Иисус воскресший Адам

Несмотря на то, что христианство родилось в лоне еврейства, оно принадлежит Риму, ибо еврейство то было римским. Оттого и павликианская церковь больше походила на римскую «коллегию», чем на еврейскую «синагогу».
И хотя Иисус именовался «царем иудейским», Он, конечно, не претендовал на место Ирода. В своем царственном достоинстве Иисус стоял ближе к императору Рима, нежели к царю Иудеи. Отсюда и титулование Его строилось по римской модели.
В каждом императоре Рима видели воскресшего Первопредка, основателя города Ромула. Поэтому каждый новый император именовался Воскресшим Ромулом. Например, Octavian Romul redivivus.
По этой модели, в Иисусе Христе как Царе Вселенной также видели воскресшего из мертвых Первопредка всех людей. Соответственно, Иисус титуловался как Adamus redivivus, или воскресший Адам.

Часто о Нем говорят как о «втором Адаме». Это было бы справедливо, но лишь в том случае, если бы Он был вновь сотворен Богом из праха, а не рожден в лоне Марии. Однако Иисус был рожден, и по отношению к нему Бог выступает не как Творец, а как Отец.
«Вторым Адамом» Христос Иисус именуется лишь потому, что стал родоначальником нового, – второго после Грехопадения, – человечества; человечества Искупления. Но, если устранить из этого слова значение «родоначальника», то – как и всякое лицо – Он выступает как Адам (Муж), или Человек.
Отсюда, слова Пилата о Нем: «Се Человек!» – могли бы звучать в наших ушах как: «Вот он, Адам!»
Но не в смысле нового родоначальника нового человечества, а в смысле эллинистического идеализма, которому не чужд был Пилат – что, вот он, дескать, начальный образец ЧЕЛОВЕКА как такового.


Рецензии