Дмитрий Волкогонов. Троцкий

Как повелось у Волкогонова в его серии про советских вождей – это тоже двухтомник. После биографии Сталина Волкогонов разродился "Троцким" (1992), а чуть позже выпустил двухтомник про Ленина. И обе книги можно было вполне уместить в один том – текста для двухтомника у Волкогонова явно не хватило, и некоторые главы получились излишне затянутыми, а в случае "Ленина" и вовсе лишними.
 
Я читал "Троцкого" под оригинальным названием – без явно неподходящего подзаголовка "Демон революции", с которым книга переиздается в настоящее время. Новый подзаголовок не соответствует отношению автора к своему герою. Это в "Ленине" Владимир Ильич представлен в образе дьявольского создания, а в "Троцком" Лев Давидович – все-таки человек, хотя и всю жизнь служивший ложной идее. Сам Волкогонов скорее дал бы подзаголовок: "Российский Агасфер". "Яркая, сложная и неоднозначная личность" – вот как сам автор отзывается о Троцком. По ходу дела Волкогонов по-отечески его журит за неправильные взгляды, но не сильно. Весь свой яд против большевиков он припас для книги "Ленин".

Данную работу вполне можно порекомендовать для любителей истории, хотя и с оговорками. Иногда у Волкогонова проскальзывают откровенные "солженизмы", и тогда историческая книга начинает попахивать политическим памфлетом. К примеру, название главы 2 первого тома "Бесовство революции" – явный перебор. Присутствуют в работе и некоторые исторические глупости ("Сталин – это неизбежный продукт партийного монополизма и политической диктатуры одного класса").

Но в целом в "Троцком" автор старается выглядеть объективным историком и не раз подчеркивает, что установление единоличной диктатуры большевиков и "красный террор" во время Гражданской войны – это вина не только большевиков: "Так уж получилось, что другие политические силы, которые могли бы изменить вектор развития России, делали все, чтобы большевики остались в одиночестве на вершине власти. Без всякого надзора и контроля"; "Справедливости ради нужно сказать, что стать на путь террора большевиков в немалой степени заставили их классовые антиподы, не желавшие соглашаться со складывающейся не в их пользу ситуацией". Таких оговорок в книге "Ленин" уже не будет.

А главное достоинство книги о создателе Красной Армии – ее насыщенность документами, которые автор нашел в советских архивах. Доступ к архивам первым ("по блату") получил именно Волкогонов. Более ранние зарубежные биографы Троцкого были лишены такой возможности. 


Рецензии