И небо - в чашечке цветка Гл. 6
Растительная пища
Именно растения, по божьему промыслу, изначально предназначались в пищу человеку и животным («...дал Я всю зелень травную в пищу»), о том же говорится и в псалмах Давида (Псалтирь):
Пс. 103 ...от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли. И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит... Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси... Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время... (...плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из земли пищу и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека... Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро... Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время...)
Пс. 146 …пойте Богови нашему в гуслех. ...прозябающему на горах траву и злак на службу человеком, дающему скотом пищу их, и птенцем врановым призывающым Его… (…пойте Богу нашему на гуслях. Он ...произращает на горах траву; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему…)
Постная пища, состоящая из съедобных растений и продуктов растительного происхождения (хлеб, растительное масло и т.п.), считается наиболее угодной Богу, особенно в сочетании с молитвой.
Об этом рассказано в «Житие преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, игумена Печерского, начальника иноков русских, которые стали подвизаться в монастырях по уставу»:
«... Когда приходили к нему [преподобному Феодосию] благочестивые люди, ради пользы, тогда, по божественном поучении, он предлагал им трапезу из монастырских блюд, хлеб и сочиво. Часто и сам христолюбивый князь Изяслав приходил и вкушал эти блюда. Однажды, когда он с удовольствием ел их, он сказал преподобному: «Ты знаешь, отче, дом мой полон всеми благами мира, но никогда не ел я в нем всласть, как теперь у тебя. Когда рабы мои приготовляют мне пищу, блюда разнообразны и многоценны, но не так сладки, как эти. Прошу тебя, скажи мне, откуда такая сладость ваших блюд». Боговдохновенный же отец Феодосий, желая привлечь его к Божьей любви, отвечал: «Если, милостивый владыка, хочешь узнать это, послушай, я объясню тебе. Когда у нас братия собирается варить пищу и печь хлебы, на то у них положен такой устав. Прежде всего брат, исполняющий это послушание, подходит к игумену и принимает от него благословение. Потом, поклонившись троекратно пред святым алтарем, зажигает свечу от святого алтаря и той свечей разводит огонь в поварне или пекарне. Когда же надо вливать воду в котел, послушник говорит старшему: «Благослови, отче», и тот отвечает: «Бог да благословит тебя, брат!». И так все дело совершается с благословением, потому и выходит в сладость. Твои же рабы, думаю я, работают, ссорясь, ропща и клевеща друг на друга; часто же приставники и бьют их, и так все дело совершается с грехом, и не бывает в сладость». Услыхав это, сказал христолюбивый князь: «Воистину, отче, все так, как ты говоришь» [«Патерик печерский или отечник», издание Киево-Печерской Лавры, Киев, 2007].
(продолжение следует...)
Свидетельство о публикации №216041001523