Дорогая редакция
Мы долго думали, перебирали. Мне почему-то очень хотелось, чтобы в сборник попала повесть "Дорогая редакция". Газетчики - герои этой повести - вполне узнаваемые персоналии. Украшали повесть популярные шуточки, каламбуры, "ходячие выражения". Во всем угадывался знакомый и неповторимый дух времени. Мы решили остановиться именно на этой повести. Как в воду глядели. Совсем скоро редакция разделилась, и "Дорогая редакция" стала почти осязаемым документом тех лет. Художественным документом.
Издательство, как и всё в той стране, которой больше нет, было плановым. В начале года нам выдавали опечатанный "Тематический план". Счастливчикам, которым удавалось туда попасть, была гарантирована и книга, и неплохое вознаграждение. В русской редакции работали четыре женщины - две русские и две абхазки. Нам распределяли авторов - пять-шесть человек. С ними мы и должны были работать, вернее, с их рукописями. Но заняв почетное место в "Тематическом плане", авторы не спешили осчастливить нас своими выстраданными произведениями. Самые дисциплинированные подтягивались где-то к осени. И тут начиналось... Но об этом позже. До осени нужно было еще дожить, виновата, доработать. И вот что должен делать работник, у которого просто нет поля для деятельности? Правильно. Ничего. Чем мы с большим или меньшим успехом и занимались.
Мы приходили на работу к 9 часам ( в понедельник обязательно - ибо по понедельникам производственная пятиминутка). Правда, пятиминутка обычно затягивалась на часок, а производственные проблемы (в силу отсутствия таковых, по указанным выше причинам) успешно заменялись обзором политических новостей. Ну а дальше - дальше каждый коротал время как мог.
Редакция находилась на первом этаже старинного здания - на центральной улице города, ведущей к набережной. До неё от нас - один квартал. Большое окно на улицу фактически являлось четвертой стеной, а небольшая форточка - каналом коммуникации с внешним миром. Активной коммуникации. Какие только головы не возникали в этой форточке: писателей, поэтов, ученых - издательство было единственным в Республике и многопрофильным: выпускало всё, что выходило в Абхазии в виде книг. Очередная голова - и мы по очереди идем пить кофе в кофейне "У Акопа". Правда, я чаще попадала на Валеру. (Примечание: это та самая кофейня, которую упорно называют сегодня "Брехаловкой". Я настаиваю, что "Брехаловка" была на улице Фрунзе, напротив гостиницы "Абхазия").
Часам к 10 в кофейне аншлаг - там собираются представители близлежащих объектов науки и культуры. Стоящие в очереди ловят глазами неспешно прибывающих знакомых. Окрестности оглашаются непонятными для непосвященных восклицаниями:
- Один выше, ниже, два средних.
- Добавь еще пару ниже.
Кофевар раскидывает веером кофеварки на длинных ручках. Помешивает в жаровне горячий песок, виртуозно выхватывает из веера уже готовый кофе - с каймаком (с пенкой). Какой же кофе без каймака! И никогда не путается в терминах: "средний", "выше", "ниже", "сладкий" - это о степени сладости кофе. Звучало и "без сахара". Но реже.
Это был каждодневный ритуал, традиция, образ жизни. Кофейня отгорожена от моря кустами олеандров - белых и розовых. Там же начинается старый деревянный причал, к которому швартуются прогулочные катера. А с причала открывается вид на неповторимо красивую Сухумскую бухту.
Ну, а как же книги? Книги будут: и по истории, и по этнографии, и труды АГУ, и учебники, и проза, и поэзия, просто... просто еще не осень!
Фото Астамура Дзари
Свидетельство о публикации №216041002166