Что с макаронами?

На темы дня

     Кто бы мог подумать еще несколько недель назад, что рейтинг макарон по покупательскому спросу превысит все мыслимые дефициты? Получив талоны на покупку этих изделий, мы ахнули: 400 граммов на месяц явно маловато. Но для многих и эти граммы пока остаются на бумажных квадратиках. В магазинах часто, слишком часто мы слышим: макаронных изделий нет. Почему? Этот вопрос все настойчивее звучит в письменных и устных обращениях читателей. Пройдем по инстанциям.

     Начальник макаронного цеха хлебозавода № 2 Г.А. Лаптакова заверяет, что коллектив трудится в полную силу, прихватывая и субботы, понимая остроту момента. Цех вместо 21 тонны в день по плану дает 24-25 тонн. Хотели бы больше, да невозможно, хотя муки для макарон, лапши и вермишели достаточно.

     Оборудование устаревшее, а новые машины, даже если бы и приобрели их, поставить некуда – габариты старого помещения не позволяют этого. А о строительстве нового корпуса  и фабрики только одни разговоры. Не получают здесь сетку-семянку для сушки коротко резанных изделий – вермишели и лапши (макароны называются длиннотрубчатым изделием). Сколько разговоров было, сколько заплат поставлено на изношенные нержавейки, но угроза остановки сушилок все реальнее, а в городе при наличии предприятий-гигантов сетку никто сделать не стремится.

     И еще одно – 80 человек кормят сейчас область макаронными изделиями, выполняют тяжелую физическую работу, в три смены. В основном это опять женщины.

     А много ли заботы о них, о работниках важнейшей отрасли промышленности в городе? И квартиры, и путевки, и техника – все в последнюю очередь.

     Директор хлебозавода № 2 Н.Е. Недобой, подразделением которого является макаронный цех, показателями работы тоже удовлетворен – за квартал ожидается перевыполнение плана на 150 тонн. Но и в лучшие времена цех мог покрыть лишь треть (50 тысяч тонн) – потребности области в макаронных изделиях. Так что за пределы области ни макароны, ни лапша у нас не уходят – сами со стороны получали. Директор только что вернулся из Вологды, там продают сырые макароны, после пресса, для разового потребления, без талонов. Можно и у нас организовать выпуск такой продукции. Но это, конечно, общую ситуацию не улучшит.

     В.И. Иванов, начальник управления хлебопродуктов, с горечью поясняет, что 78 процентов от прибылей  предприятий идут в местный бюджет, на оставшиеся скудные средства трудно мечтать о расширении производства, улучшении условий труда. И макаронный цех испытывает  все «прелести» остаточного принципа.

     Сегодня есть хлеб – хорошо, забот нет у руководителей города и области. А какой ценой покупается это благополучие, никого не волнует. Недавно в цехе побывал председатель областного Совета народных депутатов А.Н. Веселов – впервые руководитель такого ранга постарался на месте вникнуть в проблемы отрасли.

     Но сегодня нас интересуют конкретные вопросы: не пропадут ли у нас июньские талоны на макаронные изделия, если не удалось их своевременно отоварить, какие нормы продажи этих изделий определены на июль?

     Заведующий торговым отделом Ярославского горисполкома В.Н. Кротов ответить на эти вопросы отказался: «Не готов». Заместитель начальника областного управления торговли А.А. Баженова без большой уверенности сказала, что июньские макаронные талоны пока в силе, так же, как и неиспользованные винно-водочные.

     На июль по решению горисполкома должно продаваться по 600 граммов макаронных изделий. Но облторготдел не уверен, получим ли мы их по фондам или снова останемся при бумажном интересе.

     Северный рабочий, 1990


Рецензии