Вечный огонь и вечная память

ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ  И  ВЕЧНАЯ  ПАМЯТЬ




«Здесь нет ни одной персональной судьбы,
Все судьбы в единую слиты».   
В.Высоцкий.


      «Есть у нас спектакль, особенно мной любимый… « ПАВШИЕ  И  ЖИВЫЕ».
 … стоит чаша  ВЕЧНОГО  огня…  Почтить память погибших минутой молчания.

И  ВЕСЬ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ,  КАК ОДИН,  ПОДНИМАЕТСЯ  И  ОДНУ  МИНУТУ  СТОИТ  МОЛЧА!»
В.Высоцкий.

«На всех спектаклях, на которых я был, зал плакал».
Б.Грибанов, сценарист.

      Это очень дорогой для меня спектакль…,  для  которого  Любимов попросил меня  написать песни…»
В.Высоцкий.
Песни. «Братские могилы», «Звёзды», «Мы вращаем землю», «Солдаты группы «Центр». Позднее пробы других военных песен. Варианты.

      «… ВЕЧНЫЙ огонь… был впервые зажжён мной в «Павших …» - ещё не горел огонь у Кремлёвской стены».
Юрий Любимов.

      На спектакли театра на Таганке билеты было не достать или с огромным трудом. Выстоять очередь, по знакомству, у театральных спекулянтов. Часть забирал горком партии и распределялись они вплоть до Политбюро. На спектакль «Павшие и живые» нередко билеты уходили, если не значительная часть…, то… Администрация имела окончательную сумму за все проданные билеты  и … аншлаг! 
Высшая оценка коллективу, руководителям, спектаклю, театру.
      Рекомендовался на просмотр участникам многочисленных конференций в Москве.
Съездов, совещаний и собраний. Партийным агитаторам, комсомольским работникам. Партактивам, партийным руководителям. Комитету ветеранов войны, фронтовикам.  Общественным организациям.
      Спектакль о политработниках на войне… Подразумевался.
Поэты и писатели, корреспонденты. Партийные и комсомольские работники, которые погибли, умерли от ран. Мастера слова. Призваны на фронт, добровольцы. Как правило, замполиты. А если не замполиты, не партийные, то командиры -  младшие лейтенанты, лейтенанты…
Офицеры, личный пример. Вдохновлять на Победу, вести в атаку словом.
Уметь сказать, вдохновить на бой,…  последний, трудный самый!
Поэт, рядовой –  «… дух над телом…», М.Горький о Павке Корчагине. Пример самопожертвования, спасение товарищей на Победу!
В окопе перед боем, словом подбодрить  слабого духом бойца, дать в себя поверить. Ни шагу назад!
…  Высоцкий читал стихи поэта Семёна Гудзенко. Доброволец, фронтовой корреспондент, умер от ран. Страстно, агрессивно… вибрирует воздух. Мимика лица…, натянутые жилы на разрыв.
Он в бою, в атаке последней самой, сорок второго…   
«Когда на смерть идут, - поют,
а перед этим можно плакать».
В зале ни шевеления…
Плавный переход, дикция - слово от слова. Поворот тела, головы, в сторону от зала…  Чтобы  помнили…


«Бой был коротким.
А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из под ногтей,  я кровь
                чужую».
      
Я был на спектакле, я это видел.      
      
      Руководителем страны, партии был Л.И.Брежнев. Фронтовик, политработник во время войны. Значение спектакля, тема, многократно приумножено и все это понимали. Как и линия Синцова, корреспондента фронтовой газеты, мастера слова – политработника в фильме «Живые и мёртвые».

      Были упорно распускаемые слухи, «наезд» чиновников, ещё с 60 – х. Сам Микоян разбирался, спектакль  о том, но как бы…, не о тех поэтах, не то имеется ввиду, почему – то оттенок,… вообщем, многонациональности не хватает. И его мудрые слова руководителям театра:
«А Вы их спросите – разве решения двадцатого съезда отменены?»

      На уровне обывателя в ответ, обсуждение, мол, демократия в умах. Не вслух, да и вслух,
понимай, как хочешь, делай выводы. Спектакль классный, что надо!  Подвинься, не  бузи!

      Были претензии, вплоть до «закрытия» авангардных постановок и самого театра.
Критика руководителей… до отсутствия…, перечень. Артисты не являются примером, какие не упоминаются, но все смотрят в сторону… Всё не в ногу и не к месту,  всё не так.
И вообще, не пора ли разогнать.
И были сакраментальные слова из его песни «Он не вернулся из боя»,
 «Наши павшие – как часовые…»
Их труппа знала, цитировала. Фронтовики, Брежнев - фронтовик не даст… - «Художники, пусть их…»
      А ещё было и такое, на нескольких моно -  концертах «Павшие и живые» и затем по просьбам песни. Рекомендации организаторов. Некоторые  военные, фронтовые песни в этот раз не исполнять.
В зале уважаемые, известные люди. 
Пожилые, участники, видавшие войну вживую, будут переживать… От греха подальше.
Со временем  использовано,  как запрещали, не давали… Недоброжелатели – «историки»,  «некоторые…»   

      Песня «Братские могилы» впервые была исполнена Высоцким на дне рождения отца, в 1963г.
Так утверждают исследователи.
Примечание. К 1966г. не менее четырёх вариантов. Позже, варианты в тексте, собственном исполнении. Других артистов исполнителей, ансамблей, у себя на родине и за рубежом.

      В середине 1962г. начались пробы и затем съёмки фильма «Живые и мёртвые».
… автор романа и сценария… Константин Симонов, (сценарий первой серии совместно с режиссёром, второй – режиссёра  А.Столпера),  к 20 – летию  Победы!
Высоцкий получил маленькую роль, но он был в коллективе, где говорили, обсуждали ужасы войны,…  последствия. Сын фронтовика…

      … тема песни «Братские могилы»? …  никакого сомнения, сценарий фильма «Живые и мёртвые»!
«Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче гранитные плиты».
Зародилась, написал…, совершенствовал.

      Откуда  слова  «Вечный огонь» первого куплета, первый вариант?

Осень 1962г.  «… На съёмки приехал Константин Симонов. 41-й год и как люди себя в бою ведут,… кошмар, ад,
… Выжить, победить. Иначе победит враг. Третьего не дано: не ты, так тебя…
Мы с Высоцким слушали, как заворожённые…»
И.Пушкарёв, актёр.

      Выступления, концерты. Компании, друзья.  В 1964г. пришёл в театр на Таганке.
Известно, Юрий Любимов, режиссёр, не «смотрел» его, а слушал песни. И «Братские могилы» тоже. Сам фронтовик. Взял в театр сына фронтовика, почувствовал большой талант и что – то большее. Отцовское. Ответственность его за память о войне.

ВЫСОЦКИЙ  принёс в театр  ВЕЧНЫЙ  ОГОНЬ!
«К ним кто – то приносит букеты цветов
И Вечный огонь зажигают».

Премьера фильма  «ЖИВЫЕ  И  МЁРТВЫЕ»,  1964г.
Премьера в театре  «ПАВШИЕ  И  ЖИВЫЕ»,  1965г.

      Все свои концерты начинал с цикла военных песен. Почти всегда песней «Братские могилы».
«У меня много военных песен,
хотя сам никогда не служил.  Свои выступления я всегда начинаю с военной тематики».
В.Высоцкий.

      До 1967г., когда зажжён Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены, множество выступлений на публике. И слова из песни,
«А в  ВЕЧНОМ  ОГНЕ  видишь…
Горящее сердце солдата».

      Его песня о Вечном огне ускорила… создание Ансамбля памяти у Кремлёвской стены.
Не работа идеологии в СМИ.  Единственный  в стране,
напоминал, призывал. Каждодневно, еженедельно, ежемесячно, каждый год, в песне о Вечном огне.

О  ВЕЧНОЙ  ПАМЯТИ!
Публично, принародно, эмоционально.

      Песня в спектакле не звучала. В концертах, моно – спектаклях, на творческих встречах, вечерах.
Кинофильм «Я родом из детства», съёмки 1965г., премьера в 1966г.  Добавил эмоций, взрыв общественного мнения Марк Бернес. Прекрасно  исполнивший  песню в фильме.
По свидетельствам, исполнение артистом песни на концертах, люди не выдерживали. Были на грани обморока. Столь сильны были слова песни в сочетании с исполнением. Слова Высоцкого!

      Выступления перед фронтовиками. И пять лет, от одного к другому, через коллективы, организации, к Комитету ветеранов войны, к ЦК партии, к Л.Брежневу – фронтовику, слова из песни о  ВЕЧНОМ  ОГНЕ.

В памятную минуту стоишь и смотришь на огонь, видишь
ГОРЯЩЕЕ  СЕРДЦЕ  СОЛДАТА!



«НИКТО  НЕ  ЗАБЫТ,  НИЧТО  НЕ  ЗАБЫТО!»

      Время неумолимо. 40 лет назад, … молвы от высоких кругов власти.
Среди богемы, хорошо информированных граждан. По какой причине понятно «забытое».
Высоцкий имел отношение к созданию Могилы Неизвестному солдату у Кремлёвской стены! Идеологическое сопровождение – песня  «Братские могилы». Пел 5 лет, до зажжения Вечного огня Брежневым и 13 лет после.
Умышленно «забывали» и те, и другие!

      Все, кто хоть какое – то отношение имел к возведению Ансамбля памяти, были награждены.
Крупно поощрены. И некоторые не прилюдно, по разным причинам.
Не принято, не желательно, по другим. Практика тех лет. Не обсуждали, не говорили.

      «Забывчивые»  наигранно удивлялись благосклонностью к нему…

А  ОН  ОДИН,  создал информационное обеспечение, сопровождение проекта!
Миллионам граждан СССР,   НА  МНОГО  ЛЕТ  ВПЕРЁД!
Через магнитофонные плёнки вспомнить и почтить память Неизвестного солдата!
НАРОДУ, не находясь у Кремлёвской стены, за тысячи километров, почувствовать
ГОРЯЩЕЕ  СЕРДЦЕ  СОЛДАТА!

      Жестокий, печальный «приз», последний.  Его не забыли.
По высшему разряду, ритуальные услуги. Как им. Их провожали на лафете орудия, вслед за ним.
Его несли горячие руки благодарных людей, их горячих сердец!

      «Вместо того, чтобы становиться неудачником, которому не удаётся напечататься. Зачем, когда можно писать и петь вам? Это же тоже самое… 
А вы не думаете, что магнитофонные записи – это род литературы теперешней?»
Из книги Л.Шилова.
      Понятие «магнитофонная литература» впервые ввёл он и отстаивал. Является родоначальником этого явления. Для него не было проблемой. Он определился.
Не мог доказать это направление, что оно имеет право жить. Не успел обосновать, убедить…
      Магнитофон,…  магнитофонные плёнки принесли ему всенародную славу при жизни.

«… к… славе?  Конечно, внутренне гордился,… оставался… простым, доступным, своим».
Марина Влади.

      Праздник Победы! Торжества, ликование советского народа. Понемногу утихала боль за родных,  погибших при защите Родины, дома. Оставалась память. Отмечали торжественно, радостно. Ликования не меньше и за рубежом. США, Великобритания, вся Европа…, во всём мире.
Фронтовики,  надев ордена и медали, окружены заботой и почётом с благодарностью жителей стран, кого коснулась война.
      Могила Неизвестному солдату. Во многих странах она есть и в Памятные дни.
Руководители государств, граждане стран возлагают венки  и  МОРЕ  ЦВЕТОВ  памяти!
Вечный огонь, почти, во всех странах мира. Воину!  Его подвиг  БЕССМЕРТЕН,  он не забыт!
      
      Владимир Семёнович гордился своим отцом. Герой войны, свыше 20 боевых наград! Почётный гражданин, внесён в списки Вечной Славы городов и деревень Чехословакии. Взятие Праги  танковой Армией генерал – полковника Лелюшенко Д.Д. Отец, офицер, связист, для организации связи подразделений, первым на танке, врывались под огнём пуль и снарядов на захваченные врагом территории.
      Он ему и фронтовикам, народу страны создал незабываемый памятник – песню о 
ВЕЧНОМ  ОГНЕ,  О  ВЕЧНОЙ  ПАМЯТИ!

      ЕГО  ответственность –
СОЛДАТА, хотя сам никогда не служил, рядового страны, за память о Великой Отечественной войне.

      Песне «Братские могилы»  уже  ПОЛВЕКА  -  50 лет! 
Магнитофоны и сегодня в домах людей, и эта песня. Запись на старых плёнках. Звук не тот, но «крутят». Она на современных средствах воспроизведения и в студиях. Записана, проигрывается, её находит старшее поколение,  молодёжь и школьники для внеклассного чтения. Она рекомендуется, как напоминание о страшной войне, чтобы никогда не повторилось и век её будет, сколько будет
Вечный огонь!
Память о невозвратных потерях, потерянном поколении, вычеркнутых годах счастливой жизни.
О солдате, который не вернулся из боя.
Остался Неизвестным в земле, а  «Ведь Земля – это наша душа,…», его слова.
Память о погибших родных…

«… И многие из них погибли.
И мы зажгли по ним…  ВЕЧНЫЙ  ОГОНЬ».
В.Высоцкий.

      69 лет!  9 мая,  в этот день.  Через год 70 лет Победы и наш народ придёт к памятным местам.
Придут фронтовики, их с каждым годом  всё меньше и меньше. Придут к ним домой поздравить.
ЦВЕТЫ  ВЕСНЫ,  ЦВЕТЫ  ПОБЕДЫ!
С благодарностью -  поколения, которые чтят, помнят.
Народ  скорбя, возложит огромные, красивые букеты цветов на 
ГРАНИТНЫЕ  ПЛИТЫ.
Почтит память Минутой молчания и услышит в этот день, и не раз, песню Владимира Высоцкого,


БРАТСКИЕ  МОГИЛЫ

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто – то приносит букеты цветов
И Вечный огонь зажигают.
                Здесь раньше вставала земля на дыбы,
                А нынче -  гранитные плиты.
                Здесь нет ни одной персональной судьбы,
                Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
                У братских могил нет заплаканных вдов, -
                Сюда ходят люди покрепче.
                На братских могилах не ставят крестов,
                Но разве от этого легче?

В.Высоцкий.  «Я, конечно, вернусь…».  Изд. «КНИГА». 1988г.

      Песне, по эмоциональности, в  ОДНУ  СТРОКУ -   ВЕСЬ   СМЫСЛ,  нет равных до сих пор.
На концертах, по многочисленным свидетельствам, когда Высоцкий исполнял военные песни, люди, не стесняясь доставали платки…  Всхлипывания, плачь, рыдания… Не могу…,  покинутый зал.
      На Мемориалах, у Обелисков, памятниках. В парках, на улицах и в домах, за много тысяч километров от ВЕЧНОГО  ОГНЯ на Могиле Неизвестного солдата в Москве,  НЕПОБЕДИМЫЙ  НАРОД  слышит неповторимый голос, воспроизведённый с магнитофонных плёнок 60 -70-х годов, слова памяти:


«А в ВЕЧНОМ  ОГНЕ  видишь…
ГОРЯЩЕЕ  СЕРДЦЕ  СОЛДАТА».



      10 апреля  2014г.
70 лет освобождения  Одессы  от немецко – фашистских захватчиков!
Возложение венков к  памятнику  Неизвестному матросу  на  Аллее  Славы!  К  Стеле  «Крылья Победы!»
Весенние цветы на гранитные плиты. Благодарные жители  ГОРОДА  -  ГЕРОЯ  павшим!
ОНИ  ПОМНЯТ.  Венки на воду Одесского залива. И всюду цветы.
      Воспоминания участников тех памятных дней. Рассказы фронтовиков.      
Торжественные мероприятия. 
Парад.  Поздравления, пожелания.  Полевая кухня.  Концерты, гуляния.
Танцы под военный духовой оркестр. Песни студентов. Пляски под гармошку. САЛЮТ!
      
      Несгибаемый,  весёлый,  юморной  народ,  одесситы.
Немного устав от торжественности, грусти, печали воспоминаний. Попутно натанцевавшись, наплясавшись. Мысленно поблагодарив погибшего солдата и матроса за то, что живой и живёт. В кругу товарищей, предложив  знаменитый  послевоенный тост «Чтобы не было войны!», подняв «фронтовые» 100 и более грамм.  Выпить, поговорить о том и сём. 
Повспоминать, чего не было. Буркнуть, вспомнив что - то:  «Ещё не вечер!»
      Отправляясь  домой, вдогонку, напоследок услышать вопрос:  «Так и не сказал, как у тебя дела?»
Приостановившись,  вдаль.  Думая  о  своём, с досадой:  «Не хочу Вас расстраивать, но у нас всё хорошо».
 
 
«Всё в ОДЕССЕ: море, песни,
Порт, бульвар и много лестниц,…» 
В.Высоцкий.
 

Вариант на страницу ПРОЗА. РУ.
И из глав моей книги. 
Одесса  10 апреля 2014г.

         


Рецензии
Отличная статья, жаль, что не прочёл её раньше. Считаю, не не навязывая никому своего мнения, что Высоцкий провёл войну через сердца последующих поколений лучше и чувственнее, чем сотни книг и статей штатных пропагандистов. Он ПОЭТ, для последних 60 лет,не менее великий, чем Пушкин, Есенин для их времён. Широта охвата тем, эрудиция и образность - ещё будут оценены.
Наилучшего всего.

Геннадий Шлаин   24.07.2022 00:22     Заявить о нарушении
Спасибо.
Вы правы.

Владимир Конюков   24.07.2022 20:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.