль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном,добре и зле,а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений."

Однако, представления о "правильном" не снимают вопроса - по каким (чьим) правилам, потому как в  реалиях для кого-то и зло - очень даже хорошо и правильно! Вместе с тем, любому живому существу присущ врождённый инстинкт самосохранения, и только разумный человек закрепил его совокупностью моральных норм и правил, гарантирующих сохранение жизни на принципе неотвратимого ответа за  обман, воровство, разбои и иное насилие над жизнью. Но ведь ради  реальной защиты жизни и своей и родных - человек просто вынужден применять адекватные угрозе меры насилия.

И каким бы идеальным ни было представление о личной морали, она реализуется с учётом других интересов в парах, семьях, творческих и трудовых коллективах, с решением проблемы - либо делиться высокой моралью с другими, либо прикрываться ею для большего доверия и достижения  своих целей за счёт доверяемых. И тогда личная мораль уступает место более широкому понятию "общественной нравственности ", с коллективной совместимостью  личных норм морали. Очевидно, что "мораль - это совокупность личностных норм поведения, направленных на исключение вреда другим без веских на то угрожающих причин и образующих понятие "общественная нравственность".

Но нравственность по Википедии - это всего лишь термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики.   Спрашивается - а чего тут философствовать о нравственности, если этот "термин" является, в сущности, единственным на всей обжитой планете критерием, без которого  все высшие ценности ( ум, талант, свобода, активность, а тем более бездушные деньги) -  получают полное право очень даже талантливо разворачиваться на  службу всему перечню аморальных деяний, от обмана до уже и заказываемых убийств!

 То есть, правильным для человечества стало всемерное недопущение инициации  вреда, вызывающую в том числе и применение ответных мер принуждения к миру. И в этом существенная разница с идеалистическим представлением о морали.

Конечно же, остаётся вопрос - а как же быть со свободой нравов? Но об этом в следующей атаке - на стереотип свободы.


Рецензии
И ДОБРО, и ЗЛО всегда конкретны, как бы ни были они многолики. И ПРАВДА- для всех одна. Мы просто любим приспосабливать её к себе, оправдывая свои слабости. Мораль не бывает идеалистической, она или есть, или её удобнее игнорировать. И все мудрования на этот счёт просто от лукавого.

Магдалина Савина   06.07.2016 11:02     Заявить о нарушении
Что - то больно на меня похожа. Но рассуждения ещё наивные.

Савин Альберт Федорович   06.07.2016 16:13   Заявить о нарушении