Флаги

Знаете, я как-то раз бесцельно бродил по городу после небольшого конфликта с моей любимой. Конфликт был не очень серьёзным, признаться честно, я даже не помню, из-за чего он был. Но речь не об этом. Захожу я на какое-то мероприятие-митинг, посвящённое Дню Государственного флага. Выставили полотна всех флагов, что были у нас со времён Смутного Времени, к каждому прилагалась табличка с пояснительным текстом, в общем, всё как полагается. И вот к «экспонатам» подходит мужчина с маленьким мальчиком. Сразу понятно, что это отец и сын. И сынишка спрашивает: «Папа, а почему флаги меняли?»

Автоматически я сам задумался над этим вопросом, но вот что-то кроме официальной версии «Царского повеления» и требований текущей политической ситуации я придумать ничего не смог. Я думал, что отец начнёт читать патриотическую проповедь и говорить о гордости народа и страны и чём-то подобном. Но такого ответа я не ожидал. Дальше попытаюсь привести его максимально полно, но не гарантирую, что всё запомнил правильно.


- Знаешь, сынок, без понятия. Но вот что я тебе скажу. Ты сейчас видишь перед собой флаги, флаги разные. Они красивые?

- Не все, мне вот этот красный не нравится. Он простой. И самый первый не нравится.

- А теперь запомни раз и навсегда. Флаг сам по себе ничего не значит и не представляет абсолютно никакой ценности. Он может быть красивым, может быть даже совсем уродским, но это не имеет абсолютно никакого значения. Это просто тряпка, которую можно использовать, например, как украшение, или для мойки посуды, если она тебе не нужна.

А вот что по-настоящему важно, так это то, что скрывается за флагом. Это даже не территория и богатства. Это люди. Запомни, люди важнее всего! Вот смотри, под этим флагом началась эпоха действительно Великих людей. Ломоносов, Суворов, Ушаков, Пушкин и многие и многие другие родились тогда, когда был этот флаг. Они прославили его. Но разве они не стали достоянием всех людей на Земле? Очень мало в мире полководцев и флотоводцев, которые не проиграли не единого своего сражения. Суворов и Ушаков из их числа. Очень мало таких людей, которые могут противостоять практически всем и войти в историю как великий учёный, переводчик и преподаватель. Именем Ломоносова у нас назвал самый лучший институт в стране. А уж правила литературного русского языка, составленные Пушкиным, действуют до сих пор.

А вот этот красный флаг ты назвал простым. Согласен, он очень прост. Но ты ещё узнаешь, сколько всего было под ним сделано. Было и плохое, как и под любым из тех, что ты видишь. Я не буду говорить тебе о Победе, которую мы празднуем 9 мая каждый год. Она очень важна, но есть вещи и важнее. Под этим флагом, впервые в мире, было введено бесплатное образование в школе. А мы с тобой сколько только в в последней четверти заплатили? Мало того, что оно бесплатное, так его сделали обязательным для всех. И было не важно, какое у тебя происхождение, кто твои родители и какие у них связи, сколько у них денег и сколько у тебя игрушек. Но на этом не остановились, и обучение в институте, в любом, по всей стране, даже в самом-самом лучшем, было бесплатным. Нужно было лишь обладать тягой к знаниям, и быть способным к ним, прилежным и дисциплинированным, - в этот момент я подошёл значительно ближе и сосредоточенно смотрел на табличку с текстом, старательно изображая абсолютную незаинтересованность его монологом. - Была введена бесплатная медицина, т.е. не нужно платить кассирше в поликлинике за приём у терапевта. Помнишь ту тётю? И ты удивишься, но квартира твоего дяди, моего брата, была дана нашей с ним маме просто за то, что она отработала около 15 лет на заводе на самой обычной и рядовой должности. И никакой ипотеки, как у твоей подружки из Б-класса. Но это мелочи. Важные, но мелочи. Самое главное в том, что именно под этим флагом человечество открыло себе дорогу туда, - он показал пальцем вверх, - к звёздам и другим планетам. Хотя сейчас это и не так очевидно, но именно там будет развиваться наше будущее, - а затем тихим, едва различимым шёпотом, думаю, что даже сын не совсем понял, что сказал отец. - Тех, кто выживет.
 
- Папа, а всё равно ничего не понял. Ты говоришь, что важны люди, а сам назвал только 4-х. А где остальные люди, что делали всё то, что ты говоришь?

- Хороший вопрос. А вот ответ на него ты найдёшь сам, но я тебе подскажу, где искать. За каждым действием стоят именно люди. Нельзя полететь в космос, просто потому, что ты этого хочешь. Нужно, чтобы был человек, который может сделать это возможным. Но если он будет один, то он ничего не сможет. Гагарин был первым в космосе. Но за этим полётом стояла кропотливая и долгая работа сотен людей. Все фамилии не известны нам, но некоторых из них мы знаем. Королёв, Глушко – они возглавляли тех, кто работал над созданием корабля, ракеты, приборов, космодрома и так далее. Они мечтали о космосе. Они своей самозабвенной работой, упорным трудом с огромным количеством препятствий сделали свою мечту былью. Теперь полёты туда, на орбиту Земли, не кажутся чем-то особенным. Вот в чём их заслуга.

- Мечтали? Но… Ты же часто говоришь маме, что мечтать не вредно, когда не хочешь что-то делать!

- Именно! Мечтать полезно. Но просто мечтать не достаточно. Надо ещё много что уметь и много что делать, чтобы твоя мечта осуществилась. И когда мечты людей осуществляются, когда открываются перед всеми большие горизонты, не только перед нами, то именно тогда флаг имеет смысл, имеет свою душу и реальное воплощение. И тогда, само его наличие позволяет мечтать людям о чём-то более несбыточном, о том, что ещё не достигнуто.

Я готов дать ответ на твой вопрос, почему же меняли флаги. Их меняли, что бы люди мечтали о чём-то новом и шли смелее вперёд. Чтобы они не шли старыми изведанными дорогами, а открывали новые. Путь этот никогда не бывает лёгким, но именно он самый интересный.


Дальше я перестал слушать. Но такую точку зрения я слышал впервые. Менять флаг, чтобы люди мечтали о чём-то новом, чтобы идти новыми путями. Вначале мне это показалось бредом демагога. И действительно, только демагог мог думать, что флаги меняются ради мечтаний людей. В тот момент я отогнал эту мысль и пошёл дальше по своим делам. Однако уже дома я снова вспомнил эту сцену. Она всё никак не выходила из головы. Почему-то захотелось самому сопоставить сказанное тем незнакомцем. Задумавшись этим, я сидел за своим планшетом, спокойно смотрел, как моя любимая сидела рядом со мной и занималась своей работой на ноутбуке.

- Дорогая, прости за глупый вопрос, но о чём ты мечтаешь?

Сказать, что она не поняла моего вопроса, это практически ничего не сказать. Я не могу это передать словами, мне просто не хватает слов. В её взгляде я увидел смесь удивления, негодования и растерянности. Её удивило, что я спросил об этом. Но тем самым я отвлёк её от работы. Она не смогла мне ответить ещё целую минуту.

- О дочери, - тихо сказала она. У нас уже было трое мальчиков, но девочки ещё не было.

- А о чём ещё? – не угомонился я.

- Не знаю… О том, что наши сыночки станут видными людьми, о том, чтобы люди не умирали. Да много о чём ещё. А почему ты это спрашиваешь?

И я рассказал ей эту историю. И мы ещё долго сидели в некотором недоумении. И тут после гулянки вбегает наш старшенкий.

- Сынок, а о чём ты мечтаешь? – спросила жена.

- Ну это в двух словах не объяснишь… - и он тут же начал чесать затылок. Взгляд его был несколько удивлённым.

- Давай как есть, - сказал я.

- Я хочу стать политиком и восстановить наше величие, - сказал сынишка несколько замявшись. Я заметил по глазам, что в данный момент он скорее придумывал, чем говорил правду, но давить я не стал. Мне почему-то показалось, что он придумывал не от того, что не хочет говорить правду, а от того, что просто не задумывался об этом. Помню, в детстве он мечтал быть супергероем, как в иностранных мультфильмах. Но сейчас он не мечтал о чём-то большом, что уж говорить о реализации своей мечты.

И вновь я вспомнил того неизвестного. «Чтобы люди мечтали о чём-то новом и шли смелее вперёд». Младшие близнецы ещё мечтают о чём-то. Им пока 4 годика. Старшему уже 14. Нам с женой уже под 35. И мы разучились мечтать. Может нам пора опять менять флаг, чтобы люди вновь стали мечтать о большом, великом и недоступном? А может у меня кризис среднего возраста и мне надо просто выговориться.

Почему-то в голове прозвучала фраза, и что удивляет больше всего, голосом именно этого незнакомца: "А о чём мечтаешь ты? Что ты сделал, чтобы твоя мечта осуществилась?"


Рецензии