Знание - подсознание - вера

               
                (Путь к Богу)

                Если признать мир конечным, то от идеи Бога никуда не деться. Ведь нам трудно или даже невозможно примириться с ситуацией, при которой очень сложное и вполне материальное НЕЧТО без причины и участия кого-то  возникает  само по себе и само по себе бесследно исчезает. И в этой ситуации, хотим мы того или не хотим, неизбежно возникает (и давно уже возникла!) идея ТВОРЦА, которому мы присвоили название - БОГ.
Но если допустить, что мир  бесконечен во времени и пространстве, то мы опять неизбежно должны будем попасть в  объятия Бога. Ведь бесконечность нашего людского существования предполагает и бесконечность в познании мира. Как бы долго мы ни продвигали границу познанного в область незнания, всегда за нею останется бесконечность непознанного. В этой бесконечности может быть место всему, чего мы не знаем, в том числе и Богу.

                Однако эта предположительная бесконечность познания содержит непременную возможность и даже обязательность  экстраполяции наших научных представлений в эту бесконечность ожидающих нас незнаний, в которых обычно не находится  места Богу. Но эта экстраполяция является  заведомо неправомерной процедурой! Как бы велики и сколь бы полезными и кажущимиеся  нам абсолютными  наши знания ни были, все они – бесконечно  малая и потому не представительная для бесконечности нашего незнания величина – по существу ничто сравнительно с непостижимой бездной, ожидающей, но так никогда и не дождущейся  нас на пути нашего познания.
Ведь по существу,  мы не можем даже допустить бесконечность процесса нашего познания  потому, что  у него было начало и,  значит,  будет и конец, и следовательно, знания наши окончатся вместе с нами, и Великая тайна Мира останется для нас Непознанной тайной. Так что же это такое, так  никогда непознанная и принципиально не познаваемая сущность окружающего и содержащегося в нас Мира,  как ни Бог!? Ведь стоит только совсем немного подумать, и мы сможем представить себе, что всё наше историческое существование проходит в  постоянном с Ним взаимообщении.
 
                Его воздействие на нас адекватно нашему поведению. Когда мы соблюдаем Его установления (законы природы и постулаты нравственности, то есть именно Его  законы и и Его заповеди!)) – Он добр, одаривая нас комфортом и благополучием. Если мы грешим, нарушая Его установления, Он наказывает нас природными катастрофами и кровавыми войнами, не противодействуя их возникновению вследствие  нашей жадности, глупости и подлости. Так что вправе ли мы считать холодной и безразличной к нам мёртвой материей окружающее нас мироздание, вселенную, бесконечный космос?  Отнюдь!
                Этот Мир к нам добр в той мере, в какой мы вписываемся в Него, в какой мы служим Ему и не противоречим Его установлениям, то есть законам. И эта Его реакция на нас порождает представление о Его Духовности и Нравственности – категориях, находящихся за пределами атомов, молекул, электронов, позитронов, электромагнитных волн, гравитации и прочих атрибутов  большой и малой материи, то есть мира наших знаний, нашей науки, нашего непосредственного с материальным миром общения. Находясь вне его пределов и обладая духовностью, нравственностью и волей, эта субстанция,  по существу и есть Бог. И следовательно, общение с окружающим и пронизывающим нас Миром нельзя осуществлять только с помощью наших знаний о нём. Представляется, что другой сферой интимного общения с Ним является также подсознание и вера.

                Причём здесь вера, подумает иной. А притом, что она представляет нечто высшее, чем знание. Ведь знание ограничено, его содержание постоянно меняется, углубляется, совершенствуется, никогда не достигая предела. Лишь на начальном пути познания нами овладевает иллюзия всесильности и безграничности знаний. Соблазн этого заблуждения состоит в том, что под его напором полузнайкой овладевает сугубо материалистическое миропонимание – именно потому среди образованных школьными и институтскими  знаниями и даже среди узко специализированных учёных (так называемых, образованцев!) так много атеистов.  Все они не достигли ещё высшего уровня знаний – понимания  относительности и предопределённой ограниченности знаний, за пределы которых выйти не дано «по определению». А вера  вкладывается в нас не только из нашего опыта и наивысшего уровня знаний, но, по-видимому,  исходит ещё и от какой-то запредельной для нас области незнания через подсознание.

                Несмотря на кажущуюся слепоту веры,  отрицать её существование и силу  мы не можем – она просто  или есть или её нет. И именно вера обладает значительно большей нравственной и жизненной силой, чем знание. Кроме того, она ведь ещё и совершает чудеса!  Высшим содержанием знания является понимание того, что оно ограничено. Именно потому истинное знание порождает печаль, а вера - оптимизм, идеологическую несокрушимость и счастье. Ведь не даром же вера возникла так давно, что мы даже не знаем, когда это произошло с человеком разумным, и именно она создала великолепный иллюзорный мир мифов, легенд, сказок и породила (неведомо зачем и почему для полузнайки) все религии от языческих до великих монотеистических  – вершин человеческой нравственности.

                Можно ли связывать подсознание с Богом?  Не знаю. Но, видимо, это та область, где только и возможен непосредственный контакт человека с непознанным, неведомым, неочевидным. Чтобы ближе подойти к предощущениям, предчувствиям, предвосхищениям непознанного, следует поставить себя в такое положение, где контакт с обыденностью, насыщенной материальной и познавательной деятельностью (практикой и знаниями, то есть суетой!) максимально снижен. Надо погрузиться в сферу отрешённости от суеты, в условия, где воздействие на аппарат подсознания сил непознанного может быть максимально уловимо без помех. Это легче создаётся при контакте с природой и в  уединении!  Не потому ли монахи удалялись в пустыни и строили для себя монастыри, чтобы им было легче и удобнее общаться с Богом!?  И не потому ли в триаде «знание – подсознание – вера» содержится не враждебность и взаимоотрицание, а фундаментальный путь человека к Богу, гармонии и истинному миропониманию!


Рецензии
Добрый день!

«Можно ли связывать подсознание с Богом? Не знаю.»

Все зависит от того, что мы понимаем под термином «подсознание». Это далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд. Интересно было бы узнать ваше определение «подсознания».
С уважением.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   22.02.2017 14:01     Заявить о нарушении
Моё мнение: Подсознание это система непосредственной связи человеческой личности с духовной составляющей мира. Лучше называть его "надсознание".Считаю реальность не только материальной, но и идеальной, то есть духовной, идентификация которой для нас неопределённа: Абсолютная идея, Ноосфера, Бог? Но при определениях мироустройства не следует забывать самое значительное достижение человеческой мысли: "Я знаю то, что ничего не знаю".

Юрий Масуренков   23.02.2017 10:54   Заявить о нарушении