Он боролся с самим Поддубным

¬¬¬            Он боролся с самим  Поддубным
      Хочу рассказать о  незаурядном  спортсмене, а, главное, о замечательном  человеке, тренере по борьбе  Басове ( А. С. ?) К моему глубокому огорчению, годы стёрли в моей памяти его имя  и отчество,(прошло более 60 лет) если кто-то  прочитав эти строки вспомнит о нём, я буду  ему безмерно благодарен.       
       Я увидел  его впервые  в 1955 году, когда пришёл в секцию борьбы «самбо» (самозащита без оружия) Ленинградского Дворца Пионеров (тогда ещё имени Жданова). Это был полный, высокий,  пожилой человек,  лет 60, говорящий  густым басом,  как бы подтверждающим  его фамилию. Он построил нас, 16-тилетних пареньков, проверил наличие медицинских  справок, разрешающих занятие  тяжёлой атлетикой, затем  сел в кресло и сказал вступительное  слово, которое  я запомнил на долгие годы.               
               Он   сказал, что  знаком  с  небылицами, которые  бытуют  среди  школьников,  что «самбисты» владеют «смертельными»  приёмами,  позволяющими в  одиночку справиться с десятком  нападающих,  что они  выламывают  своим противникам ноги  и  руки  и   т. д.   и,  что  «самбо очень опасный  вид борьбы. Он   заявил, что принимает на себя всю ответственность  за нашу безопасность при условии соблюдения  всех  его требований.  Конечно, добавил он, это не настольный теннис,  хотя кто-то  «особо удачливый» сумеет через неделю   выбить глаз об угол стола.               
                Сам он всю войну прослуживший в    «спецназе» получил перед  самым окончанием службы только  лёгкое ранение в ногу.         
           Прежде всего, предупредил  он,  я  должен научить вас  защищать себя  и своих близких от злоумышленников, но при этом совсем не обязательно убить или искалечить противника. Предпочтительно обезоружить или обездвижить - после этого куда проще доказывать, что вы не превысили пределы необходимой обороны.               
           Трудно представить,  что все вы станете чемпионами, но я глубоко убеждён, что все вы помянете меня добрым словом!  Время показало его  многократную правоту, о чём я  поведаю в конце рассказа.
              Он был горячим поборником  реформы  уроков физической культуры в  школах.  Перепрыгнуть пресловутого «козла» в зале, конечно, хорошо, но куда важнее не переломать себе кости при неудачном прыжке! А для этого очень важно научить людей  падать, причём падать по разработанной системе,  как это делают в цирковых школах!  При этом нет никакой необходимости изучать цирковое искусство, это доступно любому школьнику. Он  сетовал, что не может  одолеть  бюрократов из  министерства народного образования и ввести  обучение  падению в школьную программу, но обязался сберечь кости своим  ученикам.      
          Каждая наша тренировка, после обязательной разминки, включала отработку техники падения: назад, вперёд, на бок с высоты роста. Только после этого начиналось изучение приёмов борьбы.  Тренер внимательно следил за  схваткой, при малейшей опасности получения травмы немедленно прекращал бой. Бывали и такие ученики, которые набравшись у  шпаны  запрещённых действий, пытались применить их в учебном бою.  Тренер за версту видел эти попытки,
останавливал бой и заявлял, что без предупреждения выгонит из секции.               
           Наша спортивная жизнь не обошлась без комических ситуаций.  Юношеские   команды  борцов  на соревнованиях  должны  были выставлять спортсменов во всех весовых  категориях:  от  сверхлёгкой  ("веса мухи") («мухача») и до сверхртяжелой.   Так как это были юноши до 17 лет, далеко не каждая команда могла обеспечить  явку спортсменов всех категорий.  Нашей команде повезло - у нас были и «мухач» Сева и «сверхтяж» Илья. Наш тренер шутил: «Мы без драки попадаем в большие забияки». Против Ильи просто не могли выставить спортсмена 17 лет весом более 85 килограмм, а против Севы если и находили «задохлика», то сильный и ловкий наш «мухач» расправлялся с противником как повар с картошкой.               
              Однажды тренер по нашей просьбе принёс старинные фотографии 1915 года, на которых он, работник цирка на борцовском «мосту» держит карету, гнёт подковы, разрывает толстые металлические цепи. В этом же году он принял вызов И. Поддубного  на единоборство. Мы тактично  не спрашивали, кто победил, мы посчитали, что Поддубный  в 1915 году был  на 24 года старше своего противника.               
         В 1941 году нашему тренеру  было 46  лет  и он был призван в действующую армию, служил (как было рассказано ранее) в спецназе а после демобилизации перешёл   на тренерскую работу , подготовил много классных спортсменов.               
               Полтора  года тренировок  на безопасное падение для   меня не прошли даром, тело запомнило эти полезнейшие уроки и выполняет защитные движения без участия головы. Каждый раз, оказавшись на земле после падения, я с удивлением обнаруживаю, что я падал так, как научил меня  этот добрейший человек!  А ведь с тех пор прошло более 60 лет!  И все его ученики падают именно так!   Пусть земля ему будет пухом,  он заслужил огромную благодарность тех, кому он сохранил здоровье!


Рецензии