Сухумская маршрутка

Знаете ли вы сухумскую маршрутку послевоенных лет? Нет, далеко не все знают сухумскую маршрутку послевоенных лет. Так же, как и другой общественный транспорт (да и не общественный тоже) -  с выбитыми стеклами, порванными до пружин сиденьями, бесстыдно выставляющими напоказ свое убогое содержимое. Выбитые стекла в маршрутках иногда были заботливо заделаны фанеркой, иногда просто прикрыты занавесочкой. На жаре эти маршрутки разогревались до предельных температур, иногда, казалось, не совместимых с жизнью.
 
 Мы с дочкой залезли в одну из таких маршруток в районе почты. Постепенно она заполнялась людьми. Женщины в глухих черных платьях, в черных гольфах (черное - знак траура), с привычной терпеливостью утирались платочками и обмахивались ими, а мужчины стояли рядом с маршруткой, чтобы запрыгнуть в нее в самую последнюю секунду, стараясь, по возможности, отдалить момент вхождения в это  раскаленное от зноя замкнутое пространство. Наконец, все расселись,  и маршрутка тронулась с места.
 
Для меня так и остался загадкой секрет их передвижения. Мои скудные знания в автоделе подсказывали, что они вообще не должны были бы двигаться. Но, натужно урча, они выполняли свой долг по транспортировке истомленных жарой граждан, правда, останавливаясь на каждом углу. Мне было не очень понятно, зачем  нужна была маршрутка и все тяготы, с нею связанные, чтобы сесть на почте, а выйти у стадиона (одна остановка - для тех , кто не в курсе). Кроме того, в Сухуме есть неписанные правила: любой вид транспорта (включая троллейбус и автобус, не говоря уже о маршрутке) можно остановить взмахом руки. Мы много раз останавливались - и на остановках, и в промежутках.
 
А заплатить за проезд? Однажды, войдя в маршрутку, я привычно протянула деньги водителю.
- Уже выходите? - вежливо поинтересовался он. 
Не поняла...
- Заплатите на выходе, - шепнула мне соседка.
 
А какие сцены разворачиваются на выходе!
 
 - Соня, я за Вас заплатила!
- Нет, ни в коем случае, не берите с нее денег! Я заплачу за Вас!
- Нет, возьмите!  И еще за Аллу с ребенком - они вон там, сбоку!
- Нет, ну что Вы!..   
 
Водитель терпеливо ждет окончания спора и все-таки берет деньги. Продолжаем движение.
На переднем сиденье сидит "приезжий"- в шортах и сандалиях на босу ногу. Где-то за вокзалом он начинает озираться:
 
- Мне нужен винный завод, мне нужно купить несколько бутылок вина марочных сортов!
- Это туда, - кто-то устало определяет  рукой нужное направление.
- Нет, лучше выйти здесь, а пройти там, - добавляет следующий голос.
- Зачем человека запутываете? Ему нужно еще проехать, а свернет он туда...
 
Маршрутка приходит в волнение. А мне казалось, все дремлют, чтобы не сильно контактировать с удушающей (в прямом смысле)  жарой.
Водитель, не реагируя ни на кого, притормаживает в том месте, которое считает оптимальным для разрешения вопроса, и "приезжий" выходит из маршрутки. Продолжаем движение. Некоторое время спустя кто-то замечает пакет на переднем сиденье.
- Чей пакет?
 Нет ответа.
Осторожно осматривается его содержимое. Пара бутылок вина.
-Забыл! Забыл! 
Водитель, не дожидаясь советов, останавливается. Кто-то помоложе хватает пакет и бежит в обратном направлении. Все сидят и молча ждут. Ждет маршрутка.
Наконец, прибегает тот, кто помоложе.
- Догнал! 
Никто не среагировал. А чего, собственно,  реагировать? Ну догнал и догнал.
 
Продолжаем движение.
 
 Кулёр локаль!  (Местный колорит, то есть).


Рецензии